ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Психологическая близостьВажнейшим в понимании доверительного общения является понятие психологической близости, которая всегда возникает в результате полного психологического контакта. Понятие «психологическая близость» присутствует в ряде отечественных и зарубежных работ, однако оно не являлось самостоятельным объектом экспериментального изучения. Поэтому содержание этого термина в научном плане не раскрывалось, а скорее использовалось на уровне обыденного сознания. Сам феномен описывался как нечто, присущее быту. Что касается проявления психологической близости, то описание их дается при анализе дружбы и любви как парных взаимоотношений, которые характеризуются высокими уровнями человеческой близости. В исследовании, проведенном В. Н. Куницыной в 1991 году были выделены в суждениях следующие компоненты психологической близости: 1. Понимание (взаимопонимание, понимание с полуслова). 2. Доверие (максимальная откровенность, свободное, комфортное, безбоязненное 3. Эмоциональная близость (симпатии, радость от общения; сопереживание и 4. Принятие (терпимость к отдельным недостаткам другого, признание и принятие 5. Единство, близость целей, идеалов, точек зрения (совпадение ценностей). Д. Морено писал, что аспектом социометрической теории, которым часто пренебрегают, является проблема близости. «Социометрический тест — это тест социальной близости... Его часто смешивают с некоторыми видами его периферийного развития, с тестами социального „расстояния". Но социальное расстояние — это „разведенная" близость. Чем больше расстояние, тем более разведенным оно становится. Расстояние, не связанное с близостью, способствует социальному символизму, социальному номинализму, короче говоря, социальной нереальности. Социометрическая теория отнюдь не пренебрегает символическими отношениями, но их следует рассматривать в соответствующей перспективе, в рамках полярности близости — расстояния» (Морено, 1958, стр. 97). В работах, посвященных психологическим особенностям дружбы и любви, понятие психологической близости иллюстрируют три признака — доверительность в общении, понимание, субъективная легкость общения. В исследованиях (юношеской дружбы, осуществленных большой группой исследователей Москвы и Санкт-Петербурга) под руководством И. С. Кона (Кон, Лосенков, 1974), доверительность связывается с психологической близостью и легкостью общения со сверстниками и родителями. На отношения со сверстниками оказывает влияние степень близости между ребенком и матерью. Было обнаружено, что психологическая близость мальчиков с отцом ведет к развитию у них достаточного самоконтроля. Близость же с матерью оказывает разное воздействие на развитие личности мальчиков и девочек. Так, у девочек формируется доверие к людям, выносливость в ситуации фрустрации, уверенность в себе; у мальчиков — большая тревожность, эмоциональная неустойчивость, склонность к постоянному самоанализу; они менее откровенны с друзьями. Существуют два уровня психологической близости: один — первичный по времени возникновения — не требует длительного знакомства, взаимопроверки, характеризуется высокой спонтанностью, неосознанностью; другой — рациональный, осознаваемый, управляемый посредством субъектов общения, основан на осознании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта. В основе чувства психологической близости лежит механизм идентификации. Референтами первичного уровня должны являться, следовательно, легкость общения, доверие, эмоциональная близость и принятие другого человека. Референтом вторичного уровня, возникающего на определенном этапе отношений, является представление о сходстве установок, взглядов, целей, понимание. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|