Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Полезность «потребления искусства» кино и театра




Кол-во   Кино     Театр  
полезность. (ед.) предельная полезность (ед.) MU P полезность. (ед.) предельная полезность (ед.) MU P
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

4. Пользуясь данными табл. 1, ответьте на следующие вопросы.

 

 

Вопросы Ответы   а) Сколько денег тратит госпожа N на удовлетворение своих духовных потребностей за осень? б) Какую полезность она получает от собственного потребления? в) Какова предельная полезность, которую она получает от кино и театра? г) При какой комбинации услуг театра и кино полезность окажется максимальной? д) Какую полезность получит госпожа N, если весь бюджет будет тратить на театр?

 

5.2. ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ

 

Ключевые понятия и термины

 

Оптимальный выбор.

 

Чтобы применять концепцию предельной полезности в дальнейшем для исследования спроса, следует сделать одно важное замечание: всякий раз, приобретая те или иные товары, наш рациональный потребитель (вспомним параграф 5.1) действует таким образом, чтобы повысить общую полезность потребленных благ.

 

Тесты

 

Укажите, какие из приведенных здесь утверждений правильны, а какие — ошибочны.

1. Может ли общая полезность товара X возрастать при одновременном снижении предельной полезности этого товара?

а) Не может, так как снижение предельной полезности означает одновременное падение общей полезности.

б) Может, но только до того момента, пока общая полезность в расчете на единицу товара X не сравняется с его предельной полезностью.

 

в) Может, согласно закону убывающей предельной полезности.

2. Если цена на яблоки снижается, то увеличение количества покупаемых яблок приведет к:

а) снижению обшей полезности купленных яблок;

б) уменьшению обшей полезности ровно на одно яблоко;

в) увеличению предельной полезности яблок;

г) понижению предельной полезности яблок.

3. Для максимизирования полезности потребитель должен так распределить доход, чтобы:

а) приобретать максимальное количество товаров, не являющихся заменителями;

б) предельная полезность каждого потребленного товара была одинаковой;

в) общая полезность каждого товара в расчете на единицу была одинаковой;

г) предельная полезность каждого товара, полученная в расчете на $1, была одинакова.

 

5.3. КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ

 

Ключевые понятия и термины

 

1. Ординалистский подход.

2. Кривая безразличия.

3. Карта безразличия.

4. Предельная норма замещения.

5. Форма кривых безразличия.

 

Подберите характеристику к каждому термину или понятию параграфа.

 

A. Графическая характеристика различных уровней полезности блага.

Б. Графическая характеристика степени заменяемости и дополняемости благ.

B. Качественная (порядковая) характеристика полезности приобретаемых благ.

 

Г. Соотношение, в соответствии с которым потребитель одно благо может заменить другим благом, при неизменном уровне полезности данных благ для данного потребителя.

Д. Геометрическая интерпретация различных комбинаций двух благ с одинаковой полезностью.

 

Упражнения и задачи

 

1. Госпожа N решает, каким образом ей распределить свой достаточно ограниченный доход между покупкой билетов в театр или в кино — и тот и другой вид искусства ей одинаково дорог. На графике показана ее бюджетная линия и кривая безразличия.

Укажите на этом графике точки, отвечающие ниже перечисленным условиям.

 

Условие нахождения точки,   а) в которой госпожа N максимизирует свои потребности; б) в которой она потребляет только услуги кино; в) в которой она пользуется только театром; г) в которой героиня задачи получает то же удовлетворение, что и в точке А, но «выходящее за бюджет»; д) которая отражает более предпочтительный набор, чем тот, который представлен точкой А, но «за бюджетом».     Наименование точки

 

2. Известно, что для анализа желаний потребителя используются кривые безразличия, а для анализа его возможностей — бюджетные линии. Изучая «поведение кривых безразличия», мы делаем выводы:

а) кривые безразличия пересекаются;

б) кривые безразличия имеют отрицательный наклон;

 

в) кривые безразличия выпуклы по отношению кначалу координат;

г) кривые безразличия могуг быть как более, так и менее пологими. Дайте экономическую интерпретацию четырем перечисленным свойствам кривых безразличия.

3. Поможем решить проблему известной нам госпожи N: она хотела бы знать, какова предельная норма замены посещения театра на посещение кино, если она уверена в том, что для нее одинаково приятны как просмотр 8 новых фильмов и 3 различных спектаклей в театре, так и 6 фильмов и 4 спектаклей за осенний сезон.

4. Весной с госпожой N происходят различные «катаклизмы», и она начинает ненавидеть театр. Чему равна ее MRS театра весной?

Зимой наша героиня одинаково поглощает как театральное, так и киноискусство. Оба блага являются для нее совершенно равноценными. Чему в этом случае равен MRS?

 

5.4. БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ. РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

 

Ключевые понятия и термины

 

1. Бюджетное ограничение.

2. Бюджетная линия.

3. Реальный доход.

4. Номинальный доход.

5. Потребительское равновесие.

6. Кривая индивидуального спроса.

Подберите характеристики, которые соответствуют перечисленным терминам и понятиям параграфа.

A. Количество товаров и услуг, приобретаемое потребителем на свой номинальный доход.

Б. Достижение потребителем максимальной обшей полезности на весь свой доход. B. Ограничение покупательной способности потребителя величиной его дохода.

 

Г. Денежный доход потребителя.

Д. Графическая интерпретация набора, состоящего из двух благ, которые могут быть приобретены на данный доход.

Е. Графическая интерпретация зависимости объема спроса от цены для отдельного потребителя.

 

Тесты

 

1. Укажите, какое из приведенных здесь утверждений является правильным. Бюджетное ограничение — это:

а) законодательно установленный минимум заработной платы лиц наемного труда;

б) средний доход домашнего хозяйства за вычетом налогов, поступающих в государственный бюджет;

в) ограничение покупательной способности потребителя величиной его денежного дохода;

г) часть дохода потребителя, которую он тратит на приобретение экономических благ.

2. Укажите, какое из приведенных здесь утверждений является правильным. Бюджетная линия — это:

а) прямая, характеризующая пропорциональную зависимость потребительских расходов от величины дохода потребителя;

б) прямая, которая характеризует функциональную зависимость величины расходов потребителя от изменений общего уровня цен данного набора товаров и услуг;

в) линия, отображающая множество наборов благ, приобретение которых требует фиксированной величины денежных затрат;

г) кривая, которая показывает динамику семейного бюджета во времени.

3. Укажите, какое утверждение является правильным. Увеличение денежного дохода потребителя вызовет:

а) смещение бюджетной линии вправо;

б) смещение бюджетной линии влево;

в) изменение угла наклона бюджетной линии.

4. Изменение уровня цены на одно из покупаемых потребителем благ приведет:

 

 

а) к смещению бюджетной линии вправо;

б) к смещению бюджетной линии влево;

в) к изменению угла наклона бюджетной линии.

5. Укажите, какие из приведенных здесь утверждений являются правильными. Равновесие потребителя предполагает, что:

а) потребитель расходует весь свой доход и при этом максимизирует полезность приобретаемых им благ;

б) потребитель максимизирует полезность приобретаемых им благ, расходуя при этом минимальную часть своего дохода;

в) получая данную фиксированную величину дохода и приобретая на него определенное количество благ, потребитель не стремится изменить своего положения.

6. Укажите, какое положение является правильным. Равновесное состояние потребителя показывает:

а) любая точка на бюджетной линии;

б) любая точка на кривой безразличия;

в) обе точки пересечения бюджетной линии кривой безразличия;

г) одна из точек пересечения бюджетной линии кривой безразличия;

д) точка касания бюджетной линии кривой безразличия.

7. С какими из приведенных ниже утверждений вы можете согласиться, а какие, на ваш взгляд, являются ошибочными:

а) если потребитель выходит за пределы своей бюджетной линии, то он получает возможность более полно удовлетворять свои потребности;

б) каждый потребитель стремится оказаться в точке потребительского равновесия;

в) если потребитель находится в точке равновесия, у него нет стремления изменить свое положение, но если его доход возрастает, он оказывается вне точки равновесия, так как у него увеличиваются возможности для максимизации полезности получаемых им благ на более высоком уровне?

 

 

Упражнения и задачи

 

1. Потребитель имеет доход 1 тыс. р., которыйон намерен израсходовать на товар X, или на товар Y, или на тот и другой товар. Постройте бюджетную линию, если известно, что:

а) цена товара X — 10 р., а цена товара Y — 20 р.;

б) цена товара X — 10 р., а цена товара Y — 40 р.;

в) цена товара X — 5 р., а цена товара Y — 20 р.

Постройте бюджетную линию, если известно, что доход потребителя — 1,2 тыс. р., цена товара X — 10 р. и цена товара Y - 20 р.

2. Известно, что бюджетная линия определена уравнением Х= 10 - 2 Y

Известно далее, что карта безразличия представлена множеством кривых безразличия, из которых три кривые безразличия заданы уравнениями:

1) X = 12,5 ; 2) X =−1+ 10 ; 3) X = 3+ 10 ;

Y Y Y

где X и Y — количества двух видов товаров, которые намерен купить потребитель.

Найдите точку равновесия потребителя. Прокомментируйте положение трех заданных кривых безразличия по отношению к бюджетной линии.

 

5.5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И РЫНОЧНЫЙ СПРОС

 

Тесты

 

1. Укажите, какое определение индивидуального спроса является правильным. Индивидуальный спрос — это:

а) величина спроса на данный товар, предъявляемого его потребителями, когда они находятся в состоянии равновесия;

б) спрос отдельного индивидуума на товары и услуги, которые он намерен получить на свой доход;

 

в) спрос, предъявляемый отдельным потребителем на товар или услугу, которые он желает приобрести на свой доход;

г) спрос на отдельный товар или услугу, который предъявляется потребителем данного товара или услуги, желающим получить их за счет части своего дохода.

2. Укажите, какое определение рыночного спроса является правильным. Рыночный спрос — это:

а) общий объем спроса, предъявляемого всеми покупателями товаров и услуг, поступающих на рынок;

б) общий объем спроса, предъявляемого домашними хозяйствами на товары и услуги, поступающие на рынок;

в) общий объем спроса на поступающие на рынок товары и услуги со стороны домашних хозяйств, фирм и государства;

г) общий объем спроса, который предъявляется всеми покупателями данного товара или услуги.

 

Упражнения и задачи

 

1. На основе данных, приведенных в табл. 5-3 учебника, определите, какая сумма дохода расходуется на посещения кинотеатров Ниной, Петром и Федором. Какой, на ваш взгляд, уровень пены дает наибольший экономический и социальный эффект?

2. Постройте кривую рыночного спроса, если заданы три индивидуальные кривые спроса потребителей А, B, С:

Предполагается, что для всех трех потребителей зависимость величины спроса от цены линейна.

 

 

3.3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

3.4. РЕАКЦИЯ РЫНКА НА ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Изучив материал этих параграфов учебника и выполнив задания, предложенные в «Практикуме», ученик должен:

— уметь объяснить, как в результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночное равновесие;

— понимать механизм осуществления уравновешивающей функции цены;

— понимать, почему рыночное равновесие недолговечно;

— уметь находить на графике новую точку равновесия, исходя из предлагаемых ему обстоятельств, оказывающих влияние на изменение местоположения кривых спроса и предложения;

— понимать механизм установления взаимосвязи между различными рынками, строить цепочки возможных взаимосвязей рынков.

Объяснению вопроса взаимодействия спроса и предложения и установления рыночного равновесия может предшествовать деловая игра «Книжный рынок» (или другие ее варианты, известные большинству учителей), в ходе которой учащиеся убеждаются, что в условиях рынка свободной конкуренции равновесная цена устанавливается в результате взаимодействия многочисленных покупателей и многочисленных продавцов и никакие силы извне не вмешиваются в этот процесс. Игра даст возможность учащимся самостоятельно, построив кривые спроса и предложения, найти точку рыночного равновесия, которой соответствует равновесная цена и равновесное количество товара. Учителю необходимо будет разъяснить, каков механизм рыночной конкуренции, показать, что конкурируют не только продавцы с покупателями, но и продавцы между собой, когда цена временно существует на уровне выше равновесной. Эта конкуренция заставляет продавцов снижать цену в борьбе за покупателей, а тех, кто не может себе этого позволить вследствие высоких затрат на производство, уйти с рынка. Конкурируют между собой и покупатели,

 

если цена временно окажется ниже равновесной. Конкуренция заставит часть из них согласиться на покупку товара по более высокой цене, а другую часть — покинуть рынок.

 

Ключевые понятия и термины

 

(Учитывая, что в оставшихся параграфах содержится всего четыре новых понятия и найти к ним правильное определение из четырех предлагаемых было бы чрезвычайно просто, в «Практикуме» приведено семь определений. Не все из них являются правильными, поэтому учащимся предлагается выбрать из них четыре, верно определяющих предложенные понятия.) 1-Б; 2-Д; 3-Ж; 4-Г.

Определение «В» не может быть принято как верно характеризующее понятие «равновесная цена». При цене ниже равновесной все предложенные продавцами товары будут куплены, но останется неудовлетворенным спрос, так как при такой цене покупатели готовы купить больше товаров, чем им предлагают продавцы.

Определение «А» не может считаться верным при раскрытии содержания понятий «товарный дефицит» и «излишек товаров». Если величина предложения превышает величину спроса, возникает излишек товаров, но такое превышение не может произойти, когда цена товара ниже равновесной.

Определение «Е» не может считаться верным при раскрытии содержания понятий «товарный дефицит» и «излишек товаров». Если величина спроса на товар превышает величину его предложения, возникает дефицит, но такое превышение не может произойти, когда цена товара выше равновесной.

 

Тесты

I.

1. Верно.

2. Верно.

3. Ошибочное утверждение. Снижение предложения джинсов приведет к повышению цены, что, в свою

 

очередь, вызовет уменьшение величины спроса, а не спроса.

4. Утверждение верно. Увеличение цены, например, на «Фанту» приведет к росту спроса на «Спрайт», и в конечном итоге «Спрайт» тоже подорожает.

5. Утверждение ошибочно. Если снизятся цены, например, на магнитофоны, то увеличится спрос на кассеты, что приведет к росту цены на последние.

II.

1. Правильным является утверждение «в», так как цены на взаимозаменяемые товары изменяются в одном направлении, а на дополняющие — в обратном.

2. С приближением лета спрос на путевки в южные пансионаты возрастает, что вызывает сдвиг кривой спроса вправо-вверх и приводит к росту цен на путевки; следовательно, верно утверждение «б». Цена может вырасти и если уменьшится предложение путевок, что произойти не может, если только не вызвано какими-то чрезвычайными обстоятельствами.

3. Правильным является утверждение «в». Чтобы убедиться в этом, восстановите перпендикуляры на ось цен и на ось количества товаров: при цене P1 Qs>Q d.

 

 

4. Правильно утверждение «г». Если спрос вырастет, а предложение сократится, то равновесная цена в любом случае вырастет (вариант «б»). При этом равновесное количество может вырасти, если спрос вырастет в большей степени, чем сократится предложение (вариант «а»).

III.

1. Утверждение «а» ошибочно, так как рост предложения ведет к снижению цены, а не повышению ее. Утверждение «б» верно, поскольку рост предложения искусственной кожи ведет к падению цены на нее, и, следовательно, спрос на заменяемый товар — натуральную свиную кожу — снизится; а раз так, цена натуральной кожи тоже снизится (вариант «в» верен). Снижение цены натуральной кожи приведет к уменьшению величины ее предложения и сокращению занятости в производстве натуральной кожи (верен вариант «г»). Уменьшение величины предложения натуральной кожи непосредственно не приведет к сокращению предложения мяса свинины (вариант «д»).

2. Снижение налога на прибыль производителей отечественного шоколада приведет к увеличению его предложения, так как производство станет более доходным (вариант «а» верен). Рост цен на отечественный шоколад вызовет увеличение объема предложения, а не предложения (вариант «б»). Предложение российского шоколада увеличится и в остальных трех случаях (варианты «в», «г», «д») — см. схему 3.3 — детерминанты предложения.

3. Безусловно верным является утверждение «а» и неверным — утверждение «б». Утверждение «в» верно: это случится, если спрос увеличится в большей


 


степени, чем предложение. Уменьшение равновесной цены может произойти (вариант «г»), если предложение увеличится в большей степени, чем спрос. И наконец, равновесная цена не изменится (вариант «д»), если спрос и предложение вырастут в равной степени.

 

Упражнения и задачи

 

1. Решение задачи не вызывает трудностей. Если кривые спроса и предложения построены правильно, то точке равновесия соответствует равновесная цена, равная 25 р. за один флакон туалетной воды, и равновесное количество, равное 25 флаконам.

2. Чтобы найти правильную равновесную цену, необходимо составить равенство

Qd = Qs, откуда

20 + = 6р + 8 => р 1 = 4 ден. ед.

Если спрос для каждого уровня цены сократился на 10%, а предложение для каждого уровня цены увеличилось на 20%, то новое равенство примет вид 0,9(20 + 2 р) = 1,2(6 р + 8) => р2 = 1,5 ден. ед. Следовательно, равновесная цена снизилась на 2,5 ден. единицы.

3. Найдем первоначальную равновесную цену аналогично тому, как мы делали это в предыдущей задаче:

Qd = Qs => 168 - 4р = 16р + 48 = р 1 = 6 ден. ед.

Поскольку налог с продаж оплачивает покупатель, для него цена товара увеличилась на 6 ден. единиц по сравнению с ценой продавца. Поэтому новое равенство выглядит так:

168 - 4 (р + 4) = 16 р + 48 => р2 = 5,2 ден. ед.

Но цена, по которой происходит окончательный расчет покупателя за купленный им товар, составит:

5,2 + 4 = 9,2 ден. ед.

Следовательно, после введения потоварного налога цена выросла на 3,2 ден. единицы.

4. Для решения задачи полезно построить шкалу спроса и шкалу предложения:

 

Величина спроса (пар) По соответствующей цене готовы купить (пар) Цена за 1 пару перчаток (р.) По соответствующей цене готовы продать (пар) Величина предложения (пар)
         
             
         
         
         
         

 

Чтобы правильно решить задачу, необходимо верно определить величину спроса и величину предложения, помня, что, с одной стороны, все готовые продать по более низким ценам не откажутся от продаж, если в сложившихся условиях им предложат продать по более высоким ценам. Например, те, кто готов был продать перчатки по цене 15 и 20 р. за пару, безусловно, будут довольны, если удастся осуществить продажу по цене 30 р. Поэтому величина предложения по цене 30 р. составит 3 пары, а не одну. То же и с величиной спроса: более низкая цена «поглотит» желающих и имеющих возможность купить по более высокой цене. Например, те трое, кто готов был купить по цене 65, 40 и 30 р., конечно, будут рады приобрести точно такой же товар по цене 25 р. Поэтому величина спроса при цене 25 р. за пару перчаток составит 4 пары.

Далее решение задачи не вызывает трудностей. О т в е т: рыночная цена 1 пары перчаток составит 30 р.

5. Решение:

Предложение Спрос Равновесная цена Равновесное количество
снижается снижается ? снижается
снижается растет растет ?
растет растет ? растет
растет снижается снижается ?

 

Работа над упражнением покажет, что нет однозначного ответа относительно равновесной цены и равновесного количе-

 

ства для тех случаев, когда в соответствующих клетках остались знаки вопроса. Все зависит от пропорций, в которых происходит изменение спроса и предложения. Для более детального уяснения этого предлагается выполнить упражнение 6.

 

6.

 

 

Дополнительное чтение

 

Взаимосвязанные рынки

Научившись понимать и объяснять причины изменения рыночного равновесия, учащиеся смогут понять взаимосвязь рынков и механизмы установления этой взаимосвязи. На конкретных примерах прослеживает-

 

 


 

 

ся, как изменения на рынках одних товаров воздействуют на состояние рынков дополняющих товаров или товаров-заменителей. Рекомендуется следующая последовательность анализа: — определить из условия задания, какой фактор является первопричиной изменений на данном рынке;

— определить, влияет ли выявленный фактор на спрос или на предложение (при этом необходимо иметь в виду только ближайшие последствия и двигать только одну кривую: спроса или предложения);

— определить, как при этом изменяется рыночная цена и равновесное количество на данном рынке;

— определить, как изменение равновесной цены или равновесного количества отразится на связанном рынке товара- заменителя или дополняющего товара.

Учащимся предлагается рассмотреть следующий пример. Допустим, что подорожали корма для коров. Проанализировать, что происходит на рынке говядины и как это отразится на рынках мяса птицы, пуха, пуховых одеял, атласных тканей.

 

 

Рост затрат на производство говядины вследствие подорожания кормов приведет к уменьшению предложения на рынке говядины и сдвигу кривой предложения влево-вверх. Рост равновесной цены на говядину приведет к увеличению спроса на заменяющий говядину продукт — мясо птицы. Кривая спроса на мясо птицы сдвигается вправо вверх, что приводит к росту равновесного количества и, значит, к увеличению предложения пуха, дополняющего мясо птицы товара. Рост предложения пуха снижает равновесную цену пуха, являющегося основным сырьем при производстве пуховых одеял, и, следовательно, на рынке пуховых одеял произойдет увеличение предложения, сдвиг кривой предложения пуховых одеял приведет к росту равновесного количества их и вызовет увеличение спроса на рынке атласных тканей, которые необходимы для изготовления пуховых одеял.

 

После изучения приведенного примера учащиеся должны самостоятельно выполнить упражнение 7.

7. В качестве дополнительных рынков можно рассмотреть рынок одежды из

искусственных тканей, на котором про-

 

изойдет уменьшение предложения, так как вследствие увеличения равновесной цены на одежду из хлопка швейные предприятия станут сокращать пошив одежды из искусственных тканей.

Сократится предложение и на рынке томатного сока вследствие роста равновесной цены на томаты, являющиеся главным сырьем при производстве сока.

 

3.5. ВОЗДЕЙСТВИЕ ВНЕШНИХ СИЛ НА РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ДЕФИЦИТ И ИЗБЫТОК

 

Изучив материал учебника и выполнив задания «Практикума» по этому параграфу, ученик должен:

уметь объяснять, какие причины приводят к нарушению рыночного равновесия и возникновению дефицита и избытка;
уметь объяснять, почему вмешательство государства в ценообразование на рынке сельскохозяйственных товаров в западных развитых странах и бывшем СССР приводило к противоположным последствиям;
понимать, что дефицит возникает, когда установленная внешними силами цена ниже равновесной, а избыток, наоборот, когда эта цена выше равновесной;
понимать, к каким последствиям приводит образование дефицита и избытка товаров, и уметь прогнозировать действия государства, связанные с возникновением дефицита и избытка;
—   I. уметь рассчитывать величину избытка и дефицита аналитически и графически. Тесты  
1. 2. Утверждение верно. Утверждение ошибочно. Если установленная цена выше равновесной, возникает излишек товаров, который нельзя продать по спекулятивной цене. Спекуляция — спутница дефицита.

 

3. Утверждение ошибочно. «Потолок» цен означает, что цена ниже равновесной, а в такой ситуации нет излишка товаров, а наблюдается их дефицит.

4. Утверждение верно. По цене ниже равновесной объем предложения сокращается.

5. Утверждение верно. По цене выше равновесной число желающих продать товар превышает число желающих его купить, поэтому образуется излишек.

II.

1. Установление «потолка» цен на мясо означает, что цена ниже равновесной, а значит, возник дефицит мяса. В такой ситуации единственно верным решением из предложенных будет введение нормированного распределения мяса (вариант «а» — правильный).

III.

1. Правильными являются положения: «б» — при установлении цены выше равновесной объем предложения превышает объем спроса; «г» — излишки придется закупать государству. Импорт кукурузы не может возрастать в условиях существования ее избытка в стране (вариант «д» неверен). Дотации американским фермерам (вариант «в»), скорее всего, будут возрастать, так как фермеров будут стимулировать к уменьшению посевных площадей, занятых под кукурузу.

 

Задачи

 

1. На графике пересечения кривых спроса и предложения в задаче 1 из предыдущего раздела обозначьте уровни цен в 35 р. и 20 р. Это даст вам возможность установить, что цена выше равновесной, равная 35 р., вызовет образование избытка туалетной воды, равного 20 флаконам, а установление цены ниже равновесной, в 20 р., приведет к появлению дефицита, который составит 10 флаконов.

2. Задачи этого типа решаются путем приравнивания функции спроса (Qd) и функции предложения (Qs).

Qd = Qs

14 – 13 Р = -7 +

 

7P = 21, P = 3

Qd = Qs = 14 - 3P = 14 - 3 x 3 = 5.

Равновесная цена — 3 ден. ед.

Равновесный объем — 5 ед.

Если на данный товар установлена фиксированная цена 2 ден. ед., объем спроса составит:

Qd = 14 - 3 х 2 = 8 ед.

Объем предложения составит:

Qs = - 7 + 4 х 2 = 1 ед.

Следовательно, неудовлетворенный спрос — 7 ед.

 

67

Глава 6






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных