Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Схема Схема финансовой системы Республики Казахстан




ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Общегосударственные финансы   Финансы хозяйствующих субъектов   Финансы Домашниххозяйств (населения)
Государственный бюджет Государ- ственный кредит Специальные внебюджетные фонды Финансы сферы материального про- производства Финансы непроизводственной сферы
Респуб- ликан- ский бюджет Местные бюджеты: бюджеты областей, городские, районные Госу- дар- ствен- ный долг (вну- трен- ний, внеш- ний) Государ- ственный на- копительный пенсионный фонд, Инвестицион- ный фонд, Инновацион- ный фонд, Национальный фонд РК Финансы промы- шленных, сельс- кохозяйственных, строительных пре-дприятий, орга- низаций грузового транспорта. связи, геологоразведки, государственных организаций тор- говли, заготовок, снабжения Финансы жилищно-комунального хозяйства, бытового обслужи- вания населения, пасажирского транспорта, здравоохранения, об- разования, культуры, науки и на- учного обспуживания, обществен- ных организаций, банковско-кре- дитных, страховых, коммер-ческих и посреднических организаций, негосударственных (в том числе пенсионных) и других субъектов (управления, обороны, правоохра- нительных органов)
Централизованные финансы Децентрализованные финансы
                 

 

Второе звено - финансы хозяйствующих субъектов имеет два относительно самостоятельных подзвена:

- финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства (реальный сектор);

- финансы организаций и учреждений отраслей непроизвод­ственной сферы.

В первом подзвене - финансах производственной сферы решаются за­дачи формирования и эффективного использования децентрализованных фондов денежных средств в производственных компаниях, фирмах, корпо­рациях, других формах организаций хозяйственной деятельности, а так­же централизации средств в целевых и резервных фондах вышестоящих органов названных хозяйствующих субъектов. Финансы этого подзвена обслуживают производственную деятельность, обеспечивают активное воздействие финансовых рычагов на рост производительности труда, на повышение эффективности других качественных показателей производ­ства. Сюда относятся следующие составляющие, охватывающие низовые звенья и их вышестоящие органы:

1) финансы производственных хозяйствующих субъектов промышлен­ности;

2) финансы сельскохозяйственных хозяйствующих субъектов;

3) финансы грузового транспорта (железнодорожного, речного, мор­ского, автомобильного, воздушного, магистрального, трубопровод­ного);

4) финансы строительства;

5) финансы связи (в части обслуживания производства);

6) финансы производственной кооперации;

7) финансы водного хозяйства;

8) финансы геологоразведочных организаций;

9) финансы других подотраслей сферы материального производства (государственных закупок, заготовок, торговли, связанных с про­должением процесса производства в сфере обращения).

Место и роль второго подзвена - финансов непроизводственной сферы в финансовой системе определяется ее связью с распределением и исполь­зованием национального дохода. Финансовые отношения в этом подзвене возникают в его первичных структурах и между ними, с другими звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кре­дита и др. Финансы отраслей непроизводственной сферы включают такие составляющие:

1) финансы жилищно-коммунального хозяйства;

2) финансы бытового обслуживания населения;

3) финансы пассажирского транспорта;

4) финансы потребительской кооперации;

5) финансы ряда отраслей (связи и др. в части непроизводственной де­ятельности);

6) финансы здравоохранения и физической культуры;

7) финансы образования;

8) финансы культуры и искусства;

9) финансы науки и научного обслуживания;

10)финансы общественных организаций;

] 1) финансы банковски-кредитных и страховых организаций;

12)финансы коммерческих и посреднических организаций (в том числе товарных и фондовых бирж, брокерских контор, фондов и т.д.);

13)финансы органов управления;

14)финансы обороны;

15)финансы органов защиты правопорядка.

Во втором звене финансовые отношения обслуживают движе­ние уже созданной стоимости по каналам ее перераспределения в целях дальнейшего потребления через формирование многочис­ленных фондов денежных средств различного целевого характера.

Совокупность централизованных и децентрализованных фондов де­нежных средств, присущих звеньям финансовых отношений, составляют вторую часть финансовой системы. Материальное содержание финансов находит выражение в формировании и использовании финансовых ресур­сов, включающих многие денежные фонды: бюджетные, государственного и негосударственного социального страхования и обеспечения, аморти­зации, оборотных средств, потребления. Одни фонды централизованы в большей степени, другие - в меньшей, одни фонды посто­янно расходуются (фонд потребления), другие временно сохраняются (ре­зервные фонды), третьи- накапливаются (амортизационные отчисления).

Формы финансовых отношений и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Управляющим субъектом выступают финансовый аппарат, который представляет собой систему государствен­ного и общественного аппарата управления финансами и является тре­тьей частью финансовой системы.

Финансовый аппарат, занимающийся экономической и контрольной работой в процессе организации и планирования финансовой деятельно­сти, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений совме­стим с другими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и над­строечных отношений и управляемость ее. Наряду с понятием финансовой системы есть еще обобщенное понятие финансово-кредитной системы, в которую включаются не только звенья финансовой системы, но и кредитная система. Финансово-кредитная систе­ма объединено функционирует преимущественно в сфере материального производства, поскольку в непроизводственной сфере кредитные отноше­ния ограничены, хотя кредитные учреждения относятся к непроизвод­ственной сфере деятельности.

В основу построения финансовой системы положены следу­ющие принципы:

Сочетание централизма и демократизма в организации фи­нансовой системы; это проявляется в том, что при централизован­ном руководстве со стороны государственных финансовых органов, одновременно большие права и самостоятельность предоставляется местным финансовым органам и хозяйствующим субъектам.

2. Соблюдение национальных и региональных интересов. Требо­вания этого принципа призваны обеспечить национальное равно­правие в финансовых отношениях, равно как и социально прием­лемый уровень развития регионов. Выражением его в построении
финансовой системы является соответствие структуры государ­ственных финансовых органов национально-государственному и административно-территориальному устройству. Каждая область, район и город имеют соответствующий аппарат финансовых ор­ганов. В низовых структурах могут отсутствовать специальные финансовые органы, тогда их функции выполняет аппарат мест­ной администрации. Особое значение этот принцип приобретает в многонациональных государствах с федеративным устройством.

3. Принцип единства финансовой системы предопределяется единой финансовой политикой, проводимой государством через центральные финансовые органы, едиными целями, стоящими перед всеми финансовыми органами. Управление всеми звенья­
ми финансов базируется на единых основных законодательных и нормативных актах. Принцип единства финансовой системы находит свое конкретное воплощение в системе взаимоувязки финансовых планов и балансов, разрабатываемых на всех уровнях управления экономикой.

4. Принцип функционального назначения отдельных состав­ных элементов финансовой системы выражается в том, что каждое звено финансов решает свои задачи. Ему соответствует особый финансовый аппарат. Организацию работы по форми­рованию и использованию ресурсов государственного бюджета осуществляет Министерство финансов и Министерство государ­ственных доходов.

Финансовая система должна постоянно совершенствоваться.

Главной задачей этого процесса является усиление ее воздействия на стабилизацию и последующее социально-экономическое развитие страны, обеспечение неуклонного роста валового национального продукта, фи­нансовых ресурсов, укрепление коммерческого и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Предстоит повысить дей­ственность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономиче­ских методов руководства, самостоятельности хозяйствующих субъектов, местных органов власти в производственном и социальном развитии.

Состоянием финансов определяется положение дел в обществе и поэтому программы стабилизации и развития должны предусматривать реализацию, в первую очередь, общеэкономических мер по повышению эффективности экономики. В ряду этих мер - совершенствование производственных отно­шений, социальная переориентация экономики, структурные преобразова­ния национального хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, ак­тивизация внешнеэкономической деятельности, решение проблемы насыще­ния потребительского рынка за счет внутреннего производства. В числе фи­нансовых мероприятий необходима рационализация инвестиций, снижение затрат на содержание аппарата управления, ужесточение режима экономии на всех уровнях хозяйствования; в низовых звеньях экономики - ликвидация убыточности, развитие коммерческого расчета, индикативное регулирование финансовых взаимоотношений во всех звеньях финансовой системы.


 

 

 

 

Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм

План лекции:

1. Сущность и значение финансовой политики

2. Типы финансовой политики

3. Цели, задачи и принципы финансовой политики

4. Содержание и структура финансового механизма






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных