ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Этап 2. Развитие эмоциональной памятиЛектору необходимо уметь пользоваться эмоциональной памятью, находя в сюжете лекции аналогии своим чувствованиям, ранее пережитым им в обыденной жизни. В каждом воспоминании нужно «схватить» главное, самое чувственное и попытаться наполнить охватившими чувствами текст лекции, эмоциональная выразительность которой при этом, несомненно, повысится. Этап 3. «Манки» внешние и внутренние (для возбуждения эмоциональной памяти) «Артист должен уметь, - говорил К. С. Станиславский, - непосредственно откликаться на „манки" (возбудители) и владеть ими, как виртуоз клавишами рояля: придумаешь увлекательный вымысел, и тотчас же внутри вспыхнет какое-то чувство. Нельзя пренебрегать ни одним предметом, ни одним возбудителем эмоциональной памяти». Все это и полной мере относится и к творчеству лектора. «Манки» бывают внутренние и внешние. Внутренние «манки» мы находим в сфере нашего воображения, мысли. К ним относятся все элементы внутренней техники: сверхзадача, сквозное действие, целесообразные действия, задачи, повторные ощущения. Еще более сильные «манки» заложены в самом тексте лекций, в слове, в тех чувствах, что одухотворяют слово. Внешние «манки»: окружающая нас обстановка, свет, звуки. Внешние манки лектор должен искать, прежде всего, в самой действительности, в природе, в обыденной жизни, ведь повсюду присутствует определенное настроение, а в нем — «манки» для нашего чувства. V. Общение Общение - это психологическое состояние артиста (лектора), в процессе которого он вступает в связь со слушателями (зрителями), предметами, внешним миром и внутренними образами. Это своеобразное воздействие друг на друга при неразрывной внутренней взаимосвязи. Оно складывается из отдачи и восприятия, внимания, мыслей, чувств. Без моментов отдачи и восприятия нет общения. Очень важно, чтобы лектор, «сбросив» мысль слушателю, на самом деле оценил, как тот воспринял, как отреагировал и, на основе этой оценки, лектор понял, как надо продолжать: уточнять, расшифровывать высказанную идею или развивать ее дальше и т. д. В жизни человек находится в непрерывном общении то с одним объектом, то с другим. Непрерывное взаимное общение крайне необходимо в профессии лектора, в его деятельности. Общение - это действие двустороннее, тут надо следить за каждым внешним и внутренним действием слушателя. Чтобы овладеть органическим общением с аудиторией, необходимо проделать ряд упражнений. Органический процесс общения человека с человеком складывается из пяти моментов, или стадий: 1-я стадия - ориентирование в окружающих условиях, выбор объекта; 2-я стадия - привлечение на себя внимания выбранного объекта с помощью действий; 3-я стадия — «зондирование» души объекта «глазом» (чтобы узнать, в каком тот настроении), подготовление объекта для восприятия мыслей, чувств, видений лектора; 4-я стадия - передача своих чувств, суждений, эмоций с помощью слов, голоса, интонации; попытка заставить объект не только понять, услышать, но и увидеть передаваемое внутренним зрением, так, как видит, как его сам лектор; 5-я стадия — момент отклика объекта, оценка воспринятой мысли. Общение - дело очень сложное, поэтому, когда ведется тренаж его элементов, нельзя пропускать даже малейшие подробности поведения, надо работать над каждым элементом в отдельности. Для этой цели рекомендуются упражнения - «Борьба глаз»: «Глаз приходит на сцену первый, и уходит последний. Через него проявляется внутреннее содержание человека, отношение к живому объекту и предметам. „Пустой глаз" - значит внутри пустота, нет внутреннего текста, наполненного горячим чувством, активной задачей. А ведь „глаз" „тянет" за собой и тело» [3, с. 60]. Тренировать «глаз» — значит наполнять его содержанием. Два человека выходят на площадку, чтобы «побороться» глазами. Один, к примеру, заряжен действием «извинись». Другой - «не придирайся». Процесс накопления отношений начался еще до выхода к месту борьбы. У каждого есть причины отнестись к своему сопернику таким образом — это дело фантазии каждого. Глядя в глаза друг другу, выстраивают внутренний монолог, наполненный содержанием и действием. В результате накопления отношений и «борьбы глаз» рождается жест, а затем и слово. Будущему специалисту необходимо научиться думать в процессе лекторского чтения, видеть глаза своих слушателей и по ним определять: воспринимает или нет слушатель, сочувствуют и осмысливают то, о чем идет речь, - или нет, задают ли вопросы по ходу лекции, а ведь они должны появиться, если студенты активно участвуют в процессе урока. Область подобных упражнений можно расширить и завершить упражнениями «Минутки», выступающими как тренаж для всех видов общения. Эти упражнения называются так потому, что их сущность составляет целенаправленный тренаж всех видов общения в самые сжатые сроки. Упражнения, основанные на простейших ситуациях, подсмотренных студентами в жизни или придуманных ими. Понаблюдайте за поведением людей. Столкновения между ними возникают на конкретных фактах, причем один, даже ничего не зная о другом, стремится навязать ему свои желания. Следует предложить ученику в «Минутке» воспроизвести, на основе взаимоотношений, воспринимая партнера, стараясь услышать за словом, фразой, его подлинное желание, увидеть его «глаз», жест, мизансцену тела как внешние доказательства этого желания и, восприняв все это, не соглашаясь, в свою очередь с ним, навязать партнеру собственную волю по принципу: «Прав я, а не ты!». Главное в упражнении -понять цели, мотивы поступка и через это раскрыть характер человека-партнера. Пусть ваши впечатления не совпадут с его представлениями о себе самом, тут важно, как раз ваше восприятия, основанное на ваших жизненных позициях. Первоначально, «минутки» очень просты. К примеру, упражнения на борьбу, выраженную односложным диалогом: «Уйди!» — «Сам уйди!». Это противоборство, естественно, продолжается до результата с учетом опыта, накопленного в предыдущем подготовительном тренинге (борьба глаз, рождение жеста и, наконец, слова). По сути дела в «Минутках» воспитывается и тренируется навык пребывания на сценической площадке—в аудитории, на лекции. Кроме того, эти упражнения учат познанию характера, позиции, мировоззрения самого будущего специалиста. «Минутки» способствуют рождению подлинного общения. Развивая эмоциональное восприятие, «Минутки» воспитывают стремление вникать в суть происходящего, видеть, слышать и понимать своего партнера—слушателя. VI Мизансцена Тело актера (лектора) должно «мыслить», как это бывает выражено в хорошей скульптуре. Нелишне по этому поводу напомнить фразу Леонардо да Винчи: «Пусть тело и его члены будут расположены так, чтобы ими изображалось намерение духа». Мизансцена рождается исполнителем, исходя из задачи выполняемого действия, настроения и переживания. Мизансцена, передающая наше внутреннее переживание, должна быть выразительной. Чем глубже, сильней, переживание, тем более выпуклой, яркой и типичной должна быть мизансцена. Будущему специалисту необходимо в совершенстве владеть мизансценой. Мизансцены, возникающие по ходу лекции, не должны быть заученными, напротив, как в хорошем спектакле, они разные в зависимости от самочувствия лектора и от состава аудитории. Важно, чтобы мизансцены не штамповались. Лектору нужна свобода творчества. Ее можно обрести лишь тогда, когда знаешь цель своей лекции, не забывая закона природы: каждая мысль имеет свое пластическое воплощение. Пластически выразительный лектор умеет использовать природные данные и приобретенную в результате тренировки технику для наиболее яркого раскрытия существа лекции. Для этой цели можно посоветовать ряд упражнений. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|