ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Уникальность структуры Кордовской мечети.Памятников архитектуры Кордовского* халифата дошло до наших дней немного. Самым значительным памятником архитектуры Кордовского халифата является колонная соборная мечеть в Кордове, заложенная в 785 году, получившая мировую славу за свой неповторимый художественный образ интерьера колоссального молитвенного зала, в котором расположено 600 колонн, образующих 19 нефов. В прежние времена мерой длины был локоть, равный 47,5 см. поэтому размеры по осям не кратны метрической системе, в разных источниках размеры мечети называются приблизительно со сторонами южного фасада 128 м. и северного 175 м. или 130 м. на 180м. В тело мечети был врезан католический Кафедральный Собор, на что потребовалось разрушить центральную часть молитвенного зала, поэтому в настоящее время не удается зрительно представить все величие колоссального молитвенного зала. Однако вторжение католического Кафедрального Собора, представляющего в плане латинский крест, произведено достаточно интересно, чисто в композиционном плане. Кафедральный Собор объят со всех сторон молитвенным залом мечети и не воспринимается отдельным сооружением. Вход в собор осуществляется из молитвенного зала мечети и его внешние формы не выделяются в пространстве мечети. Создается впечатление, что католический собор спрятан внутри мечети. Вторжение католического собора не принижает архитектуры мечети, напротив, в начале посетитель попадает в мечеть и только затем в кафедральный собор. Самое интересное, что до сих пор это сооружение в Андалузии называется Кордовской мечетью. Находясь в молитвенном зале Кордовской мечети, ощущаешь, что здесь надо остановиться, главное здесь - место для молитвы человека, где человек, обращаясь на киблу, как и миллионы других, языком священной книги Коран, обращаются к аллаху. В пространстве мечети нет центральной оси и нет центрального пространства, нет места для действия процессии или общения, все организовано для сосредоточения человека на мысли в обращении к всевышнему аллаху. Художественный принцип организации пространства направлен на то, что молящемуся человеку не надо рассматривать окружающее его пространство или рядом находящихся людей, его цель это целиком и полностью отдаться долгу чтения Корана и внутреннему самосозерцанию. Даже центральный неф, ведущий к михрабу, лишь немногим шире остальных. Центральный неф, в отличие от христианских культовых сооружений, не направляет молящихся к алтарю или как в данном случае к михрабу, напротив, войдя под своды мечети, вы исчезаете, растворяетесь в лесу среди колонн деревьев. Лес колонн теряется в темноте и где-то среди колонн возникает богато украшенный михраб и максура – место для халифа. Михрабная стена мечети особо выделена трехъярусными колоннами, поддерживающие трехъярусные арки, которые в верхнем ярусе сложно переплетаются. Многолопастные арки на верхнем ярусе переплетаются тремя арками, причем пяты верхних арок поставлены на тонкую архитравную плиту по центру нижней многолопастной арки. На втором ярусе за лопастными арками прорисована цилиндрическая арка, точно такая, какие имеются в конструктивной системе аркадных опор. Переплетение арок изображают наложение первого и второго плана, ассоциирующего с удивительными перспективами мечети, хотя, в действительности, это плоскостная композиция. В архитектуре михраба зодчий повторяет рисунок нижнего ряда подковообразной арки и даже повторяет клинчатый рисунок чередующих красных и белых клиньев, на которых выполнены орнаменты в светлом и темном цвете. Архитектура интерьера мечети построена на единой теме удачно найденного решения конструктивной системы перекрытия большого молитвенного зала двумя типами арок, опирающихся на колонны и простого, но незабываемого чередования красно-белой клинчатой кладки камней белого и красного известнякового карбоната. По оси михраба организован центральный вход в мечеть, который не отличается размерами от всех других входов. По правой стороне от центрального входа возвышается башня муэдзина - минарет высотой 47,5 м. первый минарет эпохи Хиксема I, был высотой в 23,5 м. Вокруг дворика, где посажены в настоящее время апельсиновые деревья, расположены крытые галереи, кроме стены молитвенного зала, куда вы входите при ярком солнечном освещении, которая тут же сменяется полумраком молитвенного зала. Стена молитвенного зала оформлена 19 аркадами, самая большая ведет к михрабу. Мечеть состоит из трех частей: молитвенный зал, минарет, двор с омовейной. В минарете было две лестницы: одна для подъема и вторая для спуска, но обе сходились на верхнем уровне с южной части. В 1593-1617 годах башня была обновлена и заключена в мощную кирпичную обшивку, позже был добавлен еще один ярус со статуей архангела Святого Рафаэля. Последняя реставрация была проведена в 1763 году, когда были установлены 12 колоколов. В древние времена вода к фонтану омовения доставлялась из горных источников к резервуару воды объемом в 600 000 литров, несохранившихся до наших дней. Из пяти ныне существующих источников воды, три относятся к XV веку, самый большой источник воды относится к XVII веку. Во внутреннем дворе раньше росли пальмы, в XVIII веке были посажены кипарисы и оливковые деревья, в настоящее время растут апельсиновые деревья и сад называется апельсиновым. Стены, ограждающие молитвенный зал больше похожи на крепостные стены с равномерно расставленными контрфорсами и входными дверями с трех сторон фасадов, за исключением михрабной стены. Все входные двери оформлены однотипными входными порталами, через которые организованы входы и выходы из молитвенного зала. Стены украшены острыми зубцами, что придает мечети вид укрепленной крепости. По периметру мечети имеется 12 ворот, самые древние из них на западном фасаде – ворота святого Эстебана, главные северные ворота альмохадского периода. Внешние фасады мечети не представляют особого интереса, это довольно протяженные монотонные фасады, образованные однотипными равномерно расставленными входными порталами. Прорисовка входных дверей напоминает мотив внутреннего пространства мечети При обходе высоких стен мечети, вы не сможете увидеть очертания Кафедрального Собора, у вас создается впечатление, что вы входите в мечеть. Колонный зал кордовской мечети справедливо сравнивают с густым разросшимся лесом деревьев, кроны которых переплетены между собой двухъярусными подковообразными и полуциркульными арками. Клинчатая кладка из белых и красных камней образуют незабываемый и неповторимый графический ритм, уходящих в перспективу леса. 16. «Альгамбра» возвращением своей известности и уникальности обязана…. Своим возвращением к миру «Альгамбра» обязана писателю Вашингтону Ирвингу, который в конце 19 века работал послом в Испании. «Если смотреть со стороны, то это просто нелепое скопище башенок и крыш, без тени логики, без намека на сообразность и архитектурное изящество. Невозможно догадаться о красоте и очаровании, ожидающего посетителя там, внутри». Такое описание Альгамбры оставил в 1829 году американский писатель Вашингтон Ирвинг, которому, практически, обязан замок «Альгамбра» после средневекового забытья. Альгамбра была основана в XIII веке во времена правления эмира Ибн-аль-Ахмара, и до XV века оставалась во владении мусульман. Затем арабы были изгнаны из своей последней цитадели, и Альгамбра перешла во владение христианских королей. В 1526 году король Карл V начал в Альгамбре строительство дворца, который был назван в его честь. Во времена французского господства часть крепостных сооружений была взорвана, и лишь в XIX веке началась реставрация и реконструкция комплекса. Альгамбра была одновременно дворцом, крепостью и госпиталем для раненых. Все внимание архитектора было направлено на внутреннее убранство помещений: полы в Альгамбре устланы пестрой мозаикой, панели стен покрыты разноцветным, с металлическим отливом кафелем. Стены сплошь украшены роскошным орнаментом, в геометрические фигуры которого вплетаются стилизованные растения и надписи куфического шрифта. Альгамбра состоит из трех частей, называемых по-арабски Альказаба (крепость), Альказар (дворец) и Медина (город). Альгамбра не имеет ни ясного плана, ни главной оси, это скорее лабиринт из залов, двориков, павильонов, башен, возникающих по мере надобности или по прихоти художника вокруг двух больших внутренних дворов: Дворика мирт с большим бассейном посередине и Дворика львов с фонтаном, украшенным архаическими львами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|