ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава I. СОВЕТСКАЯ ШКОЛА ФЕХТОВАНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДИКИСформировавшаяся на Западе испанская система спортивного фехтования, отражала по преимуществу специфику дуэльной школы; в дальнейшем она явилась базой для возникновения двух так называемых «классических» школ — итальянской и французской. Фехтование по западноевропейскому типу появилось в России в середине XVII века и сразу же приобрело особые, специфические черты. Передовая часть отечественных фехтовальщиков отнюдь не безоговорочно приняла законы западной школы: фехтование понималось ими как средство развития ловкости, воспитания воинского духа. С течением времени фехтование прочно вошло в программы учебных заведений, готовящих офицеров, и уже в XIX веке значительную роль в них стали играть русские преподаватели. Иван Ефимович Сивербрик был одним из тех, кто первым заложил основы отечественной школы фехтования. Его учебник, озаглавленный «Руководство к изучению фехтования на рапирах и эспадронах» (1852 г.), явился первой попыткой отстоять своеобразную манеру в технике, тактике и методике передовых русских фехтовальщиков. В предисловии к книге автор писал: «...излагаемые в этом руководстве правила основаны на моем собственном убеждении». Эти «собственные убеждения» представляют собой обобщение богатейшего практического опыта, позволившего создать оригинальную, массовую методику обучения. «В продолжение пятидесятилетних занятий моим фехтовальным искусством, — пишет далее И. Е. Сивербрик, — мне удалось подготовить почти повсеместно в нашем отечестве учителей, которые руководимы были или мною лично, или своими предшественниками — также моими учениками». Ряд положений, выдвинутых И. Е. Сивербриком сто с лишним лет назад, не утратили своего значения по настоящее время. Он разработал стройную систему обучения, предусматривающую сочетание методических приемов, соответствующих степени трудности проходимого материала и задачам обучения. Принимая индивидуальный метод обучения за основной, Сивербрик на третьей стадии обучения предлагает содержание 9 индивидуальных уроков, служащих, по его меткому замечанию, «для привития гимнастической техники фехтования». Характерно, что в этих уроках нет технических сложностей, свойственных французам и итальянцам, а взяты приемы, имеющие непосредственно боевую ценность. Идя дальше, Сивербрик не только признает групповой метод обучения, но и подробно описывает такие современные методические приемы, как «обусловленные контры», «метод альтернатив», широко применяемые советскими фехтовальщиками. Без преувеличения можно сказать, что разработанные им упражнения, предшествующие «ассо», были первой попыткой разрешить основную методическую проблему: связать академическую технику индивидуального урока с боевой техникой, проявляемой фехтовальщиком непосредственно в бою. Роль И. Е. Сивербрика в зарождении отечественной школы фехтования отмечается многими современными исследователями. Вместе с тем фехтование в нашей стране еще долго оставалось уделом одиночек. Только Октябрьская революция открыла доступ трудящимся к массовым занятиям фехтованием. Реализуя постановление ЦК РКП (б) 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры», передовой тренер того времени Ю. Т. Хозиков проделал грандиозный эксперимент по массовому обучению фехтованию, за 84 дня практически ознакомив около 5000 посетителей московского Центрального парка культуры и отдыха им. А. М. Горького с основами фехтования. В статье «От слов к делу» (журнал «Физкультура и спорт» № 51 за 1929 г.) он писал: «Считаю большим недостатком незнание форм массовой работы при невозможности использования старых методов, рассчитанных на узкую кружковщину и не вяжущихся с массовостью... огромный интерес к этим занятиям со стороны трудящихся масс говорит о полной удаче этого опыта... дело за анализом и методическими выводами». Вышедшие в предвоенное десятилетие учебные пособия А. П. Мордовина «Владение холодным оружием», В. К. Добровольского «Рапира, эспадрон, штык» и М. А. Аграновского «Фехтование на саблях» в большей степени отражали вопросы оборонной работы, прикладного значения фехтования на винтовках с эластичным штыком, сконцентрированные в официальном военном уставе «Наставление по рукопашному бою», переработанном накануне Великой Отечественной войны. В первом учебнике для институтов физической культуры «Фехтование и рукопашный бой» талантливый педагог профессор К. Т. Булочко на основе современных для того времени научных данных дал развернутую теорию группового обучения и тренировки. В этом труде, на котором была воспитана целая плеяда советских фехтовальщиков, разработаны вопросы методики тренировки по видам оружия. После Великой Отечественной войны перед физкультурными организациями и фехтовальной общественностью вплотную встала задача подготовки к выходу на мировую арену. Начиная с 1945 г. проводятся чемпионаты СССР по фехтованию, а с 1948 г. — первый, пока лично-командный, юношеский критериум страны, в 10 республиках проводятся учебно-тренировочные сборы, судейские семинары, организуются и работают отделения фехтования при спортивных школах. Растет количество спортсменов-разрядников. 27 декабря 1948 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов», в котором указывалось, что «главными задачами в области физкультурной работы являются развертывание массового физкультурного движения в стране, повышение уровня спортивного мастерства и на этой основе завоевание советскими спортсменами в ближайшие годы мирового первенства по важнейшим видам спорта». Данное постановление дало возможность рассматривать фехтование не как прикладной раздел комплекса «Подготовки к рукопашному бою и владения холодным оружием», а как самостоятельный вид спорта, как ценное средство физического воспитания. Характерным для советского фехтования того времени был постепенный переход «рукопашников» и «штыкачей» к классическим видам фехтования. Наши советские спортсмены осваивают бои на шпагах, неизвестные им до 1938 г. Задача овладения высотами спортивного мастерства потребовала от специалистов создания советской методики обучения и тренировки фехтовальщиков. Эта задача решалась в обстановке острой полемики представителей двух, обобщенно говоря, направлений. Общего мнения не существовало как в вопросе об отношении к наследству, доставшемуся от старой, дореволюционной школы фехтования, так и в вопросе о дальнейших путях развития этого вида спорта. Необходимо было сформировать научные основы отечественной школы фехтования, включающей все лучшее, что предлагалось приверженцами старого стиля. В феврале 1948 г. в газете «Советский спорт» была опубликована статья В. А. Аркадьева «Советская школа фехтования». Ее появление вызвало оживленную дискуссию на страницах газеты «Советский спорт», отразившую существовавшие тогда в среде специалистов противоречия. В заключительной статье, подводящей итог спорам и размышлениям, газета отмечала: «Сейчас, когда перед нами стоит задача превращения фехтования в массовый спорт, эти вопросы являются животрепещущими, ибо от того или иного их решения зависит и характер дальнейшего развития и его будущие спортивные успехи». Уже в 1948 г. были выработаны принципы отечественной школы фехтования на основе общих положений советской системы физического воспитания: а) атакующий стиль ведения боя в противовес статической школе «классиков»; б) атлетизм современного фехтования, основанного на единстве общей физической подготовки и специализации в одном виде оружия; в) рациональная техника, созданная на основе научных данных; г) групповой метод обучения и тренировки, позволяющий развивать фехтование как массовый вид спорта, а не «искусство для одиночек»; д) тактико-психологическая направленность поединка в противовес зарубежным направлениям, отдававшим приоритет технической сложности приемов. Следующим шагом в становлении методики обучения и тренировки стало появление учебного пособия для ИФК, в котором его автор, профессор В. А. Андриевский, изложил помимо своих взглядов методические положения, разработанные ведущими кафедрами фехтования — московской, львовской и ленинградской. Это было очень важно, так как раньше, применяя групповой метод обучения, большинство тренеров по причине отсутствия в старой методике средств, упражнений и методических приемов, соответствующих коллективному обучению и тренировке, автоматически переносили в фехтование методы, усвоенные в этой школе (синхронное выполнение по команде; распоряжения, несвойственные фехтовальному бою; распределение тренеров не по видам оружия, а по отделениям, как в гимнастике; школа «мулинетов»; подчеркнутая ритуальность и формально-гимнастические, действия оружием при обучении и в бою и т.д.). Методика обучения тактике как средству управления техникой большинством практически не рассматривалась, так как считалась слишком сложной, относящейся больше к психологической сфере бойца и потому не являющейся предметом обучения и совершенствования. О специальных формах обучения — контрах и учебных боях — до последнего времени говорилось только как о «переходном мостике» от учебной техники к боевой. В результате многолетней дискуссии о примате отдельных форм учебно-тренировочного процесса советские тренеры пришли к выводу, что в специальной подготовке фехтовальщика главная роль принадлежит целевым учебно-тренировочным боям, отработке технико-тактических приемов в парных упражнениях и индивидуальным урокам, венчающим тренировку. В области разработки теоретических основ фехтования наши специалисты в настоящее время ушли намного дальше своих зарубежных коллег. Советских фехтовальщиков отличают атлетизм, разносторонность технико-тактической и психологической подготовки, высокие моральные качества. В нашей системе тренировки обобщен опыт нескольких поколений спортсменов и тренеров, использованы весь арсенал средств ведения боя, современные формы и методы обучения и совершенствования, результаты научных исследований. Хуже обстоит дело с внедрением в практику повседневной тренерской работы. Особенно велик разрыв между теорией и практикой в вопросах овладения тактикой фехтования в молодежном и среднем звене. И это не может не сказываться на результатах спортивных достижений. Выдающийся советский тренер и педагог В. А. Аркадьев в своей монографии «Тактика фехтования» впервые за всю историю мирового фехтования четко определил задачи, содержание тактики в фехтовальном бою. Советские тренеры пришли к выводу, что соревнования опытных фехтовальщиков переросли из сферы физико-технической в психотактическую. Стало очевидным, что спортсмен-третьеразрядник должен обучаться определенным, регламентированным боевым приемам и определенным тактическим умениям, применять эти приемы в острых психологических условиях вольного боя. Преодолев эти технико-тактические рубежи, сформировавшийся спортсмен приступает к освоению следующих, более расширенных приемов и действий. И чем выше мастерство спортсмена, тем больше внимания уделяется его тактической подготовке. Так возник объем тактических умений для спортсменов различной подготовленности — от новичка до мастера спорта включительно. Методика, предложенная в книге, продолжает и развивает традиции советской школы фехтования. В ней изложена новая форма тренировки в парах — «рипостная игра», даны типологические для всех видов оружия, независимо от формальной систематики фехтовальных действий, 45 видов упражнений; массовая форма организации занимающихся в парных технических упражнениях циклического типа по преимуществу в обусловленных приемах — для младших разрядов и экспромтных — для мастеров. Расширен раздел упражнений в дистанционном общении, упражнений на представляемость при защитных действиях и атакующих. В разделе «Индивидуальный урок» введен новый материал — урок боя тренера с учеником. Вместо 5—6 традиционно описанных в зарубежной литературе видов упражнений в контрах разработано свыше 20 видов. Таким образом, не умаляя значения индивидуального урока, книга предлагает и другие формы и методические приемы массового обучения и тренировки фехтовальщиков.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|