Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ




 

Современные ученые достаточно подробно разрабатывают объяснения возникновения зависимого поведения, выделяют основные направления, группы факторов. Существуют различные подходы к выделению факторов, влияющих на возникновение аддиктивного поведения в подростковом возрасте.

По мнению зарубежных авторов, факторы, влияющие на возникновение аддиктивного поведения можно классифицировать следующим образом:

1) демографические факторы: возраст, пол, национальность, раса, образование, занятость, доход семьи;

2) психосоциальные факторы: семейные нарушения и дисфункции, семейное злоупотребление психоактивными веществами и нарушения эмоциональных взаимоотношений родителей, уровень поддержки положительных школьных установок, дисфункции школьной среды, низкая мораль и нравственность учителей;

3) макросоциальные факторы: терпимость общества к психоактивным веществам; общественные дисфункции (например, преступность, связанная с наркотиками, высокий уровень их потребления); уровень общественной поддержки борьбы со злоупотреблением психоактивными веществами;

4) биологические и генетические факторы: соматические заболевания, задержка психического развития, гиперактивность и дефицит внимания, поиск новых ощущений, чувствительность к боли, алкоголизм у родителей и родственников (33).

Отечественные исследователи данной проблемы выделяют следующие группы факторов:

1) социальные факторы: доступность, мода, степень грозящей ответственности, влияние группы подростков;

2) психологические факторы: тип акцентуации характера, привлекательность возникающих ощущений и их переживание, выработка гедонических установок, страх причинить себе реальный вред, отсутствие социальных интересов, стремление к самоутверждению.

3) биологические факторы: степень изначальной толерантности (индивидуальная непереносимость, высокая устойчивость), отягощение наследственности, органические поражения мозга, хронические болезни, природа употребляемого вещества (14).

Также по мнению некоторых учёных, таких как Умаров Б.Н, Целуйко В.М, Рахманова В.Р и др. можно выделить ряд факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи и как следствие влияния данных факторов, нарушение взаимоотношений в семье и выбор аддиктивной линии поведения:

1) неполный состав семьи;

2) нарушения в структуре семьи, смещение ролевых функций родителей;

3) дефицит времени на воспитание, внутрисемейное общение ввиду заг-

руженности родителей на работе;

4) недостаточный уровень педагогической подготовки родителей и незна-

ние возрастных психологических и индивидуально-типических особенностей

подростков и адекватных им методов воспитательного воздействия;

5) отсутствие ответственности за воспитание и формирование личности

ребенка;

6) отсутствие должного контроля над поведением ребенка, организацией

его досуга;

7) отсутствие эмоционального контакта, внимательного, теплого, забот-

ливого отношения к ребенку, незнание его потребностей и интересов;

8) ошибки родителей в построении взаимоотношений с собственными

детьми;

9) наличие конфликтных ситуаций в семье и другое (42).

Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу (31).

В начале подросткового возраста у ребёнка появляется и усиливается стремление походить на старших, причём такое желание становится настолько сильным, что подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного отношения с собой как с взрослым человеком. В то же время он ещё далеко не во всём отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает ему. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счёт того, что и сами взрослые начинают относиться к ним не как к детям, а более серьёзно и требовательно. С подростка спрашивают больше, но ему и разрешается многое. Всё это порождает у подростка представление о себе как о человеке, переставшем быть ребёнком, перешагнувшем за порог детства. Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое создаёт совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой (12, 20).

В силу особенностей подросткового возраста наибольшее влияние на формирование зависимостей подростков оказывают такие факторы как социальные и психологические.

Самый лёгкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12-13 лет, копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входят мода в одежде, причёски, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения, в том числе с употреблением алкоголя, наркотиков и так далее. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

Типичная черта подростковых групп – высокая степень конформности. Подростки зачастую некритически относятся к мнению группы и её лидеров. Желание быть «как все», которое распространяется не только на одежду, но и на эстетические вкусы, а главное – на стиль поведения, часто приводит к различным девиациям, например, употребление алкоголя (1).

Робость, застенчивость – самая распространённая коммуникативная трудность подросткового возраста. Застенчивость считается нежелательным качеством, и подростки стремятся от неё избавиться не лучшим путём, употребляя алкогольные напитки, наркотики (33).

Также большое влияние на формирование аддиктивного поведения в подростковом возрасте может оказать семья. Ведь особенности личности подростка формируются главным образом здесь. Семья как малая социальная группа является наилучшей воспитательной средой. Однако, часто семья не является для подростка тем «островком безопасности», которым она должна быть. Современные семьи обладают недостаточным уровнем воспитательного потенциала. Для семьи характерно наличие таких особенностей как смещение ролевых функций родителей, неполный состав семьи, недостаточный уровень педагогической подготовки родителей, отсутствие должного контроля за детьми и др. Всё это приводит к нарушению детско-родительских отношений и как следствие уход детей на улицу, выбор аддиктивной линии поведения (34).

Можно сделать вывод о том, что такие социальные факторы как мода, подражание авторитетам, влияние группы сверстников, а также психологический фактор: индивидуальные особенности оказывают наиболее сильное влияние на формирование аддиктивного поведения подростков.

Таким образом, анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что существуют различные подходы к определению факторов, влияющих на возникновение аддиктивного поведения подростков. Можно выделить 3 основные группы данных факторов:

1) биологические (хронические болезни, генетическая предрасположенность);

2) психологические (индивидуальные особенности подростков);

3) социальные (неинтегрированность в группу сверстников, нарушение гармонии в детско-родительских отношениях)

Данные факторы необходимо учитывать при выборе специалистами стратегии профилактической работы, направленной на решение проблем аддиктивного поведения подростков.


Выводы по 1 главе.

Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:

1) аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций;

2) подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности человека. Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для позитивной реализации своих потенциалов процессы самоутверждения могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям. В связи с этим возникает опасность выбора аддиктивной линии поведения.

3) существуют различные подходы к определению факторов, влияющих на возникновение аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Проанализировав основные подходы, можно выделить 3 группы:

а) биологические (хронические болезни, генетическая предрасположенность);

б) психологические (индивидуальные особенности подростков);

в) социальные (неинтегрированность в группу сверстников, нарушение гармонии в детско-родительских отношениях);

а также некоторые учёные выделяют ряд факторов, связанных с влиянием воспитательного потенциала семьи на возникновение аддиктивного поведения у подростков;

4) Именно семья может оказать помощь и поддержку подростку в поиске путей избавления от зависимого поведения. Однако, семьи бывают разными по своим воспитательным возможностям, в связи с этим в педагогике употребляется понятие «воспитательный потенциал» семьи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных