![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТААнализ результатов комплексного исследования в рамках констатирующего эксперимента позволяет сделать следующие выводы. Цель настоящего исследования заключалась в изучении влияния воспитательного потенциала семьи на профилактику аддиктивного поведения подростков. На первом этапе были исследованы следующие показатели: социометрический статус учащихся в классе; уровень наркотической, никотиновой, алкогольной зависимости у испытуемых; внутрисемейные отношения; терминальные ценности обучающихся и их родителей; типы семей по уровню воспитательного потенциала. Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице 2. Результаты социометрического исследования свидетельствуют о том, группа испытуемых представлена следующими социометрическими статусами: «лидеры» - 2 человека, «принятые» - 13 человек, «непринятые» - 3 человека. Испытуемые, входящие по результатам социометрии в группу лидеров, не курят, не употребляют алкоголь. У испытуемой 1Ж из группы «лидеров» выявлен первый тип семьи по уровню профилактического потенциала, что свидетельствует о высоком уровне воспитательного потенциала семьи. Для данного типа семьи характерно наличие всех компонентов воспитательного потенциала: эмоционального, интеллектуального, действенно – практического. Об этом свидетельствует благоприятный морально-психологический климат в семье, родители обладают знаниями по педагогике и психологии, умеют их применять в воспитании детей, родители сотрудничают с педагогами и специалистами образовательного учреждения. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что испытуемая ориентирована на достижения в учебной деятельности, она стремится добиваться конкретных результатов в образовательном процессе. Для мамы испытуемой ценно духовное удовлетворение в сфере семейной жизни. Что выражается в стремлении к глубокому взаимопониманию со всеми членами семьи, духовной близости с ними. У испытуемого 2М из группы «лидеров» выявлен второй тип семьи по уровню профилактического потенциала. Это свидетельствует о высоком уровне воспитательного потенциала и о том, что для данной семьи также характерно наличие всех трёх компонентов воспитательного потенциала. По результатам исследования испытуемый неконфликтно относится к семье, мама испытуемого характеризует эмоциональные связи в семье как ослабленные. Родители обладают определёнными педагогическим знаниями, однако, не придают особого значения вопросам просвещения и профилактики. Родители готовы в случае возникновения конфликтных ситуаций обратиться за помощью к специалистам. Также результаты диагностики свидетельствуют о том, что для учащегося ценностью является духовное удовлетворение в сфере увлечений. Это выражается в стремлении испытуемого иметь такое увлечение, которому можно отдать всё свободное время, стараясь глубже проникнуть в сам предмет увлечения. Для мамы испытуемого ценностью являются достижения в сфере семейной и профессиональной жизни. По всей видимости, она стремится к тому, чтобы в семейной и профессиональной жизни добиваться каких-либо реальных результатов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для испытуемых группы лидеров характерен первый и второй типы семей. Наблюдается высокий уровень профилактического потенциала семьи, характерно наличие всех компонентов воспитательного потенциала. По результатам социометрии 13 учащихся класса входят в группу «принятых». Испытуемые 8М, 14М, 6Ж курят на момент исследования (не реже 1-2 раз в день), также испытуемый 8М употребляет алкоголь(не реже 1-2 раз в месяц). Для испытуемых 5Ж и 11М из данной группы характерен первый тип семьи по уровню профилактического потенциала, воспитательный потенциал семьи на высоком уровне. Для данного типа семьи характерно наличие всех компонентов воспитательного потенциала: эмоционального, интеллектуального, действенно – практического. Об этом свидетельствует бесконфликтное общение членов семьи, родители обладают высоким уровнем общей культуры, умеют применять педагогические и психологические знания в воспитании детей, сотрудничают со специалистами школы. Также результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что для испытуемой 5Ж ценностью являются достижения в сфере обучения и образования, она стремится добиваться конкретных результатов в процессе образования. Родители испытуемой ориентированы на достижения в сфере общественной жизни и престиж в профессиональной сфере. Это свидетельствует о том, что они стремятся добиваться конкретных результатов в своей общественно-политической деятельности и иметь работу или профессию, которая высоко ценится в обществе. Для испытуемого 11М ценностью являются достижения в сфере увлечений, он стремится ставить конкретные цели в сфере своего увлечения и добиваться их. Мама испытуемого стремится к достижению духовного удовлетворения в сфере семейной жизни, стремится к достижению взаимопонимания со всеми членами семьи. Результаты исследования свидетельствуют о том, что для испытуемых 3Ж, 4Ж, 7Ж, 8М, 10М, 14М, 15М группы «принятых» характерен второй тип семьи по уровню профилактического потенциала, что свидетельствует о высоком уровне воспитательного потенциала. Для данного типа семьи характерно наличие всех трёх компонентов воспитательного потенциала. Общение в большинстве семей данной группы можно охарактеризовать как бесконфликтное, но в то же время наблюдается ослабленность эмоциональных контактов между членами семьи. Родители обладают определёнными педагогическими и психологическими знаниями, однако, не придают особого значения вопросам профилактики и просвещения. В случае возникновения трудных ситуаций готовы обратиться за помощью к специалистам. Также в группу «принятых» по результатам анкетирования входят испытуемые 6Ж, 9М, 12М, 13М, для которых характерен третий тип семьи по уровню профилактического потенциала, что свидетельствует о среднем уровне воспитательного потенциала семьи. Для данного типа семьи характерно наличие двух компонентов воспитательного потенциала: интеллектуального и действенно-практического. Родители обладают достаточно высоким уровнем общей культуры, но не всегда знают, как применить имеющиеся знания в процессе воспитания. Чаще всего стараются решить возникающие проблемы самостоятельно, но в случае необходимости готовы принять помощь специалистов. Эмоциональный компонент отсутствует, что подтверждается результатами проективной методики «Рисунок семьи»: для испытуемых характерно конфликтное общение в семье, ослабленность эмоциональных связей. Для испытуемых ценностью являются достижения, активные социальные контакты, духовное удовлетворение в сфере увлечений. Можно сделать вывод о том, что испытуемые стремятся добиваться конкретных результатов, реализовывать свою социальную направленность в сфере своего увлечения, а также иметь такое увлечение, которому можно отдать всё своё свободное время. Для родителей испытуемых значимо высокое материальное положение в сфере профессиональной и семейной жизни. Это свидетельствует о том, что родители хотят иметь работу или профессию, которая гарантирует им высокую заработную плату, стремятся к наиболее высокому уровню материального достатка в своей семье. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что для большинства испытуемых, входящих в группу «принятых», характерен второй тип семьи по уровню воспитательно-профилактического потенциала. Скорее всего, родители в таких семьях не придают особого значения упреждающему просвещению подростков, зато они ориентированы на поддержание гармоничных отношений в семье. Можно сделать вывод о наличии в данных семьях всех трёх компонентов воспитательного потенциала, однако, в большей степени реализуется эмоциональный компонент. В группу «непринятых» входят 3 учащихся. Для испытуемой 16Ж характерен второй тип семьи по уровню профилактического потенциала, что свидетельствует о достаточно высоком уровне воспитательного потенциала семьи и о наличии всех его компонентов: эмоционального, интеллектуального, действенно – практического. Однако, испытуемая конфликтно относится к семье в целом, в тоже время мама характеризует общение в семье как бесконфликтное. Родители испытуемой обладают высоким уровнем общей культуры, но уделяют недостаточно внимания вопросам профилактики и просвещения. Родители готовы в случае возникновения конфликтных ситуаций обратиться за помощью к специалистам. Для испытуемой ценностью является духовное удовлетворение в сфере увлечений, она стремится иметь такое увлечение, которому можно посветить всё свободное время, стараясь глубже проникнуть в сам предмет увлечения. А для родителей значимо духовное удовлетворение в сфере семейной жизни. То есть они стремятся к достижению гармоничных взаимоотношений в семье. Испытуемый 17М на момент исследования курит (не реже 2-3 раз в день), употребляет алкоголь(не реже 1-2 раза в месяц). Для испытуемого характерен третий тип семьи со средним уровнем воспитательного потенциала. Для данного типа семьи характерно наличие двух компонентов воспитательного потенциала: интеллектуального и действенно-практического. Родители обладают достаточно высоким уровнем общей культуры, но не всегда знают, как применить имеющиеся знания в процессе воспитания. Чаще всего стараются решить возникающие проблемы самостоятельно, но в случае необходимости готовы принять помощь специалистов. Эмоциональный компонент воспитательного потенциала отсутствует, что подтверждается результатами проективной методики «Рисунок семьи»: испытуемый конфликтно относится к семье. Ценность для него являются достижения в сфере увлечений, то есть он стремится ставить конкретные цели в сфере своего увлечения и добиваться их. Также для испытуемого 18М из данной группы характерен четвёртый тип семьи по уровню профилактического потенциала, что свидетельствует о среднем уровне воспитательного потенциала семьи. Можно говорить о частичном наличии критериев и показателей всех трёх компонентов воспитательного потенциала у четвёртого типа семьи. Испытуемый неконфликтно относится к семье в целом, мама характеризует общение в семье как бесконфликтное, можно отметить ослабленность эмоциональных связей в семье. Родители обладают достаточно высоким уровнем общей культуры, педагогическими знаниями, реализуя их на практике без учёта индивидуальности ребёнка. О наличии действенно-практического элемента свидетельствует готовность и желание родителей участвовать в родительских собраниях, консультациях. Ценностью для испытуемого являются достижения в сфере обучения и образования, то есть он стремится добиваться конкретных результатов в процессе обучения. Для мамы испытуемого значимы активные социальные контакты в сфере семейной жизни. Это выражается в высокой значимости для неё определённой структуры взаимоотношений в семье. В исследуемой группе «непринятые» у семей испытуемых выявлен недостаточный уровень воспитательного потенциала. Таким образом, можно сделать вывод о том, что не во всех семьях уровень воспитательного потенциала находится на достаточном уровне, поэтому они не могут активно влиять на профилактику аддиктивного поведения подростков. Для преодоления возникших трудностей в использовании воспитательного потенциала семьи в профилактике аддиктивного поведения подростков требуется комплексная профессиональная социально-педагогическая поддержка, в которой должны принимать участие все субъекты образовательного процесса.
Результаты констатирующего эксперимента Таблица 2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|