Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критерии, аспекты и показатели конкурентоспособности




Предприятия

Проблема конкурентоспособности носит в современном мире универсальный характер, от того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя и самого производителя. Эту проблему надо решать на основе гибкого сочетания методов рыночного и государственного регулирования. Практическими мерами повышения конкурентоспособности российских предприятий должна стать разработка и принятие нормативного акта по конкурентоспособности (закон, указ Президента).

В управлении на всех уровнях иерархии необходимо переходить на концепцию менеджмента, ориентированного на достижение конкурентоспособности создаваемого объекта на основе научных подходов и методов, концепция маркетинга и учета человеческого фактора.

Изучение таких факторов, как наличие рабочей силы, обилие природных ресурсов, протекционистская политика правительства, различия в практике управления фирмами и др., позволяет сделать вывод, что ни один из них, взятый в отдельности, не позволяет достаточно убедительно ответить на вопрос, что же именно определяет успех или неуспех предприятия в конкуренции.

Конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Исходя из него, можно утверждать, что для обеспечения конкурентоспособности предприятие должно постоянно заботиться о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в его распоряжении ресурсов, а также приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов.

При этом конкурентоспособность не является имманентным качеством предприятия. Это означает, что конкурентоспособность предприятия может быть обнаружена (оценена) только в рамках группы предприятий, относящихся к одной отрасли, либо предприятий, выпускающих товары-субституты. Таким образом, конкурентоспособность предприятия – понятие относительное, которое определяется как способность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурирующей компанией.

Следовательно, для предприятия необходима разработка такой конкурентной стратегии, которая сводится к достижению конкурентного (стратегического) преимущества, цель которого - обеспечение доходов, превышающих среднеотраслевой уровень, а также завоевание прочных позиций на рынке.

Наиболее сложным при этом является оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества предприятия по сравнению с другими предприятиями.

При этом возникает несколько проблем:

1) выбор базовых объектов сравнения, т. е. выбор предприятия-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такое предприятие-лидер должно обладать определенными параметрами, чтобы такое сравнение было корректным. К таким параметрам относятся:

– соизмеримость характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;

– соизмеримость сегментов рынка, для которых предназначена продукция;

– соизмеримость фазы жизненного цикла, в которой функционирует предприятие.

2) выбор критериев продуктивности использования ресурсов предприятия. Продуктивность использования ресурсов предполагает наибольшую отдачу, наибольший результат, приходящийся на единицу совокупных ресурсов, которыми располагает предприятие. Таким показателем обычно служит рентабельность производства. На начальных стадиях жизненного цикла предприятие может функционировать по принципу «безубыточности» или расширении доли рынка. Рентабельность производства может и не проявляться в чистом виде, а степень конкурентоспособности будет выражаться, например, в формировании благоприятного образа предприятия в глазах общественности и групп стратегического влияния.

Отсюда следует, что одной из важнейших целей стратегического управления является рациональное распределение ограниченных ресурсов предприятия между элементами стратегического потенциала, т. е. необходимо определять, куда выгоднее направлять ресурсы, чтобы обеспечить высокий уровень конкурентного преимущества. Таким образом, эффективная, с точки зрения маркетинга, конкурентная стратегия должна учитывать все рассмотренные выше факторы.

Это значит, что для эффективной деятельности в условиях рынка предприятию необходимо:

– формировать наиболее предпочтительную, с точки зрения своей результативности, структуру стратегического потенциала;

– рационализировать обеспеченность элементов

стратегического потенциала требуемыми ресурсами;

– адаптироваться к условиям национальной экономики страны базирования.

При исследовании конкурентоспособности продукции промышленного предприятия необходимо учитывать следующие пять факторов ее достижения:

– качество системы менеджмента, определяемое отработанностью структуры, содержания, внешних и внутренних связей этой системы;

– качество проекта конструкторской документации на объект с точки зрения прогрессивности и оптимальности показателей назначения, надежности, экономичности, технологичности, эргономичности, патентоспособности, дизайна, стандартизации и унификации;

– качество изготовления товара, определяемое прогрессивностью оборудования, технологии, материалов, системы управления качеством продукта, управлением организации производства и труда;

– затраты конкретного потребителя на приобретение, транспортировку, эксплуатацию, ремонт и утилизацию (при необходимости) продукта за весь нормативный срок службы;

– степень удовлетворения дополнительных потребностей конкретного потребителя, которая определяется уровнем соблюдения правовых норм защиты интересов потребителя, качеством упаковки, условиями хранения, продажи, поставки, гарантийного обслуживания.

Обеспечения конкурентоспособности носит комплексный характер. Поэтому недооценка какого-либо фактора может привести к неудаче предприятия на рынке.

Существуют две стороны конкурентоспособности: это элементы, ее составляющие (высокое качество товара, дополнительный сервис товара, обслуживание в течение всего срока службы и т.д.), и целевое решение задачи продажи товара в конкретной ситуации (конкретный покупатель с его индивидуальными потребностями, его возможность и способность выбирать из множества конкурирующих на рынке организаций по собственной шкале предпочтений, личных качеств самого продавца). Победа в конкурентной борьбе (увеличение доли компании на рынке), по сути, выражает результаты конкурентоспособности. Соотношение конкурентоспособности и конкуренции можно охарактеризовать как отношение «потенциал –использование потенциала».

Первенство в конкурентной борьбе возможно при высоком уровне обеих составляющих, а проигрыш — при слабой организации и хорошем товаре. Устойчивый выигрыш не возможен при плохом товаре, его низком качестве или уровне технологии производства. Таким образом, предприятие в конкурентных условиях должно обладать двумя атрибутами.

Во-первых, определенным свойством, необходимым для организации процесса достижения цели во внешней среде на конкурентных условиях (конкурентоспособность). Важнейшим условием при установлении характера данного свойства предприятия выступают свойства самой среды. Таким свойством в рыночных условиях является наличие ресурсов. Именно в ресурсонесущей среде разворачивается конкуренция как за доступ к ресурсам, так и за достижение целей деятельности предприятия. Данное требование относится ко всем ресурсам, которыми оперирует менеджмент: капитал, технология, персонал, информация. Научно-технический прогресс, переход от индустриального к информационному обществу изменяет соотношение затрачиваемых ресурсов. Вместе с тем, содержание механизма конкурентной борьбы и ее цели не меняются, а, следовательно, и неизменным остается требование к конкурентоспособности как свойству предприятия, функционирующей в среде с подобными свойствами.

Во-вторых, определенной системой управления деятельностью предприятия, базирующейся на ключевом свойстве (конкурентоспособности) для достижения целей его функционирования. В современных рыночных условиях характерной для процесса целедостижения предпринимательской организации является множественность целей. С другой стороны, произошло усложнение требований потребителя к товарам и сопровождающим услугам, к усилению индивидуализации данных требований.

Свойство конкурентоспособности, состоит из двух главных частей: адаптивности и инновационности. Под адаптивностью предприятия понимается свойство приспосабливаемости, форму отношений предприятия с внешней средой, процесс внутриорганизационной перестройки. Под инновационностью понимается способность обновляться, внутриорганизационные процессы перестройки по критериям: ритмичность, технологичность, минимальная себестоимость. Иными словами, процессы обновления должны быть постоянными и ритмичными, технологизированными, т.е. стандартными процедурами достижения целей обновления, а также реализовывать обновленческие процессы с минимальными затратами.

Свойство инновационности опирается на способность осваивать два вида новаций. С одной стороны, это технические новации, связанные с обновлением технико-технологической составляющей производства. Сюда входят методы и способности осваивать новшества в сфере оборудования и аппаратуры, технических средств производства, организации и технического оснащения НИОКР[1], а также технологии производства изделий. Необходимо отметить, что важной составной частью технических инноваций являются новшества в социально-техническом обеспечении производства, т.е. такие нововведения, которые в большей степени соответствуют научной организации труда, его безопасности, комфортности рабочего места, экологичности производства.

Другой важной составляющей инновационности служат социальные инновации. Технической и инструментальной базой такого рода новаций является набор освоенных социальных технологий. Известно, что эффективность технических новшеств определяется системой мер по организации персонала для изменения набора образцов устойчивого поведения, обеспечивающего технические и технологические требования данного новшества. Помимо этого, в технический инструментарий социальных новаций входят методы формирования корпоративных ценностей, корпоративной культуры.

Процесс обеспечения конкурентоспособности предприятия- это прежде всего философия работы в условиях рынка, ориентирующая на:

– понимание нужд потребителя и тенденций их развития;

– знание поведения и возможностей конкурентов;

– знание состояния и тенденций развития рынка;

– умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы он предпочел его товару конкурента;

– искусство осуществлять все это на долговременной, рассчитанной на перспективу основе [4].

Ресурсы развития организации в конкурентной рыночной среде, выявляемые путем сравнения показателей развития конкурирующих организаций, называются конкурентоспособностью. Основные категории конкурентоспособности: конкурентные преимущества организации и конкурентные возможности организации. Конкурентные преимущества организации это улучшение показателей деятельности организации по сравнению с аналогичными показателями конкурирующей организации в связи с эффективностью производства и ее рыночными позициями (положительная разница в прибыли, объемах продаж, доле рынка). Конкурентные возможности организации это возможное изменение показателей организации в связи с развитием потребностей покупателей и тенденциями на рынке (возможный рост объемов производства в связи с ростом рынка, возникновением новых потребностей, благоприятным изменением конъюнктуры рынка). Содержательная основа конкурентоспособности многопланова и имеет самостоятельные формы применительно к организации, производству или продукту. Деление конкурентоспособности на формы условно в силу того, что организация это единство систем производства и маркетинга, технологий и потребителей, конкуренции и предпринимательских сетей. Организация реализует на рынке не только произведенный ею товар, но и имидж. Покупая товар фирмы покупатель удовлетворяет не только физиологические потребности, но и потребности в общении, самовыражении и приверженности к определенному социальному статусу. Продажа товара для организации не только итог работы всех служб организации, но и доказательство способности организации реагировать на изменения внешней среды, достигать стратегических целей, дающих максимальную полезность для организации в изменяющейся внешней среде. Наиболее известными методами количественной оценки конкурентоспособности организации (предприятия) выступают сравнительный метод, построение диаграмм, позиционирование конкурирующих предприятий [12].

Практически во всех отраслях экономики действуют следующие пять факторов конкурентоспособности:

– качество;

– цена;

– реклама;

– исследование и развитие;

– обслуживание.

К показателям конкурентоспособности предприятия относятся преимущества в показателях:

– прибыль на одну долю предприятия;

– рост предприятия;

– масса прибыли;

– численность работающих;

– объемы основных производственных фондов;

– объемы продаж;

– доля рынка;

– качество продукции;

– цена;

– соотношение цена/качество, обновление ассортимента;

– инвестиции в инновационную деятельность;

– организации исследовательских научно конструкторских работ; объемы инвестиций в основной вид деятельности.

К показателям конкурентных рыночных возможностей предприятия относятся: расширение рынка продукции, объем не освоенных сегментов рынка, объем рынка новых товаров и услуг. К показателям конкурентоспособности товара относятся соотношение цена/качество, объем предпродажных и послепродажных услуг.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных