Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА: МЕДИЦИНСКАЯ ЭНТОМОЛОГИЯ. Представители: Тип: Членистоногие - Arthropoda.




 

Представители: Тип: Членистоногие - Arthropoda.

Подтип: Трахейнодышащие - Tracheata.

Класс Насекомые - Inseсta.

Отряд Двукрылые - Diptera.

Семейство – Комары - Culicidae.

Род Комар малярийный - Anopheles.

Комары немалярийные:

Род - Culex.

Род - Aedes.

Семейство Мухи:

Муха комнатная - Muska domestiсa.

Муха вольфартова - Wohlfahrtia magnifica.

Муха це-це - Glossina palpalis.

I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить строение, цикл развития, медицинское значение комаров.

2. Уметь определять виды комаров на всех стадиях жизненного цикла.

II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Знать общую характеристику насекомых.

2. Знать биологию возбудителя малярии, сонной болезни.

III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Характеристика Отряда - Двукрылые.

2. Морфология комаров.

3. Жизненный цикл комаров, его особенности у различных родов.

4. Эпидемиологическое значение комаров.

5. Меры борьбы с комарами.

6. Строение и жизненный цикл домашней мухи.

7. Эпидемиологическое значение домашней мухи.

8. Вольфартова муха, биологическое и медицинское значение.

9. Муха це-це и ее медицинское значение.

IV. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции.

2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 298–302, 305–310, 313–315.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М., 1988. - С. 199-201, 205-209.

4. Паразитология человека (ред. Г.С. Первомайский). - Л., 1974. - С. 409-420, 422-442, 445-463, 504-531, 535-536.

5. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Общая характеристика Класса Насекомые.

2. Морфология иммагинальных стадий малярийных и немалярийных комаров.

3. Жизненный цикл комаров.

4. Отличие яиц, личинок и куколок малярийных и немалярийных комаров.

5. Медицинское значение комаров.

6. Борьба с комарами.

7. Строение комнатной мухи.

8. Цикл развития комнатной мухи.

9. Эпидемиологическое значение комнатной мухи.

10. Морфология и жизненный цикл вольфартовой мухи.

11. Муха це-це, морфология и медицинское значение.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ГОЛОВКИ САМКИ КОМАРА A. MACULIPENNIS.
1 2 3 4

 

1. Под лупой рассмотреть строение головки самки малярийного комара. 2. Найти на препарате ротовые органы, усики, нижнечелюстные щупики, сопоставить их длину относительно друг друга. 3. Зарисовать препарат в альбом и отметить: 1 - хоботок; 2 – нижнечелюстные щупики; 3 – усики (сяжки); 4 – глаза.    
II. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ЯЙЦА КОМАРА ANOPHELES.  
1 2

 

 

1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. При малом увеличении изучить строение яиц малярийного комара 2. При изучении препарата обратить внимание на размер, форму яиц, наличие воздушных камер. 3. Зарисовать препарат в альбом, на рисунке отметить: 1 – оболочка; 2 – воздушные камеры.    
III. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ЛИЧИНКИ КОМАРА ANOPHELES.       1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. При малом увеличении изучить строение личинки малярийного комара. 2. При изучении препарата обратить внимание на размер, сегменты тела личинки, расположение стигм. 3. Зарисовать препарат в альбом, на рисунке отметить: 1 – голова; 2 – грудь; 3 – брюшко; 4 – стигмы.    
IV. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ КУКОЛКИ КОМАРА ANOPHELES.     1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. При малом увеличении изучить строение куколки малярийного комара. 2. При изучении препарата обратить внимание на размер, сегменты тела, расположение и форму дыхательных сифонов. 3. Зарисовать препарат в альбом, на рисунке отметить: 1 – головогрудь; 2 – брюшко; 3 – сифоны.    
V. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ГОЛОВКИ САМКИ КОМАРА CULEX.
 
 
1 3 2 4    

 

1. Под лупой рассмотреть строение головки самки немалярийного комара. 2. Найти на препарате ротовые органы, усики, нижнечелюстные щупики, сопоставить их длину относительно друг друга. 3. Зарисовать препарат в альбом и отметить: 1 - хоботок; 2 – нижнечелюстные щупики; 3 – усики (сяжки); 4 – глаза.
VI. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ЯЙЦА КОМАРА CULEX.
 

1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. При малом увеличении изучить строение яиц немалярийного комара 2. При изучении препарата обратить внимание на размер, форму яиц, отсутствие воздушных камер. 3. Зарисовать препарат в альбом, на рисунке отметить: 1 – оболочка.
VII. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ЛИЧИНКИ КОМАРА CULEX.     1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. При малом увеличении изучить строение личинки немалярийного комара. 2. При изучении препарата обратить внимание на размер, сегменты тела личинки, расположение сифона. 3. Зарисовать препарат в альбом, на рисунке отметить: 1 – голова; 2 – грудь; 3 – брюшко; 4 – сифон.
VIII. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ КУКОЛКИ КОМАРА CULEX.   1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. При малом увеличении изучить строение куколки немалярийного комара. 2. При изучении препарата обратить внимание на размер, сегменты тела, расположение и форму дыхательных сифонов. 3. Зарисовать препарат в альбом, на рисунке отметить: 1 – головогрудь; 2 – брюшко; 3 – сифоны.

С Е М И Н А Р

ТЕМА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ.

 

В основе диалектико-материалистического мировоззрения на окружающий человека мир лежит идея развития. Ее утверждение в биологии в середине XIX века в виде эволюционной теории Ч. Дарвина ознаменовало качественно новый этап в изучении и оценке живой природы. Синтез дарвинизма и генетики в ХХ столетии позволил вскрыть глубинные механизмы эволюционного процесса, обогатил теорию эволюции и современную биологию в целом новым арсеналом фактов, отражающих его законномерности. Знание этих закономерностей составляет современную научную основу для понимания процессов и анализа развития органического мира.

I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить основные положения современной теории эволюции.

2. Приобрести навыки использования теоретических знаний в практической оценке процессов и явлений, протекающих в живой природе.

II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Владеть основами общей биологии и генетики.

2. Иметь представления о естественной систематике живых организмов.

III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. История формирования эволюционных идей в биологии.

2. Научные и социально-экономические предпосылки эволюционной теории Ч. Дарвина.

3. Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее основные положения.

4. Синтез дарвинизма и генетики.

5. Понятие о виде и его генофонде.

6. Понятие о популяции как элементарной единице эволюции. Генетическая характеристика популяции.

7. Элементарные эволюционные факторы и генетико-автоматические процессы в популяции.

8. Адаптивный и балансированный полиморфизм.

9. Адаптивный характер эволюционного процесса.

10. Типы видообразования.

11. Формы, типы и правила эволюции групп организмов.

12. Биологический прогресс и биологический регресс.

IV. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции.

2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997. - Кн. 2. - С. 4–31, 50-59.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Рассмотрите историю формирования эволюционных идей в биологии.

2. Причины и основные препятствия идеям развития в биологии.

3. В чем сущность концепции Ж.Б. Ламарка? Ее положительные стороны и недостатки.

4. Рассмотрите научные и социально-экономические предпосылки появления эволюционной теории Ч. Дарвина.

5. Учение Ч. Дарвина об изменчивости.

6. Вид как исторически сложившаяся категория. Критерии вида.

7. Учение об искусственном и естественном отборе.

8. Борьба за существование и ее формы.

9. Половой отбор.

10. Творческая роль естественного отбора в эволюции.

11. Среда как эволюционное понятие.

12. Процесс видообразования по Ч. Дарвину.

13. Диалектико-материалистическое решение вопроса о биологической целесообразности.

14. Синтез дарвинизма и генетики.

15. Понятие о популяции. Ее характеристика.

16. Действие элементарных эволюционных факторов в природных популяциях.

17. Микро- и макроэволюция.

18. Эволюция групп организмов.

19. Формы, типы и правила эволюции групп.

20. Основные принципы развития органического мира.

21. Учение академика А.Н. Северцова о биологическом прогрессе и регрессе.

22. Основные пути достижения биологического прогресса.

 

 

С Е М И Н А Р






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных