Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА: ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМОВ. ЭМБРИОГЕНЕЗ.




 

Важным фактором, лежащим в основе эволюции органического мира, является дискретность существования биологических систем во времени, которая закономерно проявляется в смене поколений. Она заключена между двумя важнейшими биологическими процессами: возникновением нового биологического качества (зарождением) и биологической смертью организма. Жизненный путь организмов, ограниченный этими событиями, получил название индивидуального развития или онтогенеза. Изучение его закономерностей составляет важный раздел науки о жизни и является неотъемлемым элементом в биологической подготовке врача.

I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить периодизацию и основные закономерности индивидуального развития.

2. Изучить биологические особенности основных этапов.

3. Уметь определять стадии эмбрионального развития.

II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Знать организацию и основные закономерности проявления жизни на клеточном уровне.

2. Понимать биологическую сущность и знать способы размножения организмов.

III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Определение и типы индивидуального развития.

2. Периодизация онтогенеза.

3. Общая характеристика предэмбрионального периода.

4. Эмбриогенез, его биологическая сущность и основные этапы.

5. Оплодотворение как этап онтогенеза и его характерные особенности у человека.

6. Дробление, его типы. Формирование и характеристика бластулы.

7. Гаструляция. Способы образования зародышевых листков у различных организмов.

8. Гаструляция у плацентарных млекопитающих.

9. Гисто- и органогенез.

10. Провизорные органы зародышей позвоночных.

11. Молекулярно-генетические механизмы дифференцировки.

12. Пространственная ориентация морфогенеза.

13. Роль наследственности и среды в эмбриогенезе.

14. Учение о критических периодах. Нарушения морфогенеза.

15. Особенности внутриутробного развития человека.

IV. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции.

2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высш. школа, 1997-2000. -
Ч. 1. – С. 286-370, 427-437.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М.: Медицина, 1988. - С. 111-116.

4. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Дайте определение понятию "онтогенез".

2. Рассмотрите биологические особенности основных типов онтогенеза.

3. В чем заключаются особенности развития плацентарных млекопитающих и человека?

4. Периодизация онтогенеза.

5. Биологическая сущность предэмбрионального периода.

6. Эмбриогенез и его периодизация во времени.

7. Биологическая роль оплодотворения и его виды.

8. Дробление как этап эмбриогенеза.

9. Сущность различных типов дробления и их биологическая характеристика.

10. Гаструляция. Способы образования зародышевых листков у различных организмов.

11. Особенности гаструляции у плацентарных млекопитающих.

12. Гисто- и органогенез. Производные зародышевых листков.

13. Дайте характеристику провизорным органам зародышей позвоночных и рассмотрите их формирование.

14. В чем сущность молекулярно-генетических механизмов дифференцировки?

15. Ооплазматическая сегрегация, эмбриональная индукция, межтканевые взаимодействия как отражение избирательной активности генов в развитии.

16. Дайте характеристику основным механизмам морфообразовательных процессов и отметьте их роль в морфогенезе.

17. Роль среды в развитии организма. Критические периоды эмбриогенеза. Тератогенные факторы.

18. Врожденные пороки развития у человека. Их этиология и характеристика.

19. Рассмотрите закономерности внутриутробного развития человека.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧЕНИЕ ДРОБЛЕНИЯ ЯЙЦЕКЛЕТКИ ЛЯГУШКИ. .
       

 

1. Привести микроскоп в рабочее положение. 2. Положить на предметный столик препарат. 3. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, выделив в нем борозды дробления, бластомеры. 4. Зарисовать исследуемый объект в альбом и обозначить: 1 - дробящаяся яйцеклетка; 2 - борозды дробления; 3 - бластомеры. 5. Убрать препарат.
II. ИЗУЧЕНИЕ БЛАСТУЛЫ ЛЯГУШКИ. 1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, найти в нем: бластоцель, бластодерму, бластомеры. 3. Зарисовать исследуемый объект в альбом и обозначить: 1 - бластодерма; 2 - бластоцель; 3 - бластомеры. 4. Убрать препарат.
 
III. ИЗУЧЕНИЕ ГАСТРУЛЫ ЛЯГУШКИ.

 
44
 

 
 

1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, найти эктодерму, энтодерму, бластопор, губы бластопора, гастроцель. 3. Зарисовать исследуемый объект, обозначив: 1 - энтодерма; 2 - эктодерма; 3 - губы бластопора; 4 - желточная пробка; 5 - остаток бластоцеля.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НЕЙРУЛЫ ЛЯГУШКИ.
 

1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя малое увеличение, изучить препарат, найти в нем нервную трубку, эктодерму и энтодерму, гастроцель, хорду. 3. Зарисовать исследуемый объект в альбоме и обозначить: 1 - эктодерма; 2 – энтодерма; 3 – нервная трубка; 4 - хорда; 5 – полость вторичной кишки; 4. Убрать препарат.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных