ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Типы финансовой политикиАнализ финансовой политики, применявшейся различными государствами, позволяет выделить четыре её основных типа: классическая, регулирующая, планово-директивная, современная. До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический её вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей. Основное её направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование очного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и использования равновесного(сбалансированного)бюджета. В основу регулирующей финансовой политики вначале были положены экономическая теория английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика на ряду с её традиционными задачами стала использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих плановую систему управления экономикой. Основная на государственной собственности на средства производства позволяет осуществлять прямое эффективное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основа современной финансовой политики - это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйственных субъектов. На основе разрабатывается принципиально новый финансовый механизм. Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджета на налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов.
Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Целью финансовой политики в Казахстане является разработка мер и их воплощения через финансовый механизм по обеспечению экономического роста на основе индустриально-инновационного развития, структурной перестройки национального хозяйства, активизации внешнеэкономической деятельности путем интеграции экономики страны в мировое хозяйство, а также бесперебойному и увеличивающемуся финансированию социальных программ. Финансовая политика и финансовый механизм должны обеспечить социальную защиту населения в рыночных процессах от инфляции, безработицы, потери доходов. Задачами финансовой политики является: Ø Обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны. Ø Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов. Ø Выработка финансового механизма и его развития в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии.
При проведении финансовой политики важное значение имеют осуществление следующих принципов финансовой политики: Ø Соблюдение интересов всех участников общественного производства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, прогнозов и планов исходя из реального наличия финансовых ресурсов; Ø Обеспечение планомерной организации финансовых отношений; Ø Сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы; Ø Создание финансовых резервов; Ø Оптимальное распределение финансовых ресурсов между государством и хозяйствующими субъектами. Содержание и структура финансового механизма Каждая экономическая категория имеет свою специфику, которая проявляется через определенные виды, формы и методы выражения соответствующих отношений. Именно эти понятия - виды, формы и методы реализации отношении - выступают в экономической жизни как инструмент, механизм управления соответствующими процессами. Финансы, как специфическая распределительная категория, участвует в распределении и перераспределении созданного продукта созданного продукта путем образования и использования различных целевых фондов денежных средств. Поэтому применяемый в этом процессе механизм – это виды, фирмы и методы выражения финансовых отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и фондов. Термин механизм имеет техническое происхождение и в экономическом понимании означает средство, которым можно привести что-нибудь в действие, побудить определенную деятельность. В этом смысле термин применяется в управлении, и его суть связана с содержанием воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, определяемого задачами экономической, в том числе и финансовой политики. Финансовый механизм, как и хозяйственный механизм в целом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру. Для ее характеристики целесообразно использовать такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма. Подсистема финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма - финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру и правовой режим финансовой системы, организацию управления финансами. Финансовый механизм можно рассматривать в организационно - управленческом аспекте. Для этого используются такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма. (см. схему).
Схема. Система финансового механизма
Подсистема финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма – финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру и правовой режим финансовой системы, организация управления. Блок финансового механизма – это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объеденных по признаку общей целевой направленности. Элемент финансового механизма – это простейшая хозяйственная форма, через которую специфическим образам проявляются интересы участников общественного производства.
Тема 5: Финансовое планирование и прогнозирование План лекции: 1. Сущность финансового планирования и прогнозирования. 2. Принципы и методы финансового планирования. 3. Система финансовых планов. 4. Основные направления совершенствования финансового планирования. Сущность финансового планирования и прогнозирования Финансовое планирование- это подсистема финансового механизма. Финансовое планирование составная часть экономического и социального планирования. Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется в денежной форме, обусловленной относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, активным воздействием опосредованного деньгами распределения на общественное воспроизводство. Объектом финансового планирования выступает образование и распределения доходов и накоплений, использование централизованных и децентрализованных денежных средств. Таким образом, финансовое планирование представляет собой планомерное управление экономическими процессами образования, распределения и использование денежных средств. Целью финансового планирования является достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйственных субъектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов материально-вещественным элементам воспроизводства. Задачами финансового планирования является: 1) определения источников финансовых ресурсов, их общей величины; 2) установление оптимальных пропорций, распределение средств между централизованными и децентрализованными фондами, отраслями национального хозяйства и административно - территориальными подразделениями; 3) определение конкретного направления использования ресурсов и создание необходимых резервов. Финансовое планирование осуществляется органами государственной власти и управления, а также хозяйствующими субъектами. В рыночных условиях финансовое планирование проводится в значительной мере как прогнозирование. Прогнозирование- разработка прогноза о перспективах развития какого-либо явления объекта, процесса. Прогноз- вероятностные суждения о состоянии какого-либо явления в будущем на основе социального научного исследования. План- система взаимосвязанных заданий, в котором определены порядок, сроки и последовательность действий или мероприятии. Планирование- процесс, охватывающий собственную разработку плана. Принципы и методы финансового планирования В основе финансового планирования лежат следующие важнейшие принципы: Ø сочетания централизованного и децентрализованного подходов.Данный принцип означает сочетание централизованного финансового планирования с местным финансовым планированием. Это позволяет государству проводить единую финансовую политику. Ø И принцип единства- означает взаимосвязь и взаимозависимость финансового планирование с экономическим и социальным планированием. В основе финансовых планов лежат показатели планов и прогнозов экономического и социального развития. Ø Принцип непрерывностипланирование предполагает тесную увязку перспективных и текущих финансовых планов. В финансовом планировании используются следующие методы: 1.Метод экстраполяции. Определение перспективных параметров на основе фактических показателей и их корректировки. 2.Метод экспертных оценок - использование опыта высококвалифицированных специалистов - экспертов. 3.Нормативный метод – позволяет рассчитывать плановые показатели на основе установленных норм и нормативов. 4.Балансовый метод – метод предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой, а также производственных и финансовых показателей. 5. Программно целевой метод получит в условиях рынка развитие как один из методов финансового прогнозирования на базе научно-технических программ, осуществляемых на разных уровнях – общенациональном, отраслевом, первичном. Финансовое программирование - метод финансового планирования, использующий программно-целевой метод, в основе которого заложены четко сформированные цели и средства их достижения. 6.Экономико-математические методы – с использованием ЭВМ, способствуют выбору наилучших решений. Составление финансовых планов осуществляется по этапам. На первом этапе планирования проводится экономический анализ выполнения финансовых показателей за отчетный период. На втором этапе производятся расчеты конкретных видов доходов и расходов на планируемый период. На третьем этапе отдельные задания, статьи увязываются в единое целое. Если предусмотренные мероприятия и плановые задания не согласуются с денежными ресурсами, изыскиваются источником увеличения доходов, определяются пути более эффективного их использования.
Система финансовых планов Основным документом финансового планирования выступают финансовый план. Финансовые планы - это планы образования и использования накоплений и денежных доходов предприятий и организаций и государств; в целом. Финансовые планы показывают обеспеченность финансовыми ресурсами. Система финансовых планов включает многочисленные виды планов (первичные, сводные финансовые планы). К первичным относятсяфинансовые планы предприятии и организаций, сметы государственных учреждений. Сводные финансовые планывключают общегосударственные, территориальные, отраслевые планы. Общегосударственными являются: сводный финансовый баланс государства, государственный бюджет. Отраслевые финансовые планы включают: балансы доходов и расходов министерств (ведомств), отраслей материального производства, финансовые планы общественных организаций. К территориальным финансовым планам относятся: сводные финансовые балансы регионов, местные бюджеты, планы общественных организации на соответствующей территории. В зависимости от периода финансовое планирование подразделяется на годовое, среднесрочное (трех - пятилетнее) и перспективное. В настоящее время на годичный период составляются все названные выше виды планов. В сфере материального производства финансовые планы называются балансами доходов и расходов, включает четыре раздела: 1. Доходы и поступления средств. 2. Расходы и отчисления средств. 3. Платежи в бюджет. 4. Ассигнования из бюджета. В первыйраздел баланса включаются: чистый доход, амортизационные отчисления, долгосрочные кредиты банков, средства фонда накопления, выручка от реализации выбывшего имущества, поступления налога на добавленную стоимость и акцизов, средства от продажи ценных бумаг, прирост оборотных средств. Раздел " Расходы и отчисления средств " отражает капитальные вложения, убытки по основной деятельности, расходы по уплате процентов, ссуды на выполнения недостатка собственных оборотных средств, операционные расходы, погашения долгосрочных кредитов. Раздел " Платежи в бюджет " включают: платежи всех видов налогов. В разделе " Ассигнования из бюджета " предусматриваются следующие мероприятия: государственные, централизованные капитальные вложения, операционные расходы, финансируемые по решениям правительства и местных органов власти. Хозяйствующие субъекты с небольшими оборотными средствами составляют финансовые планы из двух разделов: доходов и расходов. Важнейшими финансово-экономическими показателями на уровне предприятий являются: Ø выручка от реализации продукций(работ, услуг). Этот показатель предопределяет возможности дальнейшего распределения и использования фондов денежных средств; Ø себестоимость реализованной продукции; Ø удельный вес отдельных элементов затрат в общих затратах; Ø величина прибыли или дохода; Ø уровень рентабельности (доходности); Ø величина амортизационных отчислений; Ø величина фондов накопления, потребления, резервного, валютного и др.; Ø состояние кредиторской и дебиторской задолженности; Ø наличие собственных оборотных средств; Ø показатели использования основных и оборотных средств (фондоотдела, фондоемкость, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, длительность оборота); Ø объем акционерного капитала; Ø показатели ликвидности средств предприятия; В финансовой работе используются также общеэкономические показатели: Ø затраты на единицу выпускаемой продукции; Ø объем капитальных вложений (инвестиций); При налогообложении применяются следующие специфические показатели: Ø совокупный годовой доход; Ø облагаемый доход, исчисляемый как разница между совокупным годовым доходом и вычетами; К сводным финансовым показателям относятся показатели доходов и расходов бюджетов, а также их отдельных составляющих и их удельные веса, суммы дефицитов бюджетов. На уровне национального хозяйства финансовые показатели характеризуют объем и структуру финансовых ресурсов государства и их распределения через государственный бюджет, рентабельность различных отраслей национального хозяйства.
4. Основные направления совершенствования финансового планирования Государственное регулирование рыночной экономики в первую очередь обеспечивается проведением антимонопольной, налоговой, бюджетной, банковской, таможенной политики. Важное место в государственном регулировании экономики занимает финансовое планирование и, прежде всего индикативное планирование (прогнозирование) в процессе которого определяются общие контуры желаемого развития экономики. Главная цель индикативного финансового планирования - определение предполагаемого объема и направления финансовых ресурсов для выполнения функции государства. Индикативные финансовые планы имеют обязательный характер лишь к государственному сектору, а для секторов с другими формами собственности - рекомендуемый характер. Предпринимательские звенья в своей хозяйственной коммерческой деятельности руководствуются так называемыми - бизнес-планами. Бизнес-план - это документ, соответствующий технико-экономическому обоснованию предпринимательской деятельности. Здесь подготавливаются несколько документов: · прогноз объемов реализации; · баланс денежных доходов и расходов; · сводный баланс активов и пассивов предприятия; · график достижения безубыточности;
В рыночной среде финансовое планирование осуществляется на более высоком уровне и обогащается новыми формами методами, позволяющими проводить этот процесс, используя научные методы, современные технические средства и надежную информационную базу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|