ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯЦель исследования: изучить влияние воспитательного потенциала семьи на профилактику аддиктивного поведения подростков. Задачи исследования: 1) подобрать методы исследования по изучению использования воспитательного потенциала семьи в профилактике аддиктивного поведения подростков; 2) провести диагностическое исследование с целью выявления уровня зависимостей испытуемых, типов семей по уровню воспитательного потенциала, ценностных ориентаций испытуемых и их родителей, детско-родительских отношений; 3) провести количественный и качественный анализ результатов; 4) разработать программу социально – педагогического сопровождения использования воспитательного потенциала в профилактике аддиктивного поведения подростков. В исследовании использовались следующие методы и методики: 1) Анкетирование – психологический, вербально – коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое количество людей за короткий срок. Целью проведения анкетирования было выяснение наличия наркотической, никотиновой, алкогольной зависимости у испытуемых; выявление типов семей по степени их профилактического потенциала (по степени защиты подростка от аддиктивных агентов). 2) Наблюдение – целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта (26). В исследовании был использован опосредованный метод наблюдения, при котором анализируются и сопоставляются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми. С целью выявления социально - экономического статуса семей испытуемых, иерархии внутригрупповых отношений. 3) Социометрия – метод изучения особенностей межличностных отношений в малых группах для решения следующих задач: 1. измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; 2. выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); 3. обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами. Метод состоит в том, что основным измерительным приёмом является вопрос, отвечая на который каждый член группы проявляет своё отношение к другим. Результаты заносятся на социограмму, либо в таблицу. Положительный статус характеризует лидерскую позицию члена группы. Негативный – дезорганизующие тенденции в поведении личности (6). 4) Психологическое тестирование – стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально – психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков (40). Методики: 1) Проективный тест «Рисунок семьи» - данная методика является полифункциональной. Она проводится с целью выявления особенностей внутрисемейных отношений. В зависимости от целей исследования, от методологической базы, на которой строится исследование, методику "Рисунок семьи" можно использовать с одной стороны для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между членами семьи ("семья глазами ребенка"). С другой стороны, данную методику можно рассматривать как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам, особенности "Я-образа" ребенка, его половой идентификации. Данная методика использовалась с целью выяснения особенностей детско – родительских отношений: наличия конфликтных ситуаций, особенностей эмоциональных связей между родителями и детьми. 2) «Оценка терминальных ценностей» И. Г Сенина – основным диагностическим конструктом данной методики являются терминальные ценности. Под термином «ценность» понимается отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту, субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность. Перечень терминальных ценностей включает восемь ценностей, которые реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. Данная методика использовалась с целью установления взаимосвязи между терминальными ценностями испытуемых и уровнем воспитательного потенциала семей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|