НАВИГАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ.
Для безопасного и точного судовождения необходимо несколько приборов. Прежде всего понадобится лаг для измерения скорости яхты и расстояния. Самый простой из них - ручной лаг - используют, когда другие приборы не дают точных результатов, или для проверки точности более сложных инструментов. Все лаги необходимо откалибровать по ручному лагу или на мерной линии (миле) так, чтобы выявить любые погрешности. Наиболее сложные гидродинамические лаги имеют датчики давления, которые измеряют скорость воды, обтекающей корпус. Электронные устройства преобразуют сигналы от датчиков в цифровые значения скорости яхты и пройденного расстояния. На яхте должны быть эхолот, портативный радиоприемник с диапазонами длинных и средних волн, секундомер для определения характеристик световых сигналов навигационных знаков, бинокль 7 х 50, штурманские часы (желательно с будильником) и барометр или барограф.
РУЧНОЙ (СЕКТОРНЫЙ) ЛАГ.
Ручной лаг состоит из тяжелого фанерного треугольника (сектора), прикрепленного к линю, на котором завязаны узлы через каждые 7,71 м. Лаг бросают за корму яхты, и число узлов, которые пройдут через руку за 15 с, укажут скорость яхты (1 уз = 7,71 м за 15с).
ВЕРТУШЕЧНЫЙ ЛАГ.
Вертушечные лаги устанавливают на корпусе яхты ниже уровня ватерлинии. Частота вращения вертушки типа мельничного колеса или турбинки (небольшого винта) передается с помощью электронных средств или механически на дистанционный указатель скорости и пройденного расстояния.
МЕХАНИЧЕСКИЙ ЛАГ.
Механический лаг имеет вертушку, которую буксируют на длинном лине. Такой лаг нельзя использовать в водах с оживленным движением. Счетчик на другом конце линя (на борту яхты) регистрирует число оборотов вертушки в воде. На шкале счетчика стрелка показывает пройденное расстояние в милях. Последние модели счетчика имеют отдельный указатель скорости, но обычно скорость (в узлах) определяют по числу десятых долей мили, пройденных за 6 мин.
|
|
| Ручной (вертушечный) лаг.
| Вертушечный лаг.
| Механический лаг.
|
ЭХОЛОТ.
Эхолот измеряет время, за которое звуковой импульс достигает дна и в отраженном виде возвращается назад. Этот сигнал преобразуется в показатель глубины, который высвечивается на специальном табло или дисплее. Некоторые эхолоты имеют неоновый дисплей, по которому можно определить характер морского дна. Прямая линия на дисплее означает, что поверхность дна твердая, расплывчатая - что грунт илистый.
|
|
| Эхолот.
| Эхолот.
| Ручной лот.
|
РУЧНОЙ ЛОТ.
Традиционный измеритель глубины - ручной лот - состоит из лотлиня и груза. Современные лини калиброваны в метрах при помощи узелков или марок различных формы и цвета для каждой глубины. На практике груз и часть лотлиня держат в одной руке и бросают его вперед (по ходу судна). Когда груз достигнет дна и линь пройдет перпендикулярно к поверхности воды у борта яхты в натянутом положении, с лотлиня считывают значение глубины.
Ручной лот. Небольшое углубление в нижней части груза заполняют салом или жиром. Замерив глубину и подняв груз, вы получите пробу грунта.
Очень важно иметь современную (откорректированную) карту. При отсутствии карты у вас мало шансов пройти безопасно по намеченному маршруту, если этот район не знаком вам по долгому опыту плавания. Карты, составляемые гидрографическими службами большинства стран, содержат как новую, так и старую информацию. Карты выпускают также коммерческие фирмы. На основании тех же источников они печатают менее детальные, более похожие на сухопутные карты, с которыми гораздо легче обращаться. Зачастую для передачи информации используют цвет. Однако официальные карты стандартного размера и формата обычно содержат больше информации. Самый лучший вариант - иметь главную карту, составленную гидрографической службой, и дополнительно коммерческие карты. Поскольку карта плоская, изображение поверхности Земли немного искажается. Навигационные карты составляют в основном в меркаторской проекции. Масштаб, в котором выполнена карта, может быть мелким, средним и крупным. Крупномасштабные карты (планы) используют для гаваней и подходов к ним, среднемасштабные (путевые) - для секторов побережья и коротких морских путей, мелкомасштабные (генеральные) - для морей или их частей. Масштаб и тип карты выбирают в зависимости от предполагаемого района плавания яхты. Карта содержит множество условных обозначений и большое количество информации, в которой штурман должен хорошо разбираться. Очень мало, кто может запомнить все условные обозначения, поэтому лучше всего иметь на борту специальное пособие по всем используемым условным обозначениям. Как и наземные, морские карты - результат систематически проводящихся съемок, по которым сверяют старые карты и регулярно издают новые. Любые карты необходимо периодически корректировать: можно сделать это самостоятельно или послать свою подборку карт в соответствующую картографическую службу. В первом случае нужна регулярная официальная информация. В Великобритании "Извещения мореплавателям", публикуемые еженедельно и рассылаемые бесплатно гидрографическим департаментом Министерства обороны, содержат все изменения и уточнения к Адмиралтейским картам и публикациям.
Часть типичной Адмиралтейской карты. Западные подходы к Те-Соленту, 2219.
Компасная картушка. В различных местах на карте изображены истинная и магнитная картушки. Они облегчают прокладку истинных и магнитных направлений при помощи параллельной линейки.
Широта и долгота. Горизонтальные и вертикальные линии на карте (линии широты - параллели, долготы - меридианы) образуют сетку - систему для определения местоположения. Зная широту и долготу, находят на карте точку, из которой при помощи штурманских инструментов прокладывают курс.
Приливные течения. Данные о приливных течениях в нужном районе приводят в таблице где-нибудь на полях карты. Соответствующую точку на карте выделяют, приливным ромбом, а в таблице дают скорость и направление течения в этой точке.
Нуль карты. Это уровень, от которого измеряют все глубины и осыхающие высоты. На карту нанесены контурные линии на глубинах 10,5 и 2 м. Глубины до 10 м окрашены в голубой цвет, до 5 м - в более насыщенный голубой цвет. Любые участки, которые осыхают, имеют зеленый цвет. При этом, если указаны значения высот от нуля карты в метрах, то подчеркнутые цифры означают осыхающие высоты.
Буи. Один из самых важных видов информации, которую дает карта, - это тип и положение буев. Здесь показаны буи трех различных видов.
Условные обозначения. Множество обозначений на карте предупреждает об опасности. Типичный знак, показывающий, что в этом месте имеются осыхающие камни, приведен на рисунке внизу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|