Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФИРМА. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ




Фирма есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя. Р. Г. Коуз. «Природа фирмы»

 

...Практически всегда существует сильная взаимосвязь между числом вновь открывающихся мелких бизнесов и экономическим 'здоровьем общества.

П.Джонсон. «Сделать капитанам моральным». Америка, 1991, 413, с. 5

 

В предыдущей главе вы изучили основные принципы поведения потребителя на рынке товаров и услуг, узнали, от каких факторов зависит рыночное равновесие потребителя, от каких составляющих зависит индивидуальный и рыночный спрос. Очевидно, что существование рынка и определение уровня равновесной иены на товары и услуги невозможно без предложения этих товаров и, следовательно, без их производства. Данная глава является вводной главой по исследованию принципов предложения и факторов, под влиянием которых

 

 

складывается рыночное предложение. Прежде чем исследовать важные аспекты производства (затраты, прибыль, эффективностьсамого производства и то, от чего она зависит), необходимо узнать, как организовано само производство и какие цели преследует, какое место и роль занимает фирма в производстве товаров и услуг. Обратите внимание на определение фирмы, данное Р. Г. Коузом, в эпиграфе к главе; изучив материал самой главы, вы сможете сравнить оба определения — определение учебника и определение Р. Коуза — и обосновать справедливость каждого из них.

Рекомендуем вам обратить внимание на различия в организационно-правовых формах предпринимательской деятельности фирм, а также на разницу в подходах к исчислению затрат и прибыли у экономиста и бухгалтера.

В главе 6 вы познакомитесь с основным вопросом теории производства — соотношением между количеством применяемых ресурсов и объемом выпуска.

Интересно отметить, что закон убывающей производительности играет в теории производства ту же роль, что и закон убывающей предельной полезности в теории потребления.

В конце главы вам предоставляется возможность познакомиться с понятием эффекта масштаба производства, что поможет уяснить, почему наряду с крупными фирмами существует множество мелких фирм.

 

6.1. СОВРЕМЕННАЯ ФИРМА

6.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Ключевые понятия и термины

 

Для каждого из приведенных здесь терминов и понятий подберите соответствующее ему определение.

1. Фирма.

2. Юридическое лицо.

3. Хозяйственное товарищество.

4. Акционерное общество.

 

5. Акция.

6. Контрольный пакет акций.

7. Облигация.

8. Унитарное предприятие.

 

Определения

 

A. Ценная бумага, которая является свидетельством того, что ее владелец — член акционерного общества и что он имеет право на получение части прибыли, заработанной обществом, т. е. на получение дивиденда.

Б. Коммерческая организация, уставный капитал которой образуется за счет вкладов ее учредителей и в которой определена доля каждого ее участника в уставном капитале.

B. Государственная (федеральная или муниципальная) организация, в которой ее работники (включая руководителя) не могут быть собственниками имущества этой организации, причем имущество является неделимым и не может быть распределено между физическими лицами или частными фирмами.

Г. Коммерческая организация, которая производит товары и услуги с целью получения прибыли и которая использует факторы производства для выпуска своей продукции.

Д. Ценная бумага, представляющая собой долговое обязательство акционерного общества, которое АО обязано погасить (выкупить) в установленный срок по номинальной стоимости этого долгового обязательства и по которому АО обязано выплачивать фиксированный процент.

Е. Организация, которая имеет обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет право приобретать новое имущество и продавать свое имущество, обладает определяемыми законом имущественными и неимущественными правами, может выступать истцом и ответчиком в суде, должно иметь самостоятельный баланс и смету своих доходов и расходов.

 

Ж. Количество акций, которое обеспечивает их владельцу большинство голосов на общем собрании акционеров.

З. Вид хозяйственного общества, уставной капитал которого формируется за счет продажи акций, участники которого несут свою материальную ответственность за результаты деятельности данного общества только в пределах цены принадлежащих им акций и несут риск убытков в пределах капитала, вложенного в эти акции.

 

Тесты

 

I. Внимательно прочитайте следующие утверждения и укажите, какие из них верны, а какие — ошибочны.

1. Владелец обыкновенной акции имеет право:

а) голосовать на собрании акционеров;

б) участвовать в управлении данным АО;

в) получать фиксированный дивиденд;

г) в случае выхода из ОА получать свою долю в уставном капитале.

2. Владелец привилегированной акции имеет право:

а) голосовать на собрании акционеров при решении тех или иных вопросов;

б) получать фиксированную сумму дивиденда;

в) в случае выхода из АО получить из кассы этого АО за каждую

привилегированную акцию сумму денег, равную номинальной цене этой акции;

г) в случае ликвидации АО пользоваться преимуществом по сравнению с владельцами обыкновенных акций в очередности получения компенсации капитала, вложенного в акции, за счет продажи имущества АО.

3. Владелец облигаций данного АО имеет право:

а) на немедленное возвращение по требованию владельца облигаций денег, которые он вложил в данные облигации;

б) на получение фиксированного процента по каждой облигации;

в) в случае роста прибыли, получаемой данным АО, претендовать на увеличение процента, выплачиваемого по облигациям;

 

 

г) в случае ликвидации данного АО рассчитывать на первоочередное погашение обязательств за счет продажи имущества данного АО.

4. Решения, принимаемые на общем собрании акционеров, основаны на результатах голосования, которое проводится по формуле: а) один владелец акций — один голос;

б) одна обыкновенная акция — один голос;

в) одна акция — один голос;

г) одна акция или одна облигация — один голос.

II. Внимательно прочитайте перечисленные здесь утверждения и укажите, какое из них является верным.

1. Контрольный пакет акций может быть менее 50%, потому что:

а) часть акционеров являются владельцами только привилегированных акций;

б) часть акций находится во владении председателя правления АО или генерального директора, распоряжения которого должны безоговорочно выполнять владельцы акций во время голосования;

в) определенная часть обыкновенных акций продается мелким акционерам, которые практически никогда не принимают участия в собраниях акционеров;

г) известная часть обыкновенных акций приобретается государством, которое не имеет права вмешиваться во внутренние дела АО.

2. Если акционер, владеющий акциями, выходит из данного АО, он:

а) сдает в АО свои акции и получает денежную компенсацию, равную номинальной стоимости этих акций;

б) сдает в АО свои акции и получает компенсацию в виде облигаций данного АО на сумму, равную номинальной стоимости этих акций;

в) продает свои акции (например, на фондовой бирже через посредство брокера);

г) сдает свои акции в министерство финансов и получает денежную компенсацию в соответствии с порядком, установленным инструкцией Минфина.

 

 

Упражнения и задачи

 

1. Перечислите признаки фирмы как юридического лица.

1) …

2) …

3) …

4) …

5) …

2. Пользуясь материалами учебника, заполните таблицу.

  Преимущества индивидуального предпринимательства   Недостатки индивидуального предпринимательства
1)   1)  
2)   2)  
3)   3)  
4)   4)  

 

3. Предположим, что в АО «Мамонт» простые акции распределены между их держателями следующим образом:

 

Банку «Большие деньги» принадлежит..........................................288 акций

Генеральному директору АО «Мамонт»..........................................501 акция Прочим работникам АО «Мамонт»..................................................212 акций Мелким акционерам со стороны.....................................................499 акций

 

Общее количество (простых) обыкновенных акций................... 1500 акций

 

Определите, кому принадлежит контрольный пакет акций.

 

4. Теперь предположим, что АО «Мамонт» по инициативе генерального директора учредило два дочерних АО — «Кролик» и «Комар». В ходе учреждения этих двух фирм акционерами «Мамонта», банком «Большие деньги» совершались различные операции с ценными бумагами «Мамонта», «Кролика» и «Комара». В результате этих операций оказалось, что обыкновенные акции распределены следующим образом:

 

Обыкновенные акции АО «Мамонт»

 

Банк «Большие деньги» 315

АО «Кролик» 240 Работники «Мамонта» (кроме ген. директора) 195 Генеральный директор «Мамонта» 180

АО «Комар» 120

Мелкие акционеры со стороны 450

 

Всего обыкновенных акций 1500

Обыкновенные акции АО «Кролик»

 

Иностранная фирма «Нью рашн» 840 Генеральный директор «Мамонта» 360

Фирма «Мамонт» 300 Фирма «Комар» 200

Мелкие акционеры со стороны 300

 

Всего обыкновенных акций 2000

Обыкновенные акции АО «Комар»

 

Банк «Биг рабл» 230 Фирма «Мамонт» 140

Генеральный директор фирмы «Мамонт» 100

Мелкие акционеры со стороны 530

 

Всего обыкновенных акций 1000

 

Установите, в чьих руках находится контрольный пакет акций АО «Мамонт», АО «Кролик» и АО «Комар».

 

Дополнительное чтение

 

Из статьи Рональда Коуза «Природа фирмы»

Наша задача открыть причину появления фирм в экономике, строящейся на специализации и обмене. Механизм цен (как способ распределения ресурсов) может быть вытеснен, только если замещающие его отношения предоставляют какие-то выгоды. Так было бы, например, если бы некоторые люди предпочитали работать под управлением других. Такие люди соглашались бы получать меньше, чтобы работать под чьим-то руководством, и фирмы возникли бы в таком случае вполне естественно. Но эта причина может показаться не очень важной, поскольку... обычно

 

подчеркивают преимущество «быть самому себе хозяином»... Тогда люди предпочли бы поступиться чемлибо, чтобы управлять, испытывать власть над другими: инымисловами, они предпочли бы платить другим больше, только бы иметь возможность управлять ими... Фирмы также могли бы возникнуть, если бы потребители предпочитали блага, произведенные фирмами, а не как-нибудь иначе...

Основная причина того, что создавать фирмы прибыльно, должна бы быть та, что существуют затраты использования ценового механизма. Затраты могут быть сокращены благодаря появлению специалистов, которые станут продавать информацию о ценах.

Тому, кто поставляет услуги или товары, может быть совсем безразлично, какой способ действия будет избран, но это не так для того, кто покупает эти товары. Однако покупатель не может знать заранее, какой из нескольких способов действия поставщика окажется удобен. Поэтому условия предоставления услуги оговариваются в самых общих терминах. В контракте ограничиваются только действия поставщика товаров или услуг. Когда направление ресурсов (по контракту) начинает зависеть от покупателя именно таким образом, возникает отношение, называемое фирмой.

...Можно подытожить все эти аргументы: деятельность рынка предполагает некоторые затраты (издержки) и, формируя организации и предоставляя некоему авторитету (предпринимателю) право направлять ресурсы, можно сократить некоторые рыночные затраты.

...Фирма, таким образом, есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя.

1. Каковы причины появления фирмы в экономике обмена «по Коузу»?

2. Каковы различия в определении «фирмы» по учебнику и по Р. Коузу? 3. Зачем экономике нужна фирма?

 

6.3. ПРОДУКТ ФИРМЫ

 

Ключевые понятия и термины

 

Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

1. Краткосрочный период.

2. Долгосрочный период.

3. Общий продукт фирмы.

4. Средний продукт труда.

5. Предельный продукт труда.

6. Производительность труда, эффективность труда.

 

Определения

 

A. Объем продукции, произведенной фирмой в течение определенного периода времени, например в течение года.

Б. Прирост общего продукта в результате прироста затрат труда на единицу.

B. Интервал времени, в течение которого все ресурсы, применяемые на производстве, изменяются или могут изменяться.

Г. Выпуск продукции в расчете на единицу труда (на одного работника, на один человеко-час труда, на человеко-день труда и т. д.).

Д. Интервал времени, в течение которого величина одного ресурса (труда) изменяется или может изменяться, а величина другого ресурса (например, капитала) или нескольких других ресурсов остается (остаются) фиксированной.

 

Тесты

 

I. Внимательно прочитайте следующие утверждения и укажите, какие из них являются верными, а какие — ошибочными.

1. Под понятием «краткосрочный период» подразумевается период времени: а) не более одного года;

б) который требуется, чтобы изготовить определенное количество продукции;

в) в течение которого количество применяемого труда может вырасти, а величина капитала остается неизменной;

г) в течение которого число работников на предприятии сократилось, а величина капитала осталась прежней;

д) которое требуется для увеличения капитала в связи с ростом числа рабочих.

2. Под понятием «долгосрочный период» подразумевается период времени: а) не менее одного года;

 

 

б) не менее пяти лет;

в) в течение которого происходит полный износ установленного на предприятии оборудования;

г) в течение которого изменяется величина не только применяемого труда, но и применяемого капитала;

д) в течение которого изменяется величина затрачиваемого на производстве труда, капитала и вовлекаемых в производство природных ресурсов;

е) в течение которого фирма способна увеличить выпуск продукции в таком размере, чтобы удовлетворить рыночный спрос на ее продукцию.

3. Под понятием «предельный продукт труда» следует подразумевать количество продукции:

а) которое может производить один рабочий, если он будет работать на пределе своих физических сил;

б) которое будет выпускать фирма после увеличения массы применяемого труда в расчете на единицу затрат труда (например, на одного рабочего);

в) на которое увеличится ее выпуск, если фирма увеличит число нанятых рабочих на одного человека;

г) на которое сократится выпуск продукции, если фирма уволит одного рабочего;

д) на которое изменится выпуск продукции, если продолжительность рабочей недели изменится на один человеко-час.

II. Укажите, какое из перечисленных здесь определений закона убывающей эффективности является правильным. Закон убывающей эффективности состоит в том, что:

а) в долгосрочном периоде происходит постепенное снижение производительности труда, т. е. небольшое сокращение величины среднего продукта труда;

б) в краткосрочном периоде наблюдается сокращение предельного продукта в расчете на единицу фиксированных факторов производства (например, капитала, природных ресурсов и т. д.);

в) в краткосрочном периоде приращение переменного ресурса (труда) с определенного момента опережает приращение предельного продукта;

 

 

г) в краткосрочном периоде с определенного момента происходит увеличение затрат переменного ресурса (труда) на каждую последующую единицу предельного продукта.

 

Упражнения и задачи

 

1. Почему краткосрочный период в сфере общественного питания (кафе, рестораны и т. д.) составляет не более месяца, в то время как для мукомольного комбината краткосрочный период может быть равен одному году?

2. Можно ли судить об эффективности использования ресурсов по показателю общего продукта фирмы (Q): чем больше Q, тем эффективнее производство?

3. Заполните таблицу, рассчитав нужные показатели по формулам, данным в учебнике, расшифровав при этом буквенные обозначения экономических показателей.

 

L Q APL MPL
   
   
   
   
   
   
   
   

 

4. В сборочном цехе предприятия работают 4 бригады сборщиков оборудования, которые в течение месяца выпускают 40 единиц оборудования. В целях увеличения выпуска продукции этого цеха администрация наняла 5-ю бригаду сборщиков, в результате чего в следующем месяце выпуск продукции возрос до 45 единиц оборудования. В каждую бригаду входят 4 работника (бригадир, два сборщика и один наладчик). Определите показатели среднего и предельного продукта труда, затрачиваемого в сборочном цехе в 1-м месяце и во 2-м месяце (после того как число бригад увеличилось с 4 до 5).

 

 

 

6.4. ПРОДУКТ ФИРМЫ

 

Ключевые понятия и термины

 

1. Издержки (затраты).

2. Бухгалтерские издержки.

3. Экономические издержки.

4. Основной капитал.

5. Амортизация основного капитала, амортизационные отчисления.

6. Явные издержки.

7. Бухгалтерская прибыль.

8. Неявные издержки.

9. Экономическая прибыль.

 

Определения

 

A. Часть капитала фирмы, которая вложена в здания и сооружения, в машины и оборудование.

Б. Общая выручка, которую могла бы получить фирма при наиболее выгодном варианте использования ресурсов из нескольких вариантов, имеющихся в распоряжении фирмы.

B. Затраты ограниченных ресурсов, которые несут фирмы или общество в целом, чтобы получить те или иные экономические блага.

Г. Стоимость израсходованных ресурсов на производство продукции, выраженная в фактических ценах их приобретения.

Д. Доход, который приносит фирма и который равен общей выручке за вычетом экономических издержек.

Е. Часть издержек, которые несет фирма вследствие износа основного капитала.

Ж. Ценность использования времени предпринимателя и ценность использования данного капитала, вложенного в производство данной продукции.

З. Разность между общей выручкой фирмы от продажи произведенной ею продукции и явными издержками на производство этой продукции.

 

 

Тесты

I. Укажите, какие из приведенных ниже утверждений являются верными и какие — ошибочными.

1. Бухгалтерские издержки — это:

а) явные издержки, которые несет фирма на производство продукции;

б) стоимость израсходованных ресурсов на производство продукции, выпускаемой фирмой, которая (стоимость) выражена в ценах этих ресурсов; в) затраты фирмы на приобретение ресурсов;

г) затраты фирмы на заработную плату, материалы, топливо, электроэнергию, аренду помещения, амортизацию основного капитала, процент по предоставленной фирме ссуде и т. п. затраты, связанные с затратами ресурсов, использованных на производство продукции фирмы.

2. Бухгалтерская прибыль — это:

а) часть общей выручки фирмы, которая остается за вычетом экономических издержек;

б) доход фирмы, который она получит после продажи произведенной ею продукции, за вычетом материальных затрат, т. е. амортизационных отчислений, стоимости израсходованных материалов, топлива, электроэнергии и аренды помещения;

в) сумма денег, которая представляет собой разность между общей выручкой фирмы и бухгалтерскими издержками;

г) доход фирмы, который получается после того, как из общего дохода, вырученного фирмой от продажи ее продукции, вычитаются явные издержки.

3. Экономические издержки — это:

а) сумма явных и неявных издержек;

б) общая сумма затрат факторов производства, выраженных в рыночных ценах приобретения этих факторов;

в) выраженная в рыночных ценах стоимость ресурсов, израсходованных в процессе производства продукции данной фирмы;

 

г) общая выручка фирмы, которую (выручку) можнобыло бы получить при наиболее выгодном из всех альтернативных вариантов использования ресурсов.

4. Экономическая прибыль — это:

а) разность между общей выручкой от продажи продукции фирмы и неявными издержками на ее производство;

б) разность между общей выручкой от продажи продукции фирмы и явными издержками на ее производство;

в) разность между общей выручкой от продажи продукции фирмы и суммой явных и неявных издержек на производство этой продукции;

г) разность между общей выручкой от продажи продукции фирмы и суммой бухгалтерских издержек и бухгалтерской прибыли.

II. Укажите, какое из приведенных ниже утверждений является правильным.

1. Фирма получит положительную бухгалтерскую прибыль, если:

а) общая выручка от продажи продукции фирмы окажется равной явным издержкам;

б) общая выручка окажется больше, чем явные издержки;

в) бухгалтерские издержки окажутся больше, чем выручка от продажи продукции фирмы.

2. Экономическая прибыль будет равна нулю, если:

а) явные издержки окажутся равными неявным издержкам;

б) общая выручка будет равна явным издержкам;

в) общая выручка будет равна неявным издержкам;

г) общая выручка окажется равной сумме явных и неявных издержек.

 

Упражнения и задачи

 

1. Какие изменения нужно внести в данные табл. 6-4 учебника, чтобы фирма, выпускающая игрушки, получила экономическую прибыль, равную 3 ден. ед.?

 

 

 

 

2. В нашем распоряжении имеются следующие данные по мебельной фабрике:

 

Стоимость здания Срок службы здания Стоимость оборудования Срок службы оборудования Расход сырья и полуфабрикатов в течение месяца Расход электроэнергии в течение месяца Заработная плата, выплачиваемая персоналу, в месяц Аренда помещения в течение года Проценты по полученным ссудам за 1 год     1,32 млн р. 50 лет 1,2 млн р. 10 лет 125 тыс р. 182,8 тыс р. 100 тыс р. 240 тыс р. 480 тыс р.

 

Определите величину бухгалтерских издержек на производство одного мебельного гарнитура, если фабрика выпускает I60 гарнитуров в месяц; по какой цене должен продаваться мебельный гарнитур, чтобы годовая прибыль равнялась 384 тыс. руб?

3. Пользуясь данными, которые имеются в задаче 2, определите величину экономических издержек и экономической прибыли, если известно, что собственником мебельной фабрики является предприниматель X, который вложил в фабрику капитал 3 млн р.; при этом известно, что процент, который банки выплачивают своим вкладчикам, составляет 8% от их вкладов (проценты выплачиваются ежегодно); заработная плата менеджера, выплачиваемая на мебельной фабрике, куда был приглашен предприниматель X, — 12 тыс. р. в месяц.

 

6.5. КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ

 

Ключевые понятия и термины

 

Для каждого приведенного здесь понятия или термина подберите соответствующее ему определение.

1. Общие издержки.

2. Общие постоянные издержки.

3. Общие переменные издержки.

4. Средние общие издержки.

5. Средние постоянные издержки.

 

 

6. Средние переменные издержки.

7. Предельные издержки.

 

Определения

 

A. Часть издержек фирмы, величина которых находится в прямой зависимости от размера выпуска продукции.

Б. Величина общих постоянных издержек в расчете на единицу выпускаемой продукции.

B. Часть общих издержек фирмы, которая не зависит от величины производимой данной фирмой продукции.

Г. Прирост общих издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции.

Д. Издержки, связанные с выпуском всей продукции фирмы.

Е. Общие переменные издержки в расчете на единицу продукции.

Ж. Общие издержки в расчете на единицу выпускаемой продукции.

 

Тесты

 

I. Внимательно прочитайте следующие утверждения и укажите, какие из них являются правильными, а какие — ошибочными.

1. Величина общих издержек, связанных с выпуском продукции:

а) растет прямо пропорционально величине производимого фирмой продукта;

б) остается неизменной независимо от того, как изменяется величина продукции, выпускаемой фирмой:

в) находится в прямой зависимости от величины производимой продукции;

г) утверждение «в» является справедливым применительно к условиям краткосрочною периода.

2. Величина общих постоянных издержек:

а) не изменяется в зависимости от того, какой период времени (неделя, две недели, месяц и т.д.) является объектом рассмотрения при определении величины выпуска продукции;

 

б) не изменяется, если в пределах краткосрочного периода возрастает или сокращается выпуск продукции;

в) остается постоянной на различных предприятиях, выпускающих одинаковую продукцию;

г) не изменяется, потому что такие элементы затрат, как арендная плата за землю или помещение, амортизация основного капитала, процент, который фирма должна выплачивать по предоставленной ей ссуде, в краткосрочном периоде остаются постоянными независимо от того, каков выпуск продукции данной фирмы.

3. Величина общих переменных издержек:

а) находится в прямой зависимости от величины производимой в краткосрочном периоде продукции:

б) такие элементы общих переменных издержек, как затраты на сырье и т. п.. в ряде случаев находятся в прямо пропорциональной зависимости от выпуска продукции в пределах краткосрочного периода;

в) во всех случаях оказывается различной на разных фирмах, выпускающих одинаковую продукцию;

г) находится в прямой зависимости от величины выпуска продукции в пределах краткосрочного периода.

4. Чтобы получить любой показатель средних издержек, т. е. средних общих издержек, средних постоянных и иержек или средних переменных издержек, необходимо соответствующую величину общих, общих постоянных или общих переменных издержек разделить на:

а) число занятых в производстве продукции лиц наемного труда;

б) величину вложенного в данную фирму капитала: п) число отработанных в краткосрочном периоде человеко-часов или человеко-дней;

г) количество произведенных единиц товара в пределах данного краткосрочного периода;

д) цену единицы продукции, выпускаемой данной фирмой в пределах краткосрочного периода при условии, что эта цена остается неизменной.

 

 

 

5. Предельные издержки могут быть измерены как отношение прироста:

а) суммы общих постоянных и общих переменных издержек к приросту выпуска продукции предприятия на одну единицу;

б) общих переменных издержек к единице прироста выпуска продукции данным предприятием;

в) средних переменных издержек в расчете на единицу прироста продукции данной фирмы.

 

Упражнения и задачи

 

1. В представленной здесь таблице заполните отсутствующие показатели.

 

Количество гарнитуров (шт.)     Издержки (тыс. р.)    
  Общие   Предельные   Средние  
постоянные переменные Всего постоянные переменные Всего
                 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
             

 

 

2. На основе полученных в таблице данныхпостройте графики кривых:

а) общих издержек, общих постоянных издержек и общих переменных издержек;

б) общих средних, средних постоянных, средних переменных и предельных издержек.

 

Проанализируйте динамику издержек, которую показывают графики.

 

6.6. КАКОЙ РАЗМЕР ФИРМЫ СЧИТАТЬ ОПТИМАЛЬНЫМ

 

На основе изучения материала параграфа 6.6. укажите, какие из перечисленных здесь утверждений являются правильными, а какие — ошибочными.

 

Ключевые понятия и термины

 

Для каждого из приведенных здесь понятий подберите соответствующее ему определение.

1. Положительный эффект масштаба производства.

2. Отрицательный эффект масштаба производства.

3. Неизменный эффект масштаба производства.

4. Минимально эффективный размер предприятия.

 

Определения

 

А. Эффект, при котором изменения масштаба производства не вызывают изменений средних издержек.

Б. Размер объема производства, который позволяет минимизировать средние издержки.

В. Эффект, выражающийся в том, что укрупнение масштаба производства сопровождается сокращением средних издержек.

Г. Эффект, который заключается в увеличении средних издержек в результате укрупнения масштаба производства.

 

 

Тесты

 

Прочитав перечисленные здесь утверждения, укажите, какие из них правильны, а какие — ошибочны.

1. Положительный эффект масштаба производства состоит в том, что с укрупнением масштаба производства происходит сокращение: а) общих постоянных издержек;

б) общих переменных издержек;

в) суммы общих постоянных и общих переменных издержек;

г) средних постоянных издержек;

д) средних переменных издержек;

е) общей суммы средних постоянных и переменных издержек;

ж) предельных издержек.

2. Неизменный эффект масштаба производства состоит в том, что при изменении масштаба производства не изменяется:

а) величина общих постоянных издержек;

б) величина общих переменных издержек;

в) величина суммарных общих постоянных и общих переменных издержек;

г) величина средних постоянных издержек;

д) величина общих средних издержек;

е) величина средних переменных издержек;

ж) величина предельных издержек.

3. Минимально эффективный размер предприятия — это такой его размер, при котором объем производства позволяет минимизировать: а) общие постоянные издержки;

б) общие переменные издержки;

в) сумму общих постоянных и переменных издержек;

г) средние постоянные издержки;

д) средние переменные издержки;

е) общие средние издержки.

 

Упражнения

 

1. Укажите, в чем заключаются преимущества крупных фирм и в чем — их недостатки.

Преимущества
 
Недостатки
 
1)
 
2)
 
3)
 
4)
 
1)
 
2)
 
3)
 
4)
 
 

2. Укажите, в чем причины широкого размаха мелкого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой и живучести мелких фирм.

 

 

103

Глава 7




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных