Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Научно-методическое обоснование разработки




1. Для учащихся. За последние десятилетия компьютерные технологии существенно изменили представления людей о пространстве, способах общения и обмена информацией. К тому же, многие аспекты коммуникационного менеджмента определяют лицо современных государств. Это относится ко всем аспектам жизни современного общества: к экономике, политике, социальным отношениям и культуре. Возможность правильно использовать имеющуюся информацию, владеть методами и средствами ведения информационно-психологических войн – именно от этих характеристик определяется положение современных государств в мире, а также их влияние на различные аспекты международных отношений.

Одним из таких методов информационного противостояния является пропаганда.

2. Для учителей. В целях наиболее полного рассмотрения истории Европы США в XIX веке, обращения учащихся к актуальным проблемам современности целесообразно познакомить учеников с наиболее важными и интересными эпизодами особенностей ведения пропаганды в Новое время. Так же предложенный курс может быть рекомендован для проведения в школах с углублённым изучением истории.


Разработка факультативного курса «Север и юг в Гражданской войны в США»

Один из возможных вариантов изучения истории данной тематики – это создание факультативного курса по теме. Поскольку тема особенностей ведения пропаганды в странах Европы в XIX веке является объемной, то для более глубокого понимания учащимися методов ведения пропаганды и её характерных черт целесообразно рассмотреть на примере одной из стран, например, США. В факультативный курс можно было бы включить как основные темы истории американского юга и севера в период войны, такие как экономика, социальное и политическое развитие в указанный период, так и те темы, которые в школе обычно не изучаются. Это позволит учащимся всесторонне изучить положение американского Юга и Севера в период гражданской войны в США.

Элективный курс « Север и Юг в Гражданской войне США» соответствует следующим принципам:

1. Научность содержания: построение курса в соответствии с принципами научной объективности, историзма.

2. Систематичность изложения, последовательность и полнота в освещении проблематики курса.

3. Доступность содержания.

4. Значительная новизна материала.

5. Проблемно- тематическое построение.

6. Включение форм и методов занятий, способствующих развитию мышления, практических умений и т.д.

7. Привлечение материала, позволяющего раскрыть приемы и методы исторической науки.

 

Рассматривая данную проблему, можно поставить следующие цели:

· Образовательная: рассмотреть основные социально-экономические и политические особенности развития США в период Гражданской войны (1861-1865 гг.); определить значение Гражданской войны для дальнейшей истории страны, рассмотреть роль, место и итоги пропагандистской деятельности северных и южных штатов в указанный период.

· Развивающая: развитие речи, пополнение её словарного запаса (пропаганда, методы пропаганды, средства пропаганды, расизм, Конфедерация, Гомстед-акт), способствовать развитию умений анализировать, сопоставлять, сравнивать;

· Воспитательная: способствовать воспитанию толерантного отношения к истории зарубежных стран и народам, населяющим их.

 

Задачи при изучении этой темы могут быть следующими:

· рассмотреть, каким образом развивались промышленность, сельское хозяйство на Юге и Севере США, какие особенные черты имел социум американского Юга в отличие от Севера, какие специфические черты преобладали в политике Конфедеративных штатов и Севера в указанный период;

· познакомить учащихся с источниками данного периода;

· изучить методы ведения пропаганды северными и южными штатами (в сравнении);

· способствовать формированию представлений о роли личности в истории (на примере изучения биографий участников войны);

· рассмотреть отражение гражданской войны в мировой культуре.

 

Факультативный курс рассчитан на учащихся 8 классов.

 

Оборудование уроков:

1. Карта «Соединённые Штаты Америки в XIX веке».

2. Портреты Авраама Линкольна, генерала Ли, Джефферсона Дэвиса.

3. Фотографии сражений и военных компаний, схемы важнейших битв, демонстрация образцов вооружения, обмундирования, боевой техники.

4. Иллюстративный материал (карикатуры севера и юга США, изображения южных банкнот, речи политических лидеров севера и юга)

5. Фрагменты фильмов «Геттисберг», «Они умерли на своих постах», «Унесённые ветром», «Воинство ангелов».

 

Рекомендуемая литература:

1. Алентьева В. Т. Общественное мнение и назревание «неотвратимого конфликта» в США в отражении «New York Tribune» (1841-1861). – Курск, РОССИ, 2005. – 256 с.

2. Алентьева Т.В. «Общественное мнение северян в отношении сецессии юга в зеркале прессы Нью-Йорка» http://america-xix.org.ru/library/alentieva-secession/5.html

3. Алентьева Т.В. «Роль общественного мнения в канун Гражданской войны в США http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=C5DBBD5E39B24067AA04E5DBA474D3BD

4. Алентьева Т.В. «Сецессия глазами южан» http://america-xix.org.ru/library/alentieva-secession/printable-1.html

5. Бурин С.Н. На полях сражений Гражданской войны в США.— М., 1988 – 31 с.

6. Косарев Б.М. Американская хлопковая монополия перед гражданской войной 1861-1865 гг.?// Новая и новейшая история. 1994, № 3. – С. 15-18

7. Основные проблемы истории США в американской историографии. Сб. статей под ред. Г.Н. Севостьянова. М., «Наука», 1974. – 68 с.

8. Статьи «Причины гражданской войны в новейшей историографии». Вопросы истории. 2000 г., № 4. С. 28-36

9. Супоницкая И.М. «Север и юг: два общества в одной Америке». М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. – 302 с.

10. Супоницкая И.М. Антимония американского юга. Свобода и рабство. М.: 1998.- 351 с.

 

Художественная литература:

- Г.Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома.

- Д. Дефорест. Мисс Равенелл уходит к северянам.

- К.Сергиенко. Увези нас, Пегас!

- Л.Рубинштейн. Честный Эйб.

- М. Митчелл. Унесённые ветром.

- М.Твен. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльбери Финна.

- Н.Кальма. Джон Браун.

- Р.Хилдред. Беглый раб.

- Ф. Уоррен. «Воинство ангелов».

 

№ п/п Тема Количество часов для изучения темы Форма занятия Результаты
  Вводное занятие. Север и Юг накануне войны, Причины и предпосылки начала гражданской войны   Урок-лекция, урок-дискуссия Учащиеся знакомятся с особенностями социально-экономического и политического развития Севера и Юга накануне гражданской войны, с предпосылками и причинами войны, знакомятся с движением аболиционистов.
Вопросы для обсуждения: 1. Назовите основные причины гражданской войны в США. 2. Какие можно выделить предпосылки начала войны? 3. Кто виноват в начале гражданской войны? Работа в группах. Учащиеся делятся на 2 группы и на основании предложенного материала (записки путешественников, дневники и письма американцев) характеризуют особенности социально-экономического и политического развития Севера и Юга накануне гражданской войны.  
Домашнее задание: Подготовить рефераты и презентации по персоналиям (на выбор): Джефферсон Дэвис Генерал Ли Авраам Линкольн Генерал Грант Генерал Шерман   Один реферат можно делать в паре.
  Персоналии: Джефферсон Дэвис Генерал Ли Авраам Линкольн Генерал Грант Генерал Шерман Роберт Родс     Самостоятельная работа, чтение рефератов Учащиеся узнают о фигурах, сыгравших значительную роль в ходе гражданской войны, об их значении для истории Юга и Севера США
Вопросы для обсуждения: 1. Какова роль каждого рассмотренного на уроке участника войны? 2. В чём его заслуги?
  Основные направления внутренней политики Конфедеративных штатов в период войны   Групповая работа, дискуссия Учащиеся рассматривают основные источники по истории американского юга в указанный период, учатся их анализировать
Вопросы для обсуждения: 1. Работа с двумя инаугурационными речами Дж. Дэвиса 1861 и 1862 гг. - Какие задачи ставит Дж. Дэвис в своих обращениях? - Чем они отличаются? - На что была нацелена внешняя политика в годы войны? - Назовите главные задачи политики в 1861 году и в 1862 году. - С чем это связано?
  Пропаганда: термин, основные составляющие пропаганды. Основные черты пропаганды в XIX веке   Урок –лекция с элементами дискуссии Учащиеся знакомятся с основными определениями термина «пропаганда», особенностями её ведения в XIX веке
Вопросы для обсуждения: - Назовите основные современные определения термина «пропаганда» - Какое определение вы считаете наиболее полным? Обоснуйте вашу точку зрения - Приведите примеры использования пропаганды странами Европы в XIX веке - С какой целью это проводилось и к чему привело?
  Использование речевой пропаганды политическими деятелями в период Гражданской войны   Урок-практикум Изучение методов речевого воздействия на аудиторию: Высмеивание военного противника, утаивание информации, обращение к родственным чувствам, метод асидетона
Вопросы для обсуждения: - Назовите основные методы речевого воздействия на аудиторию - При каких обстоятельствах политические лидеры севера и юга применяли этот пропагандистский метод
  Гомстед-акт, прокламация об освобождении рабов и их историческое значение   Урок-лекция с элементами практического занятия Учащиеся узнают о проведении важнейших преобразований А. Линкольна в годы войны, знакомятся с текстами акта и прокламации, обсуждают их значение
Вопросы для обсуждения: - в чем заключались причины принятия данных документов? - в чем их основное содержание и значение
  Важнейшие битвы времён гражданской войны: тактика Юга и Севера, вооружение.   Урок-лекция, дискуссия Учащиеся из лекции узнают о тактике, применяемой Югом во время ведения военных действий, однако для изучения вооружения можно дать учащимся рефераты
Вопросы для обсуждения: 1. Рассмотрите фотографии времён гражданской войны, сделанные её участниками. В чём различия между вооружением Севера и Юга? 2. Назовите основные битвы времён войны. Почему до 1863 года победа была, в основном, в руках южан, а после перешла к северянам? 3. Просмотр кадров фильма «Геттисберг». - На основе предложенного отрывка фильма оцените тактику юга и севера в этой битве. - В чём причины успеха северян? - Почему эта битва имела такое важное значение в ходе войны?
  Методы ведения пропаганды северными и южными штатами в 1861-1865 годы   Урок-лекция, урок -практическое занятия Просмотр политических карикатур, банкнот южных штатов, флага Конфедерации
Вопросы для обсуждения: - В чем эффективность использования изобразительных методов пропаганды - Проведение соцопроса (психология восприятия флага южных штатов) - Как пропаганда воздействовала на общественно-политическое мнение северян и южан в период войны
  Север и Юг в американском кинематографе XX века и художественной литературе   Самостоятельная работа в группах, дискуссия Рассмотрение основной художественной литературы, кино, посвящённых сражениям и жизни в Конфедеративных штатах
Вопросы для обсуждения: 1. Назовите основные художественные произведения, достижения мирового кинематографа, в которых отражена гражданская война в США. 2. Групповая работа. Ученики делятся на 2 группы. Одна группа рассматривает кинематограф, другая – художественные произведения. На основе изученного материала отвечают на вопросы: - образ главного героя; - отношение к северу; - отношение к югу; - отношение к рабству; - оценка войны; - роль и место кино/художественного произведения. 3. Какими предстают в названных произведениях Север и Юг?
  Контрольный урок   Урок обобщения и систематизации знаний Написание теста

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных