Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Создание и этапы функционирования Конституционного Суда Российской Федерации.




Вопросы к экзамену по конституционному правосудию

1. Судебный конституционный контроль: понятие, модели.

2. Создание и этапы функционирования Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Конституционно-правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, юридическая сила, виды и действие.

4. Гарантии самостоятельности и независимости Конституционного Суда Российской Федерации.

5. Состав и порядок формирования Конституционного Суда Российской Федерации.

6. Структура Конституционного Суда Российской Федерации. Председатель и другие должностные лица Конституционного Суда Российской Федерации.

7. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, структура, виды.

8. Права и обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Занятия и действия, не совместимые со статусом судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

9. Приостановление и прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

10. Цель, задачи и функции Конституционного Суда Российской Федерации.

11. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, их классификация.

12. Разграничение полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и судов общей и арбитражной юрисдикции.

13. Конституционное судопроизводство как самостоятельный вид судопроизводства.

14. Виды участников конституционного судопроизводства.

15. Доказывание и доказательства в конституционном судопроизводстве.

16. Процессуальные сроки и судебные расходы в конституционном судопроизводстве.

17. Стадии конституционного судопроизводства.

18. Требования, предъявляемые к обращению в Конституционный Суд Российской Федерации.

19. Рассмотрение обращения Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации.

20. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) Конституционного Суда Российской Федерации.

21. Основания отказа в принятии обращения к рассмотрению в Конституционном Суде Российской Федерации.

22. Назначение и подготовка дел к слушанию в Конституционном Суде Российской Федерации. Полномочия судьи-докладчика.

23. Подготовительная часть судебного разбирательства в Конституционном Суде Российской Федерации. Полномочия председательствующего в судебном заседании.

24. Исследование дела по существу в Конституционном Суде Российской Федерации.

25. Принятие итогового решения судьями Конституционного Суда Российской Федерации.

26. Оглашение, вступление в силу и опубликование итоговых решений Конституционного Суда Российской Федерации.

27. Исправление неточностей и разъяснение итоговых решений Конституционного Суда Российской Федерации.

28. Действие и исполнение итоговых решений Конституционного Суда Российской Федерации.

29. Особое мнение и мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации, их обнародование.

30. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению и разрешению дел без слушания.

31. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о толковании Конституции Российской Федерации.

32. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними.

33. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

34. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел по спорам о компетенции.

35. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

36. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о конституционности законов по запросам судов.

37. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

38. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дела о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума.

 

1. Судебный конституционный контроль: понятие, модели.

Судебный конституционный контроль (СКК)- это проверка на соответствие конституции законов и иных нпа, решений и действий органов публичной власти, их должностных лиц. (решения КС выносятся от имени государства, как правило, являются окончательными, обжалованию не подлежат и имеют общеобязательную юридическую силу.

 

СКК– это наиболее действенное и эффективное средство в охране и защите конституции, осуществляемый судами общей юрисдикции и специализированными, конституционными судами. В зависимости от того, какие суды осуществляют контроль, различают 2 основные модели: I. североамериканскую и II.Европейскую (континентальную), но есть еще и III. Смешанная (совмещение элементов1 и 2ой)

 

 

I. Принята кроме США, в Канаде, в ряде европейских государств (Дания, Ирландия, Норвегия, Швеция); во многих странах Латинской Америки (Аргентина, Боливия, Мексика и др); Австрии и Новой Зеландии; в азиатских странах (Израиль, Индия, Иран и др); в ряде англоязычных африканских стран (как правило, там, где действует система общего права).

 

Особенность: данный контроль осуществляется судами общей юрисдикции.

 

Виды: 1. контроль осуществляется всеми общими судамипри рассмотрении конкретных дел (гр, административных, уг-х) в соответствии с правилами обычной судебной процедуры (децентрализованный контроль).

 

2.контроль верховными (высшими) судебными инстанциями, возможно по особой процедуре (децентрализованный контроль)

 

II.Является преобладающей в мире, принята в большинстве стран Западной Европы, Латинской Америки (Колумбия, Коста-Рика, Корея и др), Азии (Ирак, Кипр, Сирия, Турция и др), Африки (Ангола, Египет, Мали и др), т.е. эта модель характерна для государств, в которых действует принцип верховенства и высшей юридической силы конституции.

 

Имеет 2 разновидности: Конституционность объектов контроля проверяют специализированные – конституционные – суды либо специальные конституционные коллегии, палаты в составе высших судов, для которых конст контроль является единственной (исчерпывающей) функцией, и осуществляют ее по правилам специальной процедуры (ценрализованный контроль).

 

В РФ действует европейская модель в виде функционирования самостоятельно КС РФ. В федеративных гос-ах сущ-ет как федеративный КС РФ, так и СК S-в РФ, которые правда не образуют единую инстанционную систему судебного конст контроля (Германия, Россия и др).

 

III. Верховный суд Канады – главная апелляционная инстанция страны – рассматривает конституционно-правовые вопросы при осуществлении обычного судопроизводства по конкретным делам, в тоже время он наделен специальными полномочиями рассматривать по запросу Правительства «важные вопросы права или факта», касающиеся толкования Конституции, конституционности или толкования федерального или провинциального законодательного акта, а так же по любому иному важному вопросу права или факта, касающемуся любой другой области. Решения носят рекомендательный характер.

 

Верховный суд Израиля – последняя апелляционная инстанция по гражданским, уголовным и иным делам, осуществляет конституционный контроль в качестве Высшего Суда справедливости.

 

В странах Латинской Америки – североамериканская (децентрализованная) модель + европейская (централизованная) модель = создание специализированных судов, наделенных полномочиями конст контроля, с использованием традиционной для латинского конституционализма процедуры ампаро, процессуальных средств защиты и коллективных прав (Перу, Бразилия, Мексика и др)

 

 

Создание и этапы функционирования Конституционного Суда Российской Федерации.

Предыстория

Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают М.С. Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.

Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов – юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21–23 декабря 1989 года Второй Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно С.С. Алексеева и Б.М. Лазарева.

В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

Недавняя история

5 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.

Четвертый Съезд народных депутатов РСФСР обсудил проект Закона о Конституционном Суде РФ, однако во время голосования закон не добрал более 100 голосов.

Закон был утвержден только следующим, Пятым Съездом 12 июля 1991 года и несколько в иной редакции.

29–30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного Суда.

30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года – первое заседание.

Новая история

12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда.

Принципиальных изменений по сравнению с ранее действующим регулированием деятельности Конституционного Суда всего два: отныне Конституционный Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Конституционный Суд проверяет только нормативные акты и только по запросам или жалобам.

Еще одно изменение, которое вряд ли можно считать принципиальным по сути, но которое существенно повлияло на технологию деятельности Суда – увеличение численности судей с 15 до 19.

24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде – федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля – опубликован.

В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

Новейшая история

Текущее десятилетие стало временем непрерывного совершенствования законодательной основы и практических механизмов работы Конституционного Суда. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. А в марте 2005 года в Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи Конституционного Суда перестали быть ограничены определенным сроком. Согласно новым положениям закона судьи исполняют свои полномочия со дня назначения на должность и до достижения ими семидесятилетнего возраста.

Большой блок изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» был принят в ноябре 2010 года. В основном они затронули вопросы совершенствования процедуры конституционного судопроизводства.

В 2014 году была расширена компетенция Конституционного Суда в части проверки конституционности вопросов, выносимых на общероссийский референдум, а также в сфере разрешения коллизий между российским законодательством и международными правовыми актами в их интерпретации межгосударственными органами по защите прав и свобод человека. Изменения 2010 и 2014 годов также затронули правовое регулирование ряда процедурных вопросов деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в части реализации права граждан и их объединений на обращение в Суд.

 

3.Конституционно-правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, юридическая сила, виды и действие.

Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации есть правовые представления (выводы) общего характера Конституционного Суда Российской Федерации как результат толкования Конституционным Судом Конституции Российской Федерации и выявления им конституционного смысла положений законов и других нормативных актов в пределах компетенции Конституционного Суда, которые снимают конституционную неопределенность и служат правовым основанием итоговых решений Конституционного Суда Российской Федерации.

 

Правовые позиции Конституционного Суда могут быть классифицированы на

виды по различным основаниям: сфере общественных отношений – правовые позиции в сфере прав человека, местного самоуправления, и др.; характеру предмета

регулирования – материально-правовые и процессуальные; источнику рассмотрения – содержащиеся в решениях о толковании Конституции, содержащиеся в иных

решениях Конституционного Суда. Н.В. Витрук выделяет следующие виды правовых позиций Конституционного Суда: а) сложившиеся на основе толкования Конституции и решения споров о компетенции на основе Конституции и б) сложившиеся путем выявления конституционного смысла положений отраслевого (текущего)

законодательства, внутригосударственных и международных договоров.

 

Важный вопрос – действие правовых позиций Конституционного Суда во времени, пространстве и по кругу лиц. В соответствии со ст. 79 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. После его принятия не должны использоваться признанные неконституционными нормы, даже если они касаются ранее возникших отношений. Ведь в дан-

ном случае речь идет не просто об отмене законодателем нормы закона, а констатируется противоречие признанной неконституционной нормы Основному Закону

страны. В некоторых случаях Конституционный Суд, признавая определенные положения неконституционными, устанавливает, что они утрачивают силу не сразу, а

по истечении определенного периода (как правило, по истечении шести месяцев с

момента провозглашения постановления). Такие решения принимаются Конституционным Судом в том случае, если иначе могут возникнуть негативные последствия для общественно-значимых интересов. Действие постановлений Конституционного Суда Российской Федерации может распространяться на всю территорию страны, если им признается неконституционность какого-либо федерального нормативного акта.

Правовые позиции носят общий характер, т.е. распространяются не только на конкретный случай, ставший предметом рассмотрения в Конституционном Суде, но и на все аналогичные случаи, имеющие место в правовой практике и, кроме того, они имеют официальный, обязательный характер.

Таким образом, обязательность правовых позиций Конституционного Суда не

ограничивается ни по сфере распространения (вся территория Российской Феде-

рации), ни по кругу адресатов (все субъекты права на территории Российской Феде-

рации, а также граждане Российской Федерации и российские юридические лица,

находящиеся за границей). Точнее было бы говорить не просто об обязательности,

а об общеобязательности решений Конституционного Суда и содержащихся в них

правовых позиций.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных