Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Логические основы системного анализа.




 

 

6.Формирование исследования: понятие, основания классификации. «Дерево целей» и исследование его уровней. Определение проблемы исследования.

 

ПОРГ

1.Конституционное право России: понятие, метод, источники, место в системе права РФ.

КП России явл-ся одной из отраслей системы права РФ, оно отлич-ся от др. отраслей права по предмету и методу.

Предмет КП России – совок-ть наиболее общих, существенных, основополагающих общ-х отношений, складывающихся м/ду личностью, общ-вом и гос-вом. Общест-е отношения образуют фундамент системы соц-х связей, подлежащих проавовому регулированию в эконм-й, полит-й, соц-й, духовной и иных сферах жизнедеятельности. Эти отношения отличяются рядом особенностей: - они возникают, измен-ся и прекр-ся во всех сферах соц.жизни; - явл-ся основополагающими. базовыми, составляют содержание всех остальных общ-х отношений.

Методы КП: - метод дозволения – КП устанавливает К.права, свободы чел-ка и гр-на, закрепляет правовой статус высших органов и долж-х лиц гос.власти; - метод запрещения проявляется в установлении конкрет-х запретов (запрет пропаганды расового. нац-го превосходства); - метод обязывания – устанавливает ряд конкретных обязанностей.

Источники КП: это действующие з-ны и иные н-п акты, кот. содержат КП нормы. Осн.источник – Конституция РФ. Кроме того: ФКЗ, ФЗ, Конституции и Уставы субъектов РФ. Источниками признаются акты международного права, определяющие правовой статус чел-ка и гр-на (это всеобщая Декларация прав человека, международный пакт об эк-х, соц-х и культ-х правах). Особыми видами И. явл-ся Декларации и федеративные договоры (Декларация о гос.суверинитете. Декл.о языках народов России 91г., Декл. прав и свобод чел. и гр-на, Фед. договоры м/ду РФ и субъектами о разграничении предметов ведения); Уставы органов МСУ, отд.з-ны СССР, н-п акты Президента РФ, палат ФС РФ, высших долж-х лиц суб.РФ, прав-ва РФ, принятые по вопросам конст-го стр-ва.

Соотношение – КП является исходным. Все др.отрасли права основываются на закрепленных КП принципах орг-ции системы публичной власти, принципов российского федерализма, конст-го устройства. Др.отрасли детализируют и конкретизируют констит-е предписания и обеспечивают охрану конст-х предписаний.

2.Конституция РФ: понятие, сущность, особые свойства, структура и форма.

К.РФ –основной закон России. Она принята на всенародном голосовании 12.12.93г. Это воплощение воли многонац-го росс-го народа, выраженной всенародным голосованием, учреждение демократ-х основ гос-ва и общ-ва, кот. исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Структура К.РФ – преамбула; - два раздела: 1 раздел 9 глав (основы конст-го строя, права и свободы чел. и гр-на, федерат.устройство, Президент РФ, ФС, Прав-во РФ, судебная власть, МСУ, конкт-е поправки и пеерсмотр К.); 2 раздел – заключит. и переходные положения.

Форма К.РФ: по субъекту – она явл-ся федеральной; по способу учреждения – народной; по способу изложения – писаной, по способу изменения – жесткой (изм-я м.б. внесены в усложненном порядке).

Особые свойства – 1) К.РФ явл-ся н-п актом прямого действия, т.е.нормы К. применяются на всей терр-ии РФ непосредственно, независимо от того принят или нет н-п акт, кот. бы детализировал ее нормы. Она явл-ся законом, на кот. непосредственно можно ссылаться в суде при защите своих прав и свобод. 2) обладает высшей юр. силой, т.е. все иные з-ны и н-п акты не должны противоречить К,РФ. 3) явл-ся базой текущего законод-ва (все иные з-ны и подзаконные н-п акты приним-ся на основе и во исполнение К.). 4) имеет основополагающий характер. Она регулирует наиболее важные и значимые общ-е отношения, носит общерегулятивный, обобщающий характер. 5) имеет консолидирующий характер. Она создает условия для гармоничного, согласованного, сбалансированного, экон-го, полит-го, духовного развития федерации. 6) отличается стабильностью и реальностью: стабильность в длительности действия норм, реальность – К. отражает действительный уровень прав и свобод чел-ка и гр-на, сложившийся в мировом общ-ве. 7) охраняется в особом порядке –нормы К. обеспечиваются всеми средствами гос. принуждения, в т.ч. особыми (н-р ин-т уполномоченного по правам чел-ка, международный суд).

3.Основы конст. строя РФ: понятие, классификация, общая характеристика.

Конституционный строй – это закрепленный в конституционно-правовых нормах гос. строй. Гос. строй представляет собой совок-ть общественных отношений, выражающих основополагающие свойства, взаимосвязи и взаимодействия в механизме организации и функционирования гос-ва. С одной стороны конституционный строй – это форма орг-ции гос-ва, обеспечивающая подчинение гос-ва праву; с др. стороны это способ функционирования гос-ва установленный правом. Содержание основ констит. строя России:

1) признание народа носителем всей власти;

2) разделение гос. власти на ветви;

3) признание парламентаризма в основе построения законодательной власти;

4) признание федерализма за основу организации гос. власти;

5) признание идеологического и политического многообразия;

6) признание республиканской формы правления;

7) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

8) признание и обеспечение гарантий МСУ;

9) провозглашение суверенитета российского государства;

10) подчинение всей системы гос. власти праву.

Перечисленные принципы позволяют классифицировать конституционный строй на экономические основы, политические, духовные, идеологические и социальные.

Экономические основы конституционного строя РФ составляют основополагающие идеи (принципы), закрепляемые в нормах К.РФ, кот. явл-ся предпосылками эконом. отношений в РФ. Они по своему содержанию представляют стихийный обмен товаров и услуг (или рынок). В зависимости от вида товаров и услуг можно выделить виды обменов, сложившиеся на основе К.РФ: рынок ценных бумаг, валютный рынок, товарной биржи, рынок средств пр-ва и недвижимости, рынок интеллект. собственности. Эти виды обмена обусловлены предложением и спросом. Гл. предпосылкой для развития предл. и спроса явл-ся право собственности. К.РФ устанавливает разные формы собственности: частная, государственная, муниципальная, иные формы собственности. Устанавливая разные формы соб-ти К.РФ обязывает гос-во признавать и защищать все виды соб-ти. Согласно ст.35 К.РФ никто не м.б. лишен своего им-ва иначе как по решению суда. К.РФ закрепляет ряд правовых предпосылок для движения правомочий соб-ти (владение, пользование, распоряжение). Каждый вправе иметь им-во в соб-ти, владеть, пользоваться и распоряжаться как единолично, так и совместно с др. лицами. Тем самым К. создает основу для наемного труда, также устанавливает гарантии и наследования им-ва. Ст.8 устанавливает единое экономическое пространство, свобода перемещения товаров, услуг и фин. средств, а также свобода эконом. деят-ти. Каждому, что законно находится на тер. РФ, предоставляется право свободного передвижения в пределах РФ, въезда и выезда; гарантируется право использования своих способностей и им-ва для предпринимат. и не запрещенной з-ном экономич. деят-ти.; свободно распоряжаться своими способ-тями к труду, выбирать род профес. деят-ти. К.РФ не допускает эконом. деят-ть, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; закрепляет обяз-ть гос-ва поддерживать конкуренцию. Перечисленные конституционные предпосылки в соц.-эконом. сфере составляют экономические основы конст. си оформляют рыночную экономику в РФ.

Содержание политических основ конституционного строй составляют принципы, на кот. строится полит. система и полит. режим в РФ и кот. закреплены в нормах Конституции РФ. Полит. система РФ состоит из органов, гос. власти, органов МСУ, полит. партий, учреждений массовой информации и др. институтов, определяющих политическую сферу. Основополагающим пр-пом явл-ся пр-п народовластия (через органы гос.вл. и МСУ); пр-п разделения властей; пр-п признания общ-х объединений самостоятельными суб. полит. системы, запрета на деят-ть полит. партий, направленную на насильственное изменение основ конст. строя, нарушение целостности РФ и т.д.; признание СМИ в качестве самост-х суб. полит. системы. гарантии свободы СМИ и запрещение цензуры; Полит. режим в РФ, как составляющая часть полит. основы конституционного строя, представляет собой закрепленные в нормах К. РФ демократические пр-пы, на кот. строится деят-ть органов гос. власти, органов МСУ, общественных объединений и др. субъектов полит. системы. Среди конституционных пр-пов, определяющих полит. режим в России следует назвать: 1) пр-п легитимного признания верховенства права - заключается в том, что органы власти и МСУ, гр-не и их объединения обязаны соблюдать К. и з-ны. 2) пр-п полит.плюрализма – признание свободы полит. мнений и полит. действий. 3) пр-п признания чел-ка, его прав и свобод высшей ценностью. 4) пр-п признания приоритета норм м/дународного права в вопросах предоставления полит. убежища. 5) пр-п признания внешней политики предметом исключительного ведения РФ.

Духовные основы конст. строя РФ составляют основополагающие идеи или пр-пы, кот. определяют различные формы общественного сознания в России и кот. закреплены в К. РФ. Основными формами общественного сознания являются идеология, вероисповедание, разные формы творчества. Конституция закрепляет пр-п идеологического многообразия. Он в том, что в России исключаются гос. или обязательная идеология. Согласно ему каждый человек, группа, объединение вправе свободно развивать свои научные теории, воззрения, активно распространять и защищать их с помощью всех средств, допускаемых К. РФ. Данный пр-п запрещает гос-ву подвергать преследование граждан за идеологию убеждения. В сфере вероисповедания К. РФ устанавливает пр-п – никакая религия в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Россия – светское гос-во. Ст.28 – закрепляет право вероисповедания, индивидуально или совместно с др., любой религии, а также право не исповедовать никакую религию, свободно выбирать, иметь или распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. В сфере творчества К. РФ гарантирует свободу мысли, слова, всех видов творчества (литературного. художественного, научного). К. гарантирует каждому право на участие в культурной жизни, пользования учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. Он сочетается с установлением конституционной обязанности граждан заботиться о сохранении памятников истории и культуры.

Социальные основы конст. строя составляют пр-пы, на кот. строится гос. социальная политика: 1) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (т.е. свободное распоряжаться способностями к труду, на защиту от безработицы, гос-во поддерживает соц. активность трудоспособного населения). 2) поддержка слабозащищенных слоев населения, семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей (гос-во берет на себя обязанность заботиться о тех членах общ-ва, кот не в состоянии решить свои соц. проблемы в силу объективных обстоятельств, т.е. выплата пенсий, пособий и т.д.).

4.Конституционно-правовой статус личности в РФ: понятие, элементы, общая характеристика.

Конституционно-правовой статус личности в РФ составляет основные права, свободы, обязанности, принципы, презумпции, гарантии основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в К. РФ. По сути КПС личности – это правовое положение человека и гражданина, определенное К. РФ и отражающие его фактическое состояние во взаимоотношениях с общ-вом и гос-вом. Содержание КПС личности составляют следующие элементы:

1) гражданство; - выступает основным элементом К-П статуса личности. Оно является правовой предпосылкой, определяющей объем прав, свобод и обязанностей, а также гарантий прав, признаваемых за гражданином РФ; Обладание гражданством РФ является необходимым условием полной правосубъектности лица на территории Российского государства.

2) конституционные принципы и презумпции; - определяют главные признаки статуса всех членов российского общества. Они распространяются на все без исключения юридические права, свободы и обязанности граждан, независимо от того, какими правовыми нормами определены.

3) основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; - являются неотделимыми от человека и гражданина, основополагающими для всех других прав, свобод и обязанностей, определяемых нормами различных отраслей права (гражданских, административных, семейных, трудовых и т.д. прав).

4) гарантии конституционных прав и свобод;

5.Основные прав и свободы граждан в РФ: понятие, юридические свойства, классификация, общая характеристика.

Кост. права и свободы чел-ка и гр-на – это установленные в нормах К. права и свободы личности, гарантируемые, обеспечиваемые и охраняемые гос-вом. Понятие «право» предполагает положительные действия со стороны гос-ва, а «свобода» – с правомочием лица на собственные действия личности.

П. и С. отличаются рядом особых свойств: 1) носят универсальный характер и отличаются наибольшей соц. значимостью по сравнению с др. юр. правами. 2) составляют ядро правового статуса личности, т.е. лежат в основе всех др. прав, закрепляемых иными н-п актами. 3) адресованы самому широкому кругу субъектов права, закрепляются за каждым чел-ком. 4) отличаются всеобщностью, едины для всех независимо от соц. и имущ. статуса. 5) выражают гл. связи личности с гос-вом. 6) отличаются особым механизмом реализации, они яв-ся предпосылкой любого правоотношения. 7) обеспечиваются повышенной правовой охраной, защита их осуществляется всеми органами и долж. лицами.

Классификация: - личные права и свободы – нацелены на обеспечение автономии чел-ка, создание условий для нормального развития внутреннего субъективного мира чел-ка (право на жизнь, личную неприкосновенность, охрана частной жизни); – политические – участие в полит.жизни, в управлении гос-вом; - социально-экономические – это права и свободы личности, установленные в нормах К.РФ в соц.-эк. сфере (право частной собств-ти, свобода экон.деят.-ти, право на труд, на отдых, вознаграждение за труд, на образование, охрану здоровья, жилище, соц.обеспечение).

6.Гражданство в РФ: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения.

Гражданство –это устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, в силу кот. на данное лицо распространяется суверенная гос. власть, как в пределах данного гос-ва, так и вне его границ.

Принципы: право на гр-во; запрет на лишение гр-ва и прав его изменить; недопустимость выдачи гр-на РФ иностранному гос-ву; недопустимость высылки гр-на РФ за ее пределы; равенство гр-ва, т.е. равенство всех гр-н в правах, свободах и обязанностях; единство гр-ва; допущение двойного гр-ва; сохранение гр-ва РФ лицами, проживающими за границей; защита гос-вом гр-н РФ за границей; сохранение гр-ва при заключении и расторжении брака; сокращение безгражданства. Конституция 93г., закрепив институт гр-ва РФ, включила его в содержание первой главы, устанавливающей основы конституционного строя (ст.6). Кроме этого нормы института гр-ва содержаться во 2 гл., закрепляющей права и свободы человека и гражданина. Закон «О гражданстве…» 28.11.91г., где сформулированы принципы российского гр-ва. Ст.12 этого закона устанавливает основания и порядок приобретения гражданства РФ. Оно приобретается:

- в результате признания; - гр-нами РФ признаются все гр-не бывшего СССР, постоянно проживающие на терр-ии России на день вступления в силу настоящего закона, если в течение 1 года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гр-ве России; лица, родившиеся после образования СССР (30.12.22) и утратившие гр-во бывшего СССР, считаются состоявшимися в гр-ве РФ по рождению, если родились на терр-ии РФ или один из родителей на момент рождения ребенка гр-ном СССР и постоянно проживал на территории РФ:

- по рождению; - родители кот. на момент его рождения состоят в гр-ве РФ, независимо от места рождения; - один из родителей на момент рождения состоял в гр-ве РФ, другой лицо без гр-ва – ребенок является гр-ном РФ независимо от места рождения; - при разном гр-ве родителей гр-во ребенка определяется письменным соглашением родителей; - если родители неизвестны, то ребенок признается гр-ном РФ, при обнаружении родителей, опекуна гр-во ребенка может быть изменено;

- в порядке регистрации; - это способ носит упрощенный характер: - лица, у кот. супруг или родственник по прямой восходящей линии является гр-ном РФ; - на момент рождения один из родителей был гр-ном РФ, но кот. приобрели иное гр-во по рождению, в течение 5 лет по достижению 18 лет; - дети бывших гр-н РФ, родившиеся после прекращения у родителей гр-ва РФ (5 лет после 18 лет); - гр-не СССР, постоянно проживающие на терр-ии других республик, входивших в СССР, если они не являются гр-нами республик и в течение 3-х лет со дня вступления закона заявят о желании; - лица без гр-ва, на день вступления в силу закона проживавшие на терр-ии РФ и др. республик СССР (в течение года заявившие об этом); - иностранные гр-не и лица без гр-ва независимо от места жит-ва, если они сами или хотя бы один из родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве по рождению (в течение года заявят);

- в результате приема в гр-во (натурализация); - любое лицо (дееспособное), достигшее 18 лет и не состоящее в гр-ве РФ, может быть принято в гр-во России по его ходатайству независимо от происхождения, соц. положения, расовой и нац. принадлежности, пола, образования, языка, религии, полит. убеждений. Ценз проживания для иностранцев и лиц без гр-ва пять лет и 3 года непрерывно перед обращением. Для беженцев–сокращен в 2 раза. Облегченный порядок приема: усыновление ребенка гр-на РФ; наличие высоких достижения в науке, технике, культуре; наличие заслуг перед народами РФ; получение убежища на территории РФ.

- в результате восстановления гражданства; - для лиц, у кот. гр-во прекратилось в связи с усыновлением, опекой, изменением гражданства родителями.

- путем выбора гражданства (оптация);

- по иным основаниям, предусмотренным законом.

Основания прекращения гр-ва РФ: выход из гр-ва (по собственному желанию) – не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную службу и до ее окончания; если гр-н привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в силу приговор суда. Разрешение на выход дает Президент РФ; отмена решения о приеме в гр-во (применяется в отношении лица, кот. приобрело гр-во на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов); выбор гражданства при территориальных изменениях.

Порядок рассмотрения и разрешения дел о приобретении и прекращении гр-ва РФ: гр-во РФ считается приобретенным или прекращенным со дня решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Срок рассмотрения ходатайств в ведомстве Президента РФ не более 9 мес. Решения обжалованию не подлежат, но через год возможно повторное ходатайство. Решения исполняются органами внутренних дел или иностранных дел за рубежом. Органы, занимающиеся вопросами гражданства: Президент РФ, комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ, МВД, МИД, дипломатические представительства, консульские учреждения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных