Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА: ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ЭВОЛЮЦИЯ ПОКРОВОВ ТЕЛА, СКЕЛЕТА У ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ.




 

I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить основные закономерности исторического развития и соотношение онто- и филогенеза в развитии организмов.

2. Изучить эволюцию покровов тела и скелета на примере современных классов позвоночных.

3. Знать причины возникновения врожденных пороков развития кожи, скелета.


II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Знать основы эволюционного учения Ч. Дарвина.

2. Знать общие закономерности онтогенеза.

3. Владеть основами наследственности и изменчивости.

4. Знать учение о критических периодах и пороках развития.

III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Историческое и индивидуальное развитие организмов.

2. Эволюционная морфология как предмет, ее задачи и методы.

3. Биогенетический закон Геккеля и Мюллера.

4. Понятие о филэмбриогенезах.

5. Филогенез покровов тела.

6. Общие закономерности эволюции скелета.

7. Онтофилогенетическая обусловленность пороков развития кожных покровов, скелета человека.

IV. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции.

2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 50–80; 92–109.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М., 1979. - С. 181-196.

4. Иванов В.П., Гребеник Л.А., Солодилова М.А., Падалка Л.А. Основы филогении животных. - Курск, 2001.

5. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.

 

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Эволюционная морфология как наука, ее предмет и задачи.

2. Методы эволюционной морфологии. Метод тройного параллелизма Э. Геккеля - основной метод исследования филогенетических закономерностей.

3. Соотношение индивидуального и исторического в развитии. Сущность биогенетического закона Э. Геккеля и И. Мюллера.

4. Учение А.Н. Северцова о филэмбриогенезах.

5. Общие принципы формирования и преобразования органов и систем в процессе филогенеза.

6. Правила и способы эволюции организмов и систем органов.

7. Происхождение и развитие кожных покровов. Строение, функции кожи на примере современных классов типа хордовых.

8. Основные морфофизиологические преобразования осевого скелета позвоночных. Особенности строения осевого скелета человека.

9. Развитие скелета головы. Особенности эволюционных преобразований черепа у приматов.

10. Происхождение парных конечностей позвоночных животных.

11. Преобразование парных плавников в пятипалую конечность, ее эволюционные изменения, связанные с образом жизни и изменением условий окружающей среды.

12. Рука как орган трудовой деятельности человека: развитие функции свободной верхней конечности у приматов.

13. Врожденные пороки развития кожных покровов и скелета человека, их онто- и филогенетическая обусловленность: ихтиоз, аплазия кожи и ногтей. Гипоплазия потовых желез, элластоз, гипертрихоз, многососковость, врожденный сколиоз, мозговые и спиннмозговые грыжи, хвостатость, "лишние" ребра, плоскостопие, расщелины лица, гипоплазия костей и др.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧИТЬ ЭВОЛЮЦИЮ ПЕРЕДНЕЙ КОНЕЧНОСТИ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ.
 
 
 
 
 

 

 

1. С помощью муляжей изучить строение передних конечностей позвоночных: амфибий (1), рептилий (2), птиц (3), млекопитающих (летучих мышей (4), крота (5), руки человека (6). 2. Отметить сходство их строения, подтверждающее общность происхождения (гомологичность) этих органов у всех классов позвоночных. 3. Обратить внимание на различия в строении передней конечности млекопитающих, которые формируют представления об образе жизни и среде обитания этих представителей.  
 
       

 
 
 

 

 

4. Зарисовать в альбом схемы строения скелета передних конечностей позвоночных. 5. На рисунках отметить: 1 - плечевая кость; 2 - лучевая кость; 3 - локтевая кость; 4 - кости запястья; 5 - кости пясти; 6 - фаланги пальцев. Гомологичные части выделить одинаковым цветом.  
II. ИЗУЧИТЬ РАЗВИТИЕ КОЖНЫХ ПОКРОВОВ ПОЗВОНОЧНЫХ.
А
     

 

1. Используя таблицы, сравнить строение кожных покровов современных животных типа хордовых и представителей позвоночных: А. Кожные покровы ланцетника. Обратить внимание на однослойный эпителий (1) и студенистую ткань кориума (2) с вкрапленными железистыми клетками.  
 
 
Б

 

Б. Схема строения кожных покровов костистых рыб. Отметить у костистых рыб многослойный эпидермис (1), слизистые железы (2), кориум (3). Соединительнотканые волокна представлены горизонтальными и вертикальными пучками. Костные чешуйки (4) не прободают эпидермис и находятся в кориуме.
В
     

 

В. Строение кожи лягушки. Эпидермис многослойный (1), хорошо развита собственно кожа (2), чешуя отсутствует. Отметить различную форму клеток эпидермиса и наличие в нем большого количества слизистых желез (3). Найти протоки желез. Обратить внимание, что у земноводных волокна кориума располагаются относительно упорядоченно. На границе кориума и эпидермиса найти пигментные клетки.  
 
Г

 

Г. Изучить кожные покровы ящерицы. Обратить внимание на появление роговых чешуй и отсутствие слизистых желез. Найти роговые придатки (1- наружный слой), сосочки кориума (2), собственно кожу (3).
Д
       

 

Д. Строение кожи млекопитающих. Найти и внимательно изучить основные отличия в строении кожных покровов млекопитающих. Проследить изменение формы клеток и степень ороговения, начиная от мальпигиева слоя к поверхности кожи. В собственно коже располагаются разнообразные протоки (потовые и сальные железы, волосы). Изучить особенности их строения. 2. Зарисовать схемы в альбом. Отметить: I - эпидермис; II - собственно дерма. 1 - эпителий; 2 – волос; 3 – сальная железа; 4 – волосяная луковица; 5 – потовая железа.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных