Тема 26. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ
Человек как вечная проблема науки, искусства, религии. Комплексные знания о человеке. Культурологическая концепция человека и личности. Множественность подходов к пониманию личности. Человек - двигатель, смысл, цель, преобразователь культуры и общества. Человек как биосущсство.
Творческая природа личности. Характеристика базовых качеств человека. Понятие "творчество". Признаки творческой деятельности- Культурологические концепции творчества. Пути и методы исследования творчества. Объекты творческой деятельности. Народ, социальные группы, личность как субъекты творчества.
Творчество как главная парадигма культуры. Самоценность творчества. Творчество как жизненная ценность, способ самореализации, возможность преобразования мира. Смысл и цели творчества,
Эпоха и творчество. Приоритетные направления производства культурных ценностей в разные исторической эпохи. Периоды гениальности, периоды творческого вакуума. Государство и множественность творчества. Оптимальные условия для творческой деятельности. Дева, Эфроимсон о соотношении времени и творчества. Нации и творчество. Концепции Малиновского, Картмана, Тайлора. Булгакова о характере наций и роли творчества в их развитии. "Творческие" и "исполнительские" нации.
Общество и талант. Ранжирование общества по степени та-лантливости, одаренности, гениальности, ненормальности, отсталости интеллекта. Концепции творческого "ядра" и "периферии". Концепции Станиславского, Фрейда, Фромма, Юнга, Белинского, Плотникова, Толстого, Бальзака, Пушкина. Системы развития творчества. Системы сохранения творческой активности.
Эзотерические концепции творчества. Учение о сознающих центрах человека. Вибрации, цвет, уровни творчества. "Высокие" и "низкие" образцы творчества, ранжирование результатов творчества по уровню вибрации. Эпохи и уровни вибраций. Эпохи и уровни творчества, подготовка личности к творчеству, система духовного развития человека и поддержание уровня духовности. Отрицание эго и творчество. Творчество как выход в информационные пласты и сферы творчества. Космическое значение творчества. Высокие образцы, их критическая масса как необходимость поддерживания чистоты ноосферы. "Засорение" ноосферы низкими образцами. Направления развития творчества и новая эра. Учения Шри Чайитаньи, Шри Ауробиндо Гхоша, Р.Тагора, Саптрсма, Ошо Раджнеша, Е.Рерих, Е.Блаватской, Вернадского, Гурджиев, Циолковского, Кедрова, Гумилева, Способности человека и культура. Усвоение культуры и культивирование особенностей. Возраст человека и культура. Возраст как "сумма культуры'". Творческие и нетворческие периоды в жизни человека. Мужские и женские эквиваленты творчества, творческие возрасты в половом контексте. Феминизации культуры, Искусства, религии, политической и управленческой сфер.
Основные проблемы смысла жизни. Жизнь, смерть, бессмертие. Свобода выбора и судьба. Восточные и западные учения о свободе выбора, власти над собой, духовном росте, его показателях, предназначение человека. Эзотерические концепции и программы развития человека. Культура как процесс социализации и индивидуализации развития человека.
Образ жизни и устройство общества. Потребности человека и
их отражение в культуре. Характеристика человеческих потребностей, специфика их формирования обществом. Проблема здоровья общества и нормальности потребностей. Развитие системы человек - культура.
Основные вопросы:
1. Человек как “вечная” проблема культуры
2. Творческая природа личности
3. Основные проблемы смысла жизни
4. Образ жизни и устройство общества
Литература: 92,93,94,95,06,97,98,99,177,239-245
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|