Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция как разновидность жанра художественного слова




К. С. Станиславский никогда не отделял проблемы слова в художественном чтении от словесного действия в спектакле, хотя и ясно видел специфику каждого вида творчества. Нам же важно в первую очередь подчеркнуть общие принципы словесного действия в жанре лекции. Слово необходимо рассматривать как первоисточник, изначальный инструментарий лектора и, в то же время, как вершину, главный итог лекционного творчества «Не было, кажется, ни одного крупного деятеля в истории русского театра, который не задумывался бы над великой силой воздействия слова, не искал бы средств к тому, чтобы слово на сцене было насыщено правдой, проникнуто истинным чувством, наполнено значительным содержанием. Русские актеры из поколения в поколение повышали свою требовательность к искусству сценической речи, добиваясь в ее звучании глубочайшей верности жизни» [1]. Или «... ведь сколько у нас поющих слов! Но у нас их поет сердце...» [2]. Слово, спетое сердцем, то есть сказанное искренне, увлеченно, эмоционально; слово, раскрывающее все богатство мыслей и чувств человека -этот главенствующий принцип русского исполнительского искусства, который необходимо внедрить в творчество лектора.

Будущему специалисту необходимо овладеть методом анализа лекции: определение сверхзадачи, идеи, сквозного действия, «кусков».

Каждая мысль должна быть «положена» на действие: зачем я бросаю эту мысль в зал? Чего я хочу этим добиться от зрителя-слушателя? Чего хочу, чтобы сделали присутствующие?

Сверхзадача - это основная мысль курса, входящая частью в конкретную лекцию. Она вбирает в себя мировоззрение и профессиональные знания будущего специалиста. «От сверхзадачи родилось произведение писателя, к ней должно быть направлено и творчество артиста» [3], а в нашем случае, -творчество лектора, благодаря чему возникает не формальное, рассудочное, а живое, непосредственное переживание, эмоцио­нальная выразительность, что пробудит интерес и сопережива­ние студентов—слушателей к лектору и лекций.

Сверхзадача помогает охватить в целом весь материал лек­ции, подчинить отдельные, многообразные фрагменты ее руководящей идее, «остерегает» от увлечение частными, побочны­ми сюжетами, что разрушает целостность лекции. Сверхзадача и сквозное действие помогают логически последовательно доно­сить центральные идеи и мысли будущего специалиста, делает активной его фантазию, страстным и целенаправленным весь процесс создания дела, которому он служит.

Сквозное действие

Будущие лекторы должны овладеть навыками, с помощью которых можно «разбить» лекцию на крупные события, каждое крупное событие, — на более мелкое; затем необходимо проанализировать действия, которые заключены в каждой отдельной мысли, ибо каждое событие имеет свою определенную мысль, которая помогает выявить идею всей лекции. Когда же мы логично «продействуем» всю лекцию, то одновременно и прочувствуем ее. Теперь все эти действия у нас оправданы. А в процессе их осуществления внутри «плелась» своеобразная «нить»; эта нить — и есть внутреннее сквозное действие.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных