Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА 2. Цели, методы и средства пропаганды в годы Гражданской войны в США.




§ 2.1. Цели, методы и средства пропаганды северян в отношении южан

Прежде чем рассматривать вопрос о том, каким образом южане и северяне использовали пропаганду друг против друга, рационально рассмотреть вопрос о том, какие цели преследовала каждая сторона, вступив в Гражданскую войну 1861-1865 гг. Краеугольным камнем оказался вопрос о рабстве, точнее его распространении на западные, «новые» штаты. До 1861 года эти конфликты решались путем традиционных американских компромиссов, последний из которых произошел в 1850 году и получил название «миссурийский». Однако к 1860 году ситуация изменилась, должны были состояться выборы. Избрание президентом Авраама Линкольна послужило началом к сецессии южных штатов от северных. Законодательно они имели на это право, поскольку Конституция США закрепляла за ними это право. Однако распад Союза мог повлечь за собой образование двух государств на территории современной Америки, что ограничило бы её территориальные границы и степень влияния на близлежащие государства. К тому же, для Северных штатов это означало бы потерю дипломатических отношений с европейскими странами, такими как Англией и Францией, поддерживающими отношения с югом, поставлявшим им хлопок.

Таким образом, для северных штатов сецессия юга ставило под угрозу их существование. Но если для юга США ведение пропаганды уже не являлось новым этапом их истории, которые на протяжении всего XIX века боролись за политическое лидерство в стране, но северные штаты ещё не имели такой практики использования пропаганды, что и объясняет их неудачи на первом этапе войны. Только к началу 1863 года их методы ведения пропаганды эволюционировали и стали использовать более эффективные методы.

Один из самых известных Пропагандистских клубов Севера находился в Филадельфии, и Пенсильвании, открытые там в ноябре 1862. Движение, быстро распространенное из Филадельфии в другие главные города включая Нью-Йорк, Бостон, Балтимор, Вашингтон, и Сан-Франциско. Эти центры пропаганды успешно распространяла огромное количество литературы по всей стране.

Как и южане, северяне использовали невербальные средства пропаганды. Однако в данном методе они не сразу встали на один уровень с южанами.

Авраама Линкольна не зря считают мастером слова своего времени. Сейчас многие его речи стали эталоном ораторского мастерства. Как отмечают многие современные исследователи, «не только картинка, но и голос, музыка к этой картинке – важнейшие составляющие имиджа…»[93].

Выступление Авраама Линкольна в 1861 году «Судя по всему, среди жителей южных штатов существуют опасения, что с приходом нашей администрации их собственность, мирная жизнь и личная безопасность могут оказаться перед угрозой. Однако для таких опасений не было и нет никаких разумных оснований…»[94]. В данном отрывке выступления содержится очень любопытный факт – Линкольн, характеризующий положение страны, использует факт отделения юга из состава союза как иронию, поскольку под «собственностью» южан следует считать их систему применения рабского труда в сельском хозяйстве, а с «мирной жизнью и личной безопасностью» он олицетворяет весь уклад их жизни. Таким образом, в своей речи он высмеивает экстенсивный тип экономики юга и особенности его социально-экономического и политического уклада. В этой же речи можно выделить такой метод, как искажение информации: «… Поэтому исходя из Конституции и права я считаю, что Союз нерушим и я буду в пределах моих возможностей, как того прямо и недвусмысленно требует от меня Конституция, заботиться о том, чтобы законы Союза добросовестно соблюдались во всех штатах…».

Согласно Конституции США штаты имеют право выхода из состава Союза, однако Линкольн, ссылающийся на Конституцию умалчивает этот факт. Тому, кто с самим текстом Конституции не знаком, речь президента может показаться внушительной, поскольку он ссылается на Конституцию и обещает заботиться о соблюдении законов.

К 1863 году между северными и южными штатами произошло решающее сражение, от которого зависел весь ход войны. Результатом битвы, состоявшейся около городка Геттисберг, стало переход стратегической инициативы к северным штатам, в ходе войны наметился перелом в пользу Союза.

Небольшая по объёму, но эмоционально насыщенная Геттисбергская речь Авраама Линкольна заслуживает отдельного внимания.

«Восемь десятков и семь лет назад наши отцы образовали на этом континенте новую нацию, зачатую в свободе и верящую в то, что все люди рождены равными. Теперь мы ведем великую Гражданскую войну, подвергающую нашу нацию или любую другую нацию, таким же образом зачатую и исповедующую те же идеалы, испытанию на способность выстоять. Мы встречаемся сегодня на великом поле брани этой войны. Встречаемся, чтобы сделать его часть последним пристанищем для тех, кто отдал свою жизнь во имя того, чтобы наша нация смогла выжить. Со всех точек зрения это уместный и совершенно верный шаг…»[95].

В начале речи используется фраза «наши отцы» - Линкольн в самом начале речи начинает использовать метод родственных чувств, он обращает внимание присутствующих на их дом, семью, родственников.

Затем он прибегает к методу искажения информации. Президент начинает обращаться к национальным чувством народа, говоря уже о битве не как одних штатов союза с другими, не как американцев с американцами, а как о битве, от исхода которой зависит их жизнь и само будущее вей нации американцев. Линкольн говорит: «Мы встречаемся сегодня на великом поле брани этой войны. Встречаемся, чтобы сделать его часть последним пристанищем для тех, кто отдал свою жизнь во имя того, чтобы наша нация смогла выжить…». Таким образом он усиливает её окраску, путем обращения к чувствам северян. Учитывая то, что эта речь была небольшой по объёму и была высказана перед самым началом сражения, она произвела на войска большое влияние.

Еще одним приемом речевого манипулирования, широко используемым Авраамом Линкольном является асиндетон[96].

«Но мы не можем в полном значении ни открыть, ни освятить, ни почтить эту землю». Храбрые люди, живые и мертвые, которые сражались здесь, уже освятили ее, и не в нашей слабой власти что-нибудь добавить или отнять…»[97]. Использование асиндетона придаёт речи стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин.

За годы Гражданской войны была создана целая серия плакатов, иллюстрирующих разные события войны.

Рассмотрим некоторые из них. (см. приложение).

Плакат, посвященный обороне форта Самтер, с которой принято считать начало Гражданской войны в США. Форт, принадлежащий северным штатам, подвергся осаде со стороны южан, после чего обе стороны начали активные военные действия друг против друга.

Плакат состоит из двух частей: форт Самтер во время его осады и после. Никаких снарядов и людей на плакате не присутствуют вообще. Единственная сила, которая присутствует на карикатуре – сила высшая. Автор плаката использует метод сравнения: форт во время осады и после. В небе зловеще сверкают молнии, озаряя темное небо, форт погружается во тьму, а сами молнии исходят от нечистой силы, направляющий главный удар не в сам форт, а во флаг северных штатов. Внизу плакат повествует уже о форте после осады: расчищается небо, по-прежнему над фортом флаг Союза, который, однако, уже не развивается, но всё же присутствует. Но взгляд приковывает грандиозная фигура Ангела, распростертого над фортом пальмовую ветвь – символ победы, конца войны. Из вышеперечисленного нетрудно прочитать основное содержание плаката: южане в данном случае являются олицетворением темных сил, начавших эту войну с целью (по мнению северян) разрушения единого Союза – отсюда направление главного удара во флаг. И победа, доставшаяся такой трудной ценой для двух сторон – это символизирует опять же флаг. Ветер его уже не развивает, он упущен, символизируя скорбь по погибшим.

Параллельно с искусством плаката развитие получает и карикатура.

Искусство создания карикатуры уже подчиняется иным смысловым элементам. Карикатура уже не требует использования яркого, броского цвета, лаконичной надписи. Сама по себе карикатура уже несет в себе определенны смысл, но уже не цветом и надписью, как на плакате, а самим стилем изображения. Успех карикатуры зависит от фантазии того, кто её создает. Сама по себе она высмеивает сильные и слабые стороны политических деятелей, происходящие в стране события, особенности жизненного уклада страны. Искусство карикатуры начало распространяться в США ещё с середины XVIII века и до начала Гражданской войны в США насчитывало вековую историю.

В Гражданскую войну в связи с событиями на фронте, положением в правительстве карикатура начинает набирать и на севере. Примеры тому – «Геркулес 1861 года», «Железнодорожные работы»[98]. Первая карикатура иллюстрирует борьбу севера с попыткой отделения юга от союза: север изображен в виде великана с дубиной в руке, борющимся с многоголовой гидрой, каждая голова которой подписана именами политических лидеров юга – начиная Джефферсоном Дэвисом и заканчивая его приближенными. На второй карикатуре юг изображен в виде великана, жадно захватывающего на земном шаре территории, в то время как Линкольн, свободно и непринужденно, готовится опрокинуть весь земной шар вместе с южанином.

Особенностью северной карикатуры, особенно на начальном этапе войны, является мораль, лежащая в основе карикатурных сюжетов: неприятие начала войны, бедствия войны, сецессия как явление, подорвавшее существование Союза – эта тематика прослеживается в 1861-1862 годах. Поэтому как северные плакаты, так и карикатуры несли моральную и общественную окраску. «Предупреждение»[99] - карикатура 1861 года: молодая женщина пытается удержать южанина, держащего наготове кинжал и всем своим видом напоминающего разъяренного разбойника – таково отношение севера к начавшейся войне.

Одним из наиболее ярких карикатуристов середины XIX века являлся Томас Наст. Сам президент Линкольн называл его «наш лучший рекрутирующий сержант». Северянин по происхождению, его перу принадлежат большое количество плакатов и карикатур, посвященных Гражданской войне, мастерство исполнения которых до сих пор делают их своеобразным примером, пособием по искусству их написания. За годы первого периода войны северяне начали догонять южан по методам использования пропаганды. Плакаты, использующиеся как способ передачи информации эволюционируют, начинают преследовать цели высмеивания морально-нравственных качеств южан, их действий в отношении северян.

Один из наиболее ярких плакатов того времени – «Рыцари юга».

Прежде всего, внимание привлекает кричащее название, ярко противоположное изображенному на плакате. «Рыцари» показаны в самом ничтожном и отталкивающем виде: они беспощадно отрезают головы пленным, расстреливают мирное население, сжигают обозы с продовольствием северян, под видом индейцев совершают расправляются с северянами, внезапно нападают на мирных жителей. Особенностью плаката является особое расположение всех этих сцен, которые вмещает один плакат. В центре, самый крупный – эпизод с отрезанием голов, по краям – все остальные. Тем самым, плакаты северян к концу первого периода войны стали более информативные, более объёмные по содержанию.

Таким образом, из методов ведения пропаганды на первом этапе войны северяне отдавали предпочтение таким как:

1. Речевое манипулирование, в котором они использовали:

· Высмеивание военного противника

· Утаивание информации

· Обращение к родственным чувствам

· Метод асидетона

2. Искусство плаката

3. Искусство карикатуры

Все эти методы пропагандистской деятельности входят в такую группу средств ведения пропаганды, таких как информационно-психологические.


§ 2.2. Цели, методы и средства пропаганды южан в отношении северян

 

В отличие от северных штатов пропаганда в годы Гражданской войны не явилась начальным этапом, она была развита на юге и широко использовалась как политическими кругами, так и представителями бизнеса. Этот факт обеспечил южным штатам на первых порах ведения войны информационное превосходство. Однако блокада южных штатов, истощение материальных и военных ресурсов, разорение южных штатов, вошедший в историю как «марш Шермана к морю» привели к тому, что к 1863 году южные штаты начали постепенно уступать северным по методам ведения пропагандыи к концу войны практически полностью утратили контроль над информационной политикой штатов и идеологией войны.

Действия проюжной печати очень чётко выражены в газете «Нью-Йорк ивнинг пост», которая в номере от 20 мая 1863 года заявляла, что целями прорабовладельческой печати являются:

1. Прославлять победы конфедератов и принижать победы армии Союза

2. Печатать сообщения южной печати, пропагандируя размеры своей армии и военное искусство генералов

3. Клеветать на способных северных генералов и прославлять неспособных

4. Использовать неудачи северян как предлог для выдвижения требований об окончании войны

5. Высмеивать северную финансовую систему

6. Клеветать на президента и его кабинет

7. Рассматривать положение негров в армии

8. Выступать против воинской повинности[100]

Показательны в этом отношении события, связанные с деятельностью газеты «Нью-Йорк геральд». Редактор этой газеты Джеймс Гордон Беннет выступал в поддержку южных штатов. Он отстаивал их «право на революцию», то есть на первоначальную сецессию и начало военных действий. После обстрела южанами форта Самтер толпа окружила здание этой газеты и потребовала, чтобы Беннет вывесил флаг и тем самым продемонстрировал свою поддержку политике правительства Линкольна. Под давлением масс, Беннет был вынужден отказаться от своей прорабовладельческой позиции, хотя и продолжил впоследствии выступать против политики Линкольна[101].

Стремлением к сенсациям, распространением ложной информации наносился ущерб национальным интересам. В мае 1864 года все нью-йоркские газеты получили Обращение к народу, подписанное А. Линкольном. Оно было составлено в мрачных тонах и наводило на мысль о поражении северян. В нём говорилось о решении президента Линкольна призвать в армию 400 тыс. человек. Сообщение вызвало панику. Как выяснилось, это была ложная информация, газетчики стали жертвами мошенника[102]. Северные штаты, как было рассмотрено выше, тоже использовали метод искажения информации, но если Авраам Линкольн применял этот метод только для придания окраски своей речи, то распространение сенсаций приводило к панике на территории северных штатов, что, несомненно, говорит об их высокой степени внушаемости.

Анализируя обстановку в США периода Гражданской войны, К. Маркс подчёркивал, что некоторые политические деятели, выступавшие за компромисс с Югом, использовали высокопарное фразёрство, проявляли мелочность духа, показную силу и действительную слабость. А «Нью-Йорк геральд» вёл подрывную деятельность. Представитель газеты «Айвс» вошёл в доверие к командующему северян Маккеллана и получил доступ к материалам правительственных совещаний, телеграмм и военных сообщений, которые становились известными на Юге[103]. Заслуживает внимания тот факт, что современная система шпионажа США формировалась как раз на основе южного, широко применяемого во время войны.

В условиях войны, когда наглядно-образные сюжеты воспринимаются населением особо ярко, плакаты и карикатуры получили свое второе рождение. Особое распространение они получили именно на юге.

Как отмечают психологи, эстетическое влияние на человека обусловлено определенными психологическими механизмами. Поэтому вполне естественно, что в художественном образе и в том реальном воздействии, которое он оказывает на зрителя, мы можем выделить те или иные аспекты (познавательные, эмоциональные). Вместе с тем главная специфика художественной идеи и художественного образа заключается в целостности, нарушение которой приводит к распаду самого образа[104].

Особенности плаката как средства донесения до населения определенной информации заключаются в том, что он должен быть простым по содержанию, кратким и ясным. Это главное требование определяет и специальные требования к написанию плаката.

Из необходимости быстрой и однозначной передачи информации вытекает требование простоты и лаконичности художественного решения: сокращение глубины пространства, ограничение планов до одного-двух, минимальное использование светотени, локальности цвета, простота и резкость контура, силуэтность изображения, отсутствие воздушной перспективы и т д. Оперативное полиграфическое тиражирование плакатов выдвигает дополнительные требования к ограничению количества цветов и стандартным размерам листа[105].

Поскольку плакаты располагаются обычно на улице, в людных местах, то он должен сам привлечь внимание прохожих, стать для них заметным. Таким образом, искусство создания плаката требует таких воздействий на прохожего, как эмоциональный взрыв, «кричащие» краски и сам стиль написания плакаты, побуждение к действию.

· внимание зрителя привлекают, как правило, места более плотного скопления элементов, создающие впечатление массы;

· четко выделяются на первых этапах восприятия сочетания точек, образующих, правильные геометрические фигуры или их фрагменты;

· внимание акцентируется на близко расположенных и как бы влияющих друг на друга элементах;

· в случае преобладания аморфного размещения элементов внимание привлекается в первую очередь пространственно выделенными точками («отлетевшими» в сторону, отделенными от других наибольшими промежутками);

· с помощью точек легко создаются динамические и статические композиции, при этом первые из них как бы ведут взор зрителя в направлении предполагаемого движения[106].

На протяжении всего первого периода войны южные карикатуры продолжают высмеивать Линкольна. Тенденция, начатая ещё в предвыборную агитацию, сохраняется. Вот наиболее яркие карикатуры этого времени – «Приятное для мистера Линкольна» и «Последнее разделение железнодорожных частей»[107]. В этом году появляется такая карикатура как «На дерево!»[108]. Президент севера изображен в виде кота, забравшегося на дерево, а снизу его готовится подстрелить южанин.

Использование невербальных методов пропаганды можно проследить через публичные выступления политических лидеров перед народом. Первое обращение Джефферсона Дэвиса перед переходным Конгрессом в 1861 году: «Объявление войны против Конфедерации, сделанное Авраамом Линкольном… по моему мнению, настоятельно требует вашего скорейшего заседания для выработки мер, необходимых для защиты страны. Во время войны, которую вели против Великобритании ее колонии на американском континенте, общая опасность подвигла их на тесное сотрудничество и образование конфедерации…»[109].

Президент впервые обращается к Конгрессу, несколько штатов уже выделилось из состава союза, и в сложившейся ситуации ему нужно сделать политическую рекламу, заявить о себе. Он в своей речи приводит пример из истории: «… во время войны, которую вели против Великобритании ее колонии на американском континенте, общая опасность подвигла их на тесное сотрудничество и образование конфедерации …». Речь идёт о войне за Независимость американских колоний от Англии. Эта война сыграла ключевую роль в американской истории, способствовала становлению США как независимого государства. Тем самым Джефферсон Дэвис обращает внимание аудитории на этот исторический факт для, который и усиливает её эмоциональность, и маскирует за собой сложившуюся в стране ситуацию. Ситуация в стране трактуется уже не как сецессия южных штатов, не начало распада союза из-за вопросов политического и экономического характера, как война за независимость.

Характерной особенностью южной пропаганды на первом этапе войны выступает роль их СМИ. Южане использовали целую сеть распространения печатной продукции для ведения пропаганды против северян. Для этой цели они переносят центры распространения СМИ на север, которые в годы войны занимаются распространением прорабовладельческой информации. Показательны в этом отношении события, связанные с деятельностью газеты «Нью-Йорк геральд». Редактор этой газеты Джеймс Гордон Беннет выступал в поддержку южных штатов. Он отстаивал их «право на революцию», то есть на первоначальную сецессию и начало военных действий. После обстрела южанами форта Самтер толпа окружила здание этой газеты и потребовала, чтобы Беннет вывесил флаг и тем самым продемонстрировал свою поддержку политике правительства Линкольна. Под давлением масс, Беннет был вынужден отказаться от своей прорабовладельческой позиции, хотя и продолжил впоследствии выступать против политики Линкольна[110].

В настоящее время проводятся исследования по использованию, применению психологии цвета в политике и бизнесе. К данной теме этот психологический прием может быть применим к изучению психологии цвета флага Конфедеративных штатов Америки как приема манипулирования.

С образованием Конфедерации Штатов Америки в начале 1861 года одной из задач стало создание флага для нового государства. В настоящее время существуют две школы о происхождении флага. Первая из них рассматривает точку зрения о том, что флаг Конфедеративных штатов Америки был очень похож на существующий флаг Соединенных Штатов. Вторая школа выступает за то, что флаг сильно отличался от существующего в то время флага на севере. Первоначально флаг отделившихся южных штатов не очень отличался от флага Союза: он тоже имел горизонтальные бело-красные полосы, и количество штатов в виде звезд на синем фоне в углу флага. Однако в связи с выходом большего числа штатов из союза, число которых достигло 13 штатов, флаг меняется. Теперь это уже другой флаг, который использует ту же цветовую гамму, но уже по-другому расставляет акценты: на красном фоне перекрещиваются две синие полосы, на которых расположены 13 звезд – символ 13 вышедших штатов из союза. Сими по себе цвета синий и красный вызывают ощущение беспокойства. Цвета безрадостные, выдержать их длительное время очень трудно, даже если они разбавлены. Горизонтальное расположение полос, мелкие звезды Северного флага давало ощущение гармонии, скрадывало их контрастность и зрительное воздействие. Однако теперь восприятие флага меняется: он усиливает контраст цветов, остроконечные звезды, более крупные, чем на флаге союза акцентируют внимание и вся композиция несет в себе состояние беспокойства, неуверенности, неуравновешенности.

Данные социологического опроса привели к тому, что цвета синий, красный и белый дают следующие ощущения испытуемых[111]:

Белый Красный Синий
Свет Горечь Строгость
Чистота Чувствительность Небо
Радость Молодость Возмужалость
Детство Безумие Праздничность
Бог Огонь Вода

 

Автором этой магистерской работы был проведен социологический опрос с участием разновозрастных групп от 9 до 50 лет. Перед испытуемыми находилось изображение флага Конфедеративных штатов и им нужно было ответить на 2 вопроса: какие ассоциации приходят на ум, когда они видят этот флаг и какие чувства он у них вызывает.

На 1 вопрос наиболее распространенными (85%) ответами стали:

· Война

· Слезы

· Бедствия

· Пираты

На 2 вопрос ответы были следующие (93%):

· Страх

· Тоска

· Волнение

· Неуверенность

· Печаль

Всё это говорит о том, что в середине XIX века в практику только вводилось использование психологии цвета, южане, применившие это, ещё не были знакомы с приемами использования именного этого метода воздействия, а так же, возможно, создатели флага сами, на уровне подсознания, не верили «в правое дело» юга.

Еще одним из методов, которые южане активно использовали в пропагандистской практики, является проведение воздействие на население посредством денежных купюр.

С образованием Конфедеративных штатов Америки у нового государства возникла потребность в том, чтобы создать новую государственную финансовую систему. Поскольку вслед за отделением южных штатов последовала Гражданская война, то пропаганда через финансовые купюры началась тот час же после начала войны. Подавляющее количество южной валюты, которая дошла до наших дней, датируется 1861 годом.

Визуально деньги южных штатов были похожи на северные. Проблема заключалась только в том, что практически весь золотой запас южных штатов был потрачен на то, что бы вооружить армию. По подсчетам современных экономистов, всего за годы войны юг напечатал купюр на сумму 1 миллиард и 700 миллионов долларов. Качество исполнения южных долларов сильно отличается в зависимости от номинала, поскольку, как и в случае с прессой, некоторые банкноты печатались в Нью-Йорке[112].

Большинство из них иллюстрируют политическую структуру жизни американского общества и бытовую.

Еще одной особенностью южных денег было то, что в каждом штате они были свои. В работе автор рассмотрит некоторые банкноты, наиболее значимые для пропаганды юга.

 

5 $ купюра в центре внимания содержала изображение Цереры – римской богини плодородия, являющейся олицетворением южного достатка и изобилия.

Купюра 10 $: южанка, помещенная в левом углу банкноты указывает на её центральную часть, где расположена сидящая девушка, напоминающая древнегреческую богиню победы Нику, она опирается на щит и в руках держит копье. Позади неё – взлетающий орел. Внимания заслуживает тот факт, что на щите помещено изображение флага Конфедерации. Другая купюра этого же номинала изображает раба, собирающего хлопок – прямое указание на то, что рабство – основная черта жизни южных штатов.

Банкнота весомостью 20 $ США[113]: в левой части помещен портрет первого вице-президента США Александра Стивенса. Метод помещения представителей правительства на монеты активно применялся ещё в Средние века, когда средние слои населения не имели возможности воочию увидеть правящего монарха, а его изображение на монете поднимало авторитет в глазах населения. По этому же пути следуют и южные штаты.

В правой части купюры и в центральной – сцены из жизни южных штатов, которые не ограничивались только показом производства хлопка, но изображали и другие занятия южан, например, пчеловодство. Юная девушка беззаботно играет на музыкальном инструменте, а дама средних лет отдыхает в знойный день. На первый взгляд изображенные сцены кажутся совершенно не несущими информацию о жизни юга, но на заднем плане банкноты помещены изображения пчелиных ульев. Всю композицию дополняют изображения амуров, которые украшают пейзаж цветами и держат в руках орла – символ победы[114].

С обратной стороны купюра изображает корабль Конфедеративных штатов, который плывет по волнам, развивается флаг юга США, ветер наполнил паруса – здесь явное указание на боевую мощь и могущество штатов. И вместе с тем, в этой купюре завуалировано реальное положение штатов – началась их блокада, многие территории остались без продовольствия, без возможности торговли. Эта купюра своим появлением опровергает положение Конфедерации, указывая на то, что страна продолжает развиваться, нельзя не оценить её успехи, хотя на самом деле положение было гораздо серьёзнее.

Еще одна из 20 $ купюр: в центре помещено изображение Цереры, символизирующей плодородие штатов, в правом нижнем углу – Роберт Мерсье Толивер Хантер - Госсекрерарь Конфедерации в 1861-62 годах.

50 $ купюра изображала одну из древнегреческих богинь или муз (возможно, что представлено изображение Афины с копьем в руке), указывающую на генерала южных штатов, Джона Ли, портрет которого помещен в центре, по краям банкноты представлены ордена и медали Конфедерации.

В купюре другого штата этого же номинала также используется очень удачный пропагандистский ход: в центре содержится единственное изображение Джефферсона Дэвиса. Сразу видно, что по сравнению с фотографией его изображение явно идеализировано. Он изображен молодым, полным сил, с прямой спиной и уверенно смотрящим вперед, «в светлое будущее». На обратной стороне: в левом углу двое моряков юга США, вверху в центре, как и в предыдущих купюрах тоже содержится изображение девушки, но здесь делается акцент не на Нику, богиню победы, а скорее на Клио – музу истории (в руках она держит свиток). Возможная интерпретация этой купюры – Джефферсон Дэвис, первый президент штатов, уверенно смотрящий в глаза будущему, солдаты конфедерации (моряки) мирно и спокойно находятся на палубе, так как сильный флот юга уже создан. Возможная идеология: всё это будет вписано во всемирную историю как история отдельного государства, где первым президентом являлся Джефферсон Дэвис, сделавший эту страну сильной.

Еще одна из купюр другого штата: в левой части банкноты помещено изображение матери-земли в древнеримской мифологии и в центре – портрет Джорджа Вашингтона, первого президента США.

И 100 $ купюра, самая пропагандистская: слева изображен молодой человек, изображенный на фоне плывущего корабля, одетый в традиционный костюм южных штатов, легко и непринужденно указывает на картину жизни южноамериканской плантации: сбор урожая, причем в огромных количествах. В будущем это сыграет роль в маскировке реального положения в стране: в связи с начавшейся блокадой южных штатов к 1862-1863 годам начнется голод и истощение ресурсов.

Монеты тоже заслуживают внимания, поскольку определенную роль в пропаганде тоже сыграли: на них присутствуют изображения представителей древнегреческой мифологии: Афина со шлемом на голове, муз, помещённых на фоне поля с созревшими колосьями и собранным у их ног части урожая, представленном в изобилии. Есть и изображения муз, имеющих политическую окраску: они изображена на фоне 13 звезд – по числу вышедших из состава Союза штатов.

Таким образом, основными направлениями пропаганды юга посредством создания новой финансовой системы являлись:

· Экономическое превосходство южных штатов

· Уклад жизни Конфедерации

· Пропаганда политических лидеров

· Прославление нового государства и его штатов

· Внедрение стереотипов о крепком боеспособном флоте армии

· Скрывание информации о реальном положении штатов в годы войны

Символика и сюжеты древнегреческой мифологии тоже были выбраны не случайно, они изучались на юге и были понятны населению.

Подводя итоги можно сказать, что южане в годы ведения войны использовали больше методов ведения пропаганды, чем северяне. К южным методам можно отнести такие как:

1. Речевое манипулирование

· Утаивание информации

2. Использование искусства карикатуры

3. Использование шпионажа

4. Начало внедрения психологии цвета в практику

5. Использование СМИ

6. Использование финансовых купюр

7. Использование ложных слухов

По сравнению с пропагандой северных штатов, юг на первом этапе ведения войны явно доминирует.

 


 

§ 3.1. Наследие американской пропаганды периода Гражданской войны в США и современность

Особое место в наследии Гражданской войны в современном мире, а также формировании общественного мнения в отношении этого события играет американский кинематограф. Это направление искусства, начав развиваться с конца XIX века, благодаря яркости сюжетов и мастерской работе актеров получило популярность во всем мире и по сегодняшний день остается самым кассовым.

Фильмы являются ярким отражением действительности. Они создают особый мир, рисуют национальные черты героев, высмеивают стереотипы и отражают общественное мнение по поводу того или иного события истории или современности.

На протяжении XX века многие американские фильмы касались событий Гражданской войны в США. Одни из них обращались к ним как определенному этапу в американской истории, рассматривая его лишь отдельным эпизодом, другие всецело останавливались на этом событии и весь сюжет фильма строили на нем.

Из наиболее известных фильмов XX-XXI веков, посвященных Гражданской войне в США, можно перечислить такие как: «Маленькая бунтарка» 1935, «Унесенные ветром» 1939, «Север и юг» 1986 и «Холодная гора» 2003.

Если рассматривать первые три фильма, то их отличительной чертой является однолинейность в рассмотрении событий американской истории. Главными героями являются южане. Они представлены или в образе девочки-южанки, потерявшей мать во время войны («Маленькая бунтарка»), или молодой девушки, во время войны переживающей личную драму («Унесенные ветром», «Холодная гора»).

Если характеризовать главного героя, то во всех трех образах заложена идея сильной личности, самоотверженно сражающейся за независимость Конфедерации и её благополучие, умеющей отстоять свою правоту. Маленькая Вирджиния Кэри («Маленькая бунтарка»), желая доказать непричастность её отца в шпионаже против севера, и таким образом спасти его от смертной казни, лично едет к президенту Аврааму Линкольну и рассказывает ему свою историю. Скарлет о`Хара («Унесенные ветром»), стараясь спасти свою семью от голода и разорения в годы войны, от зари до зари собственноручно работает на плантации Тары, невзирая на то, что девушке её статуса и положения в обществе этого не позволяло воспитание и правила поведения. Юная Ада («Холодная гора»), ждущая возвращения своего жениха с войны, терпит унижение, всевозможные лишения только ради одного – дождаться возвращения с фронта жениха и больше уже не расставаться с ним.

Отношение к северу также прослеживается в трех фильмах: Север и войска северян представлены с ярко отрицательной окраской. Это грабители, убийцы, жестокие военачальники и солдаты: солдат-дезертир, пытающийся ограбить и убить семью в «Унесенных ветром», солдаты, не щадящие женщин и детей в «Холодной горе». Однако в «Маленькой бунтарке» северяне хоть и показаны жестокими, но с ними можно договориться, пойти на компромисс. Так, один из Солдатов севера помогает южанину отвезти дочку к родственникам.

Отношение к югу прямо противоположное, они наделены самыми благородными чертами характера. На войне южане вооружены хуже северян, беднее обмундированы. Голодающее население лишено всего, но, тем не менее, сражается против «янок». Однако, часто в их речи слышится и призыв к окончанию войны, они ждут и знают, что юг проигрывает войну и именно с её окончанием связывают окончание своих бед.

Отношение к рабству носит ярко выраженный характер: все три фильма показывают бессмысленность и даже ничтожность того, за что воевали северяне. Рабство выступает как неотъемлемая часть жизни и быта южан. Само чернокожее население представлено по-разному. Они менее образованные, чем белое население, однако если в «Маленькой бунтарке» это простые, добродушные рабы, не лишенные чувства юмора и привязанности к хозяевам, то «Унесенные ветром» рисуют картину ничтожных людей, высокомерных, мстящих самыми низкими методами своим бывшим хозяевам. Надо сказать, что именно за эту мысль долгое время обвиняли автора «Унесенных ветром», Маргарет Митчелл, по роману которой был снят фильм. Критика в её адрес исходила из того, что в её представлении Ку-клукс-клан, расистская организация послевоенного юга, была создана только из-за того, что чернокожее население низко обращалось с белыми женщинами.

Отдельного рассмотрения заслуживает фильм «Север и юг» 1986 года. Если первые три фильма рассматривают положение юга в годы войны, главными героями являются южане, то как в фильме «Север и юг» главными героями являются северянин и южанин. Вся концепция фильма строится вокруг вопроса: в чем север и юг разные, но что их объединяет? Северные и южные штаты – это два разных государства или одно, но разное по уровню социально-экономического и политического развития? Серии посвящены сразу нескольким периодам американской истории XIX века, всего их по фильму можно разделить на 3 периода: предвоенный период, период Гражданской войны и Реконструкции американского юга. Если предшествующие фильмы отличались однонаправленностью, то «Север и юг» рассматривает положительные и отрицательные черты каждого блока штатов. Герои как северных, так и южных штатов – это не идеализированные личности, а наделенные сложными психологическими характеристиками, личности, носящие индивидуализированный характер. На протяжении всего фильма характеры и внутренние убеждения меняются, южане начинают пересматривать свои рабовладельческие взгляды, меняют отношение к рабам и рабству в целом, а северяне уже не смотрят на них как «мятежников»[115].

Что действительно объединяет все фильмы, так это оценка войны: все три фильма показывают её жестокость, гибель множества простого народа, не имеющего отношения к войне.

Роль и место фильмов к моменту их выхода на экран:

• 30-ые годы – интерес к историческому кино, появление его как отдельного направления кинематографа, маскировка шаткого и непрочного положения перед началом Второй мировой, показ бессмысленности войны, но и прославление величия силы духа человека, его самоотверженности и самообладания;

• 80-ые – пересмотр сложившейся традиции, равностороннее рассмотрение воюющих сторон;

• 2000-ые годы – интерес к отдельной личности, трансформации жизни и быта человека в период войны.

 

Несомненным фактом также является и то, что многие невербальные манипулятивные действия, появившиеся в ходе Гражданской войны, широко используются сейчас современным президентом США Бараком Обамой. В целом их можно разделить на несколько групп:

1. Манипулирование речью, голосом во время выступления

2. Обращение к историческим событиям и личностям

3. Использование цитат из выступлений исторических личностей

4. Обращение к библейским сюжетам во время выступлений

5. Использование в речи асиндетонов

6. Использование в речи местоимения «мы»

7. Ведение пропаганды через средства массовой информации

Если рассматривать особенности манипулирования речью, то, в первую очередь, в своих выступлениях он часто упоминает Авраама Линкольна, его заслуги в ход войны:

1. «От имени великого штата Иллинойс, земли Линкольна, перекрестка путей страны, позвольте мне выразить глубочайшую признательность за честь выступать на этом съезде…»[116]. Это выступление президента, как в воё время и выступление Авраама Линкольна перед Геттисбергским сражением, стало образцом ораторского искусства. Отмечают удачное использование языка телодвижений, жестов в ходе выступления. Однако, обращаясь к преемственности использования пропагандистских средств, можно сделать вывод о том, что Обама использует уже существовавшую к тому времени практику обращениям к историческим личностям, которые сыграли в Американской истории ключевые роли.

2. «Вот почему именно здесь, в тени старого Капитолия, где Линкольн некогда призвал разделённый дом стать единым, где ещё живы общие надежды и мечты, я сегодня стою перед вами и объявляю о том, что согласен баллотироваться на пост президента Соединённых Штатов…»[117].

3. «Значит, все это – ради отряда патриотов, который провозгласил в Филадельфии образование более совершенного союз, и для всех, кто показал на полях сражений у Геттисберга и Энтитема всю меру своей преданности ради спасения того же союза…»[118].

4. В этих двух отрывках Обама использует другой прием – обращение к историческим событиям. «Геттисберг и Энтитем» - два наиболее важных события Гражданской войны. Сражение при Геттисберге 1863 года оказалось переломным в ходе всей войны, после чего стало ясно, что стратегическая инициатива перешла к северянам. Энтитем[119] – «Дом разделенный и дом единый» - это в наше время вошло в практику обозначения периода Гражданской войны – здесь имеется в виду период существования независимых Конфедеративных штатов Америки («дом разделенный» и объединение всех штатов уже по окончании войны «дом единый». В настоящее время у многих авторов используется этот литературный эпитет для обозначения периода 1861-1865 гг.

5. «…мы непоколебимо верим в то, что люди, которые любят свою страну, способны изменить её, несмотря ни на что. Авраам Линкольн понимал это. У него были свои сомнения, свои поражения. У него были неудачи. Но сила воли и сила слов помогли ему побудить народ к действию и освободить его…»[120]. Здесь Барак Обама хоть и обращается к личности Авраама Линкольна, но при этом использует ещё один прием – признание возможных недочетов, ошибок в проводимой политике. Но, ссылаясь на Авраама Линкольна, он расценивает их как само собой разумеющееся в политике, без учета которых нельзя ничего достигнуть. Ошибки были всегда, у всех политиков, но даже при их наличии их деятельность приводила к грандиозным результатам.

6. «…верите, что мы способны быть единым народом, стремиться к тому, что возможно, строить более совершенный союз». В данном выступлении Бараком Обамой очень удачно используются прием асиндетона, который некогда так удачно применял Линкольн.

7. «Когда Линкольн поднимал войска на борьбу против рабства, он говорил: «Созданные из чуждых, противоречивых и даже враждебных элементов, мы собрались со всех сторон света, построились и ринулись в битву до победного конца»[121]. В данном отрывке выступления тоже идет обращение к исторической личности, но ещё и используется очень удачный прием - применение местоимения «мы». Употребляя его, Обама становится ближе к аудитории, тем самым показывая, что проблемы, о которых он говорит, волнуют и его лично, что он имеет к ним отношение.


Заключение

Новые военные условия, новая жизнь заставили идти и развиваться истории США по-новому. Столкнувшись лицом к лицу с войной, южные и северные штаты, ведя больше войну из-за политики, чем из-за освобождения рабов, были вынуждены в этой борьбе использовать все средства для достижения своих целей. Одной из самых эффективных методов ведения войны на первом этапе стала пропаганда.

Основным инициатором проведения пропагандистской деятельности являлось государство, которое при помощи разных методов пропаганды отстаивало свои интересы на международной арене.

Начатая перед Гражданской войной пропаганда со стороны северных и южных штатов стала поворотным моментом в создании пропагандистских компаний каждого блока штатов. Северная пропаганда на первом этапе войны по сравнению с южной будет ещё находиться в тени. Для юга, который на протяжении всего XIX века будет вынужден воевать за равноправие с северными штатами, ведение пропаганды к середине XIX века уже не будет чем-то новым. Только по сравнению с более ранним периодом южная пропаганда достигнет своего апогея именно в ходе войны, когда основным координирующим центом станет его новое государство – Конфедеративные штаты Америки. Все эти методы пропагандистской деятельности входят в такую группу средств ведения пропаганды, таких как информационно-психологические.

К южным методам можно отнести такие как:

1. Речевое манипулирование

· Утаивание информации

2. Использование искусства карикатуры

3. Использование шпионажа

4. Начало внедрения психологии цвета в практику

5. Использование СМИ

6. Использование финансовых купюр

7. Использование ложных слухов

По сравнению с южанами северяне больше отдавали предпочтение речевому манипулированию, политики использовали его в своей речи и именно им добивались своих целей. Нельзя отрицать и прогресс в развитии северных плакатов и карикатур, однако этот метод особенно эффективно начнет внедряться только к 1863 году. Этот год во всех отношениях считается переломным. Крупнейшее поражение южан в битве под Геттисбергом, блокада, которая длилась уже 2 года, истощила материальные и людские ресурсы – все эти факторы говорят о том, что к концу первого периода войны юг находится в состоянии кризиса, что, в свою очередь, отразилось на его пропагандистской кампании. Все эти факторы способствовали росту военного потенциала и превосходства их противника.

Таким образом, северяне использовали такие методы пропаганды как:

1. Речевое манипулирование, в котором они использовали:

· Высмеивание военного противника

· Утаивание информации

· Обращение к родственным чувствам

· Метод асидетона

2. Искусство плаката

3. Искусство карикатуры

Все эти методы пропагандистской деятельности входят в такую группу средств ведения пропаганды, таких как информационно-психологические.

Тем самым, изучая Гражданскую войну в контексте ведения пропаганды, можно проследить и эволюцию, и динамику средств и методов ведения пропаганды Соединенными Штатами Америки на протяжении XIX, XX и XXI веков.

Схема ведения пропаганды до Гражданской войны была следующей:

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных