Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Специалиста гуманитарных и точных наук




Цукасова Л. В.

Технология лекторского искусства

Уже по лекциям можно было догадаться о режиссерском таланте Федерико. Каждая его лекция была спектаклем, вообще же, если лекцию читают и только, она обречена па провал, -лектору надлежит быть актером.

Хорхе Гильеи о Федерико Гарсия Лорке

Как овладеть навыками лекторского искусства

Введение

Трудно переоценить актуальность и профессиональную необходимость данного предмета, нацеленного на совершенство­вание педагогической практики, раскрывающего механизмы наиболее эффективного воздействия на слушательскую (студенческую) аудиторию, позволяющего овладеть навыкам лекторского искусства. Подлинный профессионализм и культуры лектора складывается не только из содержательности лекцион­ного материала. Максимальная результативность лекции в немалой степени зависит и от мастерства ее чтения, от искусства подачи материала.

Как владеть этим искусством и как освоить это мастерство? Как сделать лекцию увлекательной и заразительной, как установить желанный контакт с аудиторией, как добиться того, чтобы процесс передачи научного знания (в любой его отрасли -гуманитарной, естественной, точной и т.д.) обращался не только к интеллектуальной, но и эмоциональной сфере восприятия студента, что, несомненно, ускорит и углубит процесс усвоения учебного материала, «спровоцирует» превращение студента из «пассивного» слушателя в активного соучастника лекционного диалога.

Итак, как преподавателю стать лектором? Данный спецкурс, планируемый в форме практических занятий, и призван помочь будущему специалисту. Своеобразие методики заключа­ется в том, что для освоения технологии лекторского мастерства (лекторского ремесла) предлагается овладеть основами искусства художественного слова, актерского мастерства. Следует особо выделить значение техники художественного слова. Ее практическое изучение предполагает воспитание культуры речи (к сожалению, во многом утраченной за последнее время), тренаж устного литературного языка, навыков грамотной речи, словесного действия, столь необходимых, насущно важных в постоянной лекторской работе. С учетом важности практи­ческого освоения технологии лекторского мастерства спецкурс включает также разнообразные упражнения, отражающие ди­намику освоения курса и являющиеся конкретным материалом тренажа.

Воспитание и подготовка лектора –

специалиста гуманитарных и точных наук

Профессиональная лекция должна обладать всеми теми особенностями, что присущи хорошему спектаклю в театре, она призвана возбуждать мысли по поводу услышанного, рождать желание самому слушателю приобщиться к предмету: открыть неоткрытое, познать непознанное, ощутить в себе заряд неиспользованных возможностей. Таким образом, каждая лекция в идеале максимально приближается к моноспектаклю, а процесс ее подготовки - к процессу построения роли. Лекцию—«моноспектакль» необходимо создать, выстроить, творчески провести. Именно поэтому будущему лектору необходимо освоить общие принципы актерского ремесла.

Что необходимо будущему специалисту для раскрытия и развития актерских данных?

Как известно, в природе любого человека в большей или меньшей степени уже заложены актерские способности (важно заметить, что все люди, без исключения, в жизни играют разные «роли», согласно своим желаниям, целям и обстоятельствам). Понятно, сколь существенны эти способности для оратора.

Если лектор умеет «держать» аудиторию, владеет ее вниманием, то, без сомнения, он наделен профессиональными актерскими данными, но их надлежит развивать, оттачивать, совершенствовать. Для этого и стоит воспользоваться наукой театра — технологией сценического мастерства.

 

Что является главным в актерской технологии, существенным и необходимым для воспитания лектора в любой отрасли знания? В первую очередь — это:

а) владение анализом и построением роли—лекции;

б) владение навыками построения общего с партнером-студентом, слушателем;

в) владение словесным действием;

г) владение телом как «выразителем мысли».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных