Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственное регулирование спроса




К способам государственного регулирования спросом относятся:

- государственный маркетинг;

- влияние на цены;

- лицензирование, стандартизация и сертификация товаров;

- увеличение доходов граждан;

- ограничение или облегчение доступа к товарам;

- регулирование занятости, продолжительности рабочего дня, отпусков, профессиональной подготовки.

Государство осуществляет регулирование совокупного спроса на макроуровне, воздействуя на спрос и предложение в следующих формах:

1. Косвенное воздействие - в частности политика протекционизма, направлена на защиту национального рынка в целях создания условий для осуществления отечественными предприятиями необходимой структурной перестройки производства.

Политика протекционизма, ведущая к сокращению экспорта в страну, ограничивает и величину тех средств, которые зарубежные партнеры могли бы истратить на приобретение продукции, выпускаемой в стране. А это уже означает прямые потери для отечественных предпринимателей, занятых в отраслях, не охваченных протекционистской поддержкой. Выигрыш одних отраслей сопровождается потерями для других, и с этой точки зрения проведение политики протекционизма по сути дела означает перераспределение средств из одной сферы производства в другую.

2. Прямое воздействие государства на спрос - путь поддержки деловой активности, когда государство выступает в роли непосредственного заказчика и потребителя тех или иных видов продукции.

Использование методов прямого воздействия государства на спрос имеет весьма ограниченный характер, будучи связано лишь с заказчиком продукции общегосударственного назначения (военное производство, некоторые объекты общегосударственной инфраструктуры).

Максимум, чего можно здесь достичь — это создание условий для поддержания убыточных производств за счет средств государственного бюджета, не формируя источники и механизмы финансирования крупномасштабных структурных изменений.

3. Прямое воздействие государства на предложение. Такой подход диктуется складывающейся в условиях переходного периода структурой источников финансирования капиталовложений, когда средства индивидуальных инвесторов (домашних хозяйств) относительно невелики, возможности накопления на предприятиях также ограничены и в результате именно на долю бюджетных средств выпадает основная тяжесть финансирования структурной перестройки. Участие государства в структурной перестройке производства возможно в разнообразных организационно-финансовых формах.

4. Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.

Ее использование исходит из двух основных посылок:

- рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и ведет к

расширению объема выпуска продукции и уровня занятости;

- увеличение суммы налогов сокращает располагаемый доход и ведет к сокращению расходов, снижению спроса и через него – к снижению объема выпуска продукции и занятости.

Целями фискальной политики являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки;

2) налоги;

3) трансферты.

Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки являются частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);

2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

3) пособия по безработице;

4) пособия по бедности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных