ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Специальность: 050711.65 «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью «Юриспруденция»
Выполнила: студентка 5 курса очной формы обучения Фокина Ольга Фёдоровна
Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры ПНО и СП Ползунова Надежда Михайловна
Рецензент:_____________________________________________________________________________________________
Допустить к защите: Зав. кафедрой ______И.Г. Маракушина Протокол от «17» мая 2011, № 12 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.. 8 1.1 Сущность и характеристика аддиктивного поведения подростков. 8 1.2 Факторы, влияющие на возникновение аддиктивного поведения в подростковом возрасте. 14 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.. 21 2.1 Понятие воспитательного потенциала семьи. 21 2.2 Использование воспиательного потенциала семьи в профилактике аддиктивного поведенич подростков. 26 ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВНАИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО В ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 35 3.1 Характеристика базы исследования. 35 3.2 Цель, задачи, методы и методики психолого – педагогического исследования 38 3.3 Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента. 41 3.4 Анализ и интерпретация результатов формирующего эксперимента. 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 63 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.... 65 ПРИЛОЖЕНИЯ... 69
ВВЕДЕНИЕ На фоне политической и социально-экономической нестабильности в России особенно остро встала проблема аддиктивного поведения подростков, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ, которое не доводит их до стадии психической и физической зависимости. Проблема усугубляется социальной дезинтеграцией, потерей смысла происходящего у молодёжи в окружающей действительности, неуверенностью в завтрашнем дне. Молодое поколение оказалось не способным к противостоянию стрессогенной реальности, а родители, к сожалению, не всегда обладают необходимыми воспитательными навыками, позволяющими обучить детей стратегиям поведения, способствующим преодолению стресса. Соответственно, непрерывный рост стрессовых ситуаций, с одной стороны, и невозможность им противостоять, с другой, ведут к использованию молодыми людьми непродуктивных, а порой саморазрушающих путей совладания со стрессом, например таких, как потребление никотина, алкоголя, наркотиков. При этом в общей детско-подростковой популяции употребляющих психоактивные вещества за последнее время произошло значительное расширение возрастных границ, что лишний раз свидетельствует об угрожающих масштабах данной проблемы (5, 8). Исследования показывают, что в возрасте от 15 до 19 лет курит 40% (2,5 миллиона) юношей и 7% (0,5 миллиона) девушек. По данным социологических исследований, от 18 до 22,2 % молодежи регулярно употребляют наркотики или уже являются наркоманами, а доля молодежи, пробовавшей наркотик хотя бы один раз, приближается к 50 %. По данным исследований, в России подростки начинают потреблять алкоголь в 12-13 лет. В возрастной группе до 22 лет алкоголь потребляют более 70% человек (30). Анализ научной литературы показал, что профилактика зависимостей среди подростков рассматривалась самостоятельно в отдельных аспектах (социальном, медицинском, психологическом, педагогическом, юридическом). Большинство исследований проводилось в медицинском аспекте (А.Г. Врублевский, И.Н. Пятницкая, П.И. Сидоров, Ю.А. Строганов, М.Г. Цетлин и другие) и социальном (A.A. Габиани, М.М. Русакова, Г.Г. Силласте и другие). Относительно недавно стали рассматриваться психологические и социально-педагогические аспекты данной проблемы. Появились работы по изучению психологических особенностей детей и взрослых, употребляющих психоактивные вещества (B.C. Битенский, P.P. Гарифуллин, Данилов А. и Данилова И., С.А. Завражин, Д.В. Колесов, И.С. Кон, А.Е. Личко, М.И. Мосягин, H.A. Сирота, Л.К. Фортова, O.A. Шорохова, В.М. Ялтонский и другие). Зарубежные исследователи проблемы аддиктивного поведения подростков опираются на концепции необихевиоризма, экзистенциализма, теории аномии (Г. Гривз, Н. Моусли, В. Файн, Ч. Фредерик, X. Хилл, Г. Штилер, А. Эйчхорн и другие). Различным аспектам изучения семьи и семейного воспитания посвящены исследования философов и социологов (Л.П.Буева, В.В.Розанов, Н.Я.Соловьев, В.Я.Титаренко и др.), психологов (А.А.Бодалеев, И.С.Кон, В.Л.Левин, А.М.Прихожан, А.С.Спиваковская, Н.Н.Толстых), психотерапевтов (А.И.Захаров, Б.Д.Карвасирский, А.Е.Личко и др.). Проблемы семьи и семейного воспитания рассматриваются и в трудах зарубежных социологов и психологов (Р.Байярд, Д.Байярд, Д.Лешли, П.Лич и др.), психотерапевтов и психиатров (Р.Кэмпбелл, А.Фрамм), педагогов (Л.Анзорг, Я.Корчак, Б.Спок, Л.Перну). Следует отметить, что в психолого-педагогических исследованиях всесторонне изучены различные аспекты семейного воспитания (Ю.П. Азаров, А.В. Александрова и др.). Исследуются вопросы формирования педагогической культуры родителей и ее влияния на семейные отношения (И.В. Гребенников и др.). Рассматриваются вопросы взаимодействия родителей с детьми (М.С. Певзнер). В проведенных исследованиях показана значимость взаимодействия семьи и школы в развитии личности ребенка в семье (Р.М. Капралова, В.А. Маншева, Ф.С. Махов, О.Н. Урбанская и др.). Отдавая должное ученым 60 – 80-х гг., нужно сказать, что они в основном занимались поиском закономерностей функционирования семьи социалистического типа в советском обществе, в то время как сегодня у семьи появились новые, весьма специфические, проблемы, связанные с переменами в обществе, а главное - в сознании людей. Поэтому не случайно в последнее время в педагогической науке вопросам педагогической культуры родителей, воспитательному потенциалу семьи стало уделяться все больше и больше внимания. Сегодня все более обостряется противоречие между значимостью проблемы антинаркотического, антиалкогольного и антиникотинового воспитания подростков и отсутствием специальных комплексных исследований, освещающих эту проблему, посвященных ее разрешению. Анализ научной литературы показал, что аспекты использования воспитательного потенциала семьи в профилактике аддиктивного поведения подростков изучены в недостаточной степени. Хотя данная проблема достаточно значима, так как семья является первичным и основным институтом социализации, именно семья может оказать помощь и поддержку подростку в поиске путей избавления от зависимого поведения. С учётом изложенных данных был сделан выбор темы исследования: «Использование воспитательного потенциала семьи в профилактике аддиктивного поведения подростков». Цель исследования: изучить влияние воспитательного потенциала семьи на профилактику аддиктивного поведения подростков. Объект исследования: профилактика аддиктивного поведения подростков. Предмет исследования: учёт воспитательного потенциала семьи в профилактике аддиктивного поведения подростков. Гипотеза исследования: высокий уровень воспитательного потенциала семьи позитивно влияет на профилактику аддиктивного поведения подростков. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования: 1) раскрыть понятия «аддиктивное поведение», «профилактика», «воспитательный потенциал семьи»; 2) установить причины, приводящие подростков к зависимостям; 3) выявить типы семей по уровню их профилактического и воспитательного потенциала; 4) провести исследование с целью выявления уровня воспитательного потенциала семьи и использования его в профилактике аддиктивного поведения подростков; 5) разработать программу социально-педагогического сопровождения использования воспитательного потенциала семьи при профилактике аддиктивного поведения подростков. Методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование, тестирование, количественная и качественная обработка результатов исследования, констатирующий и формирующий эксперимент. Теоретической базой исследования являются: концептуальные основы аддиктивного поведения и его профилактики, разработанные Ц.П Короленко, Т.А Донских, Е.В Змановской, В.Д Менделевичем, Н.А. Сирота, А.Е Личко, Н.С Курек; теоретические основы семейного воспитания, изложенные в работах Е.И Сермяжко, Б.Н Умарова, В.М Целуйко, В.Р Рахмановой, В.С Битенского, а также работы Л.Н Рыбаковой, В.Е Пелипас, разработавших классификацию типов семей по защите подростка от аддиктивных агентов и др. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы социально-педагогического сопровождения использования воспитательного потенциала семьи в профилактике аддиктивного поведения подростков. База исследования: исследование проводилось в период с ноября 2010 года по февраль 2011 года на базе МОУ «Общеобразовательная средняя школа г. Мезень». ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|