Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ




Понятие общественное здание охватывает широкую гамму строений и помещений различного функционального назначения. В частности:

• административные учреждения государственного и местного управления, общественных
организаций и пр.;

• залы ожидания вокзалов, аэропортов, предприятия связи, банки;

• больницы, поликлиники, оздоровительные учреждения;

• детские учреждения, учебные заведения (от начальных до высших);

• предприятия торговли, бытового обслуживания, гостиницы, рестораны, кафе и т.д.;

• театрально-зрелищные учреждения, музеи, выставочные залы;

• юридические консультации, нотариальные конторы, посреднические фирмы по оформлению
купли—продажи недвижимости и пр.

Приведенный далеко не полный перечень показывает, сколь разнообразны по функциям, характеру деятельности и, следовательно, оборудованию и оснащению эти здания.

Комплексное оборудование общественных зданий требует всестороннего учета многих факторов и требований, в частности необходимо реализовать организацию функциональных процессов на основе возможностей строительных конструкций и отделочных материалов, использования инженерного оснащения, применения оборудования для различных видов жизнедеятельности, содействуя достижению целостности восприятия среды и ее эмоциональной выразительности.

Оборудование общественных зданий подразделяются на две большие группы:

• «бытовое», общее для всех видов общественной среды (мебель, сантехника,
электроосветительные приборы и т.д.);

• технологическое, обусловленное спецификой функциональных процессов (медицинские
приборы и оснащение, тренажеры, прилавки и витрины, копировально-множительные
системы и пр.).

Второй тип оборудования имеет чрезвычайно разнообразные формы эргономического контакта с потребителем и подробно освещается в специальной литературе.

Нами рассматриваются только некоторые аспекты эргономического формирования «бытового» оборудования общественных зданий, прежде всего на примере зданий административного назначения.

7.1. РАБОЧЕЕ МЕСТО В ОФИСЕ

Для офиса эстетические соображения, являющиеся неотъемлемой частью любого дизайн-проектирования, красота и гармония интерьера не могут быть главными, самодостаточными факторами.

Офис — рабочее помещение, предназначенное для определенных процессов, которые необходимо осуществлять с максимальной полнотой и в заданные временные сроки.

Промышленное здание создается при участии технолога, т.к. процесс производства подразумевает определенную оптимальную технологическую организацию. Лучшие современные офисные здания следуют этому принципу; работа в офисе рассматривается как специфический процесс со своими четкими технологическими требованиями.

151


Своя специфика присуща офисам (представительствам):

• юридических фирм;

• проектных бюро;

• торговых компаний;

• банков;

• арт-салонов;

• издательств;

• страховых компаний и пр.

Однако при всей специфике и многообразии функций можно выделить две основные категории офисной работы:

• концентрация;

• общение.

В зависимости от основной специфики офиса соотношение этих категорий меняется; нахождение оптимальных условий для конкретного равновесия между концентрированной работой и общением — одна из главных задач, от решения которой будет зависеть конкретный дизайн-проект.

Для сосредоточенной, с максимальной концентрацией внимания работы лучше всего подходит отдельный кабинет, а для общения — открытое в большей или меньшей степени пространство.

Основные принципиальные решения:

• офис закрытого коридорного типа;

• единое общее пространство;

• комбинированный офис.

Офис кабинетного типа характерен для компаний, разделенных на отделы с небольшим количеством сотрудников, когда важнее изоляция, а не общение.

Различают два вида офисов кабинетного типа:

• кабинеты для одного—двух человек (Западная Европа до 1970) с четкой пространственной
организацией и статичностью оборудования; недостатки: невозможность организации
коллективной работы, неэффективное использование пространства;

• комнаты большого объема, рассчитанные на пребывание трех и более сотрудников
(Западная Европа, 1970-е — эпоха ранней компьютеризации), недостатки: статичность,
малая гибкость оборудования, слабый командный дух.

Офис «открытого пространства» (открытый план) — большие многометровые помещения, рассчитанные на значительное количество людей — родился и был популярен многие годы в Америке. Пространство ограничено только наружными стенами; рабочие места отделяются невысокими мебельными перегородками. Подобная организация работы дает возможность быстрой перепланировки при смене профиля деятельности фирмы; имеет достаточно высокую гибкость и мобильность. Такие офисы имели распространение в 1980-е годы и в Европе (для растущих компаний, больших корпораций). В последней трети XX века в Америке они дополнились понятием «горячий стол», когда одно рабочее место интенсивно используется в течении дня несколькими чередующимися сотрудниками, что позволяет в 2—3 раза уменьшить необходимую офисную площадь, количество оборудования и мебели.

Разновидностью открытого пространства является групповой офис, когда общее пространство делится на отдельные зоны невысокими перегородками. Имеются общие зоны для обмена информацией, встреч и пр. В этом случае усиливается чувство коллективизма, обеспечивается максимально эффективное использование пространства, гибкость плана, динамичность впечатлений. Отрицательный момент — недостаточная звукоизоляция.

152


Комби-офис — сочетание преимуществ двух предыдущих планировочных решений, которые наиболее ярко сконцентрировались в «скандинавской» модели.

Социальные моменты (понимаемые в России, в лучшем случае, как комнаты гигиены женщин, комнаты приема пищи, т.е. учет физиологических процессов) стали одними из основополагающих факторов в конце 90-х годов XX века в Западной Европе и, прежде всего, в Скандинавских странах. Доминирование социал-демократических идей, высокий уровень занятости привели к кардинальным изменениям не только в сфере социальной защиты населения (сфера распределения), но и в промышленности, а также в сфере услуг и бизнесе.

Идеи социального партнерства изменили сам подход к проектированию офисов. Доминирующими
стали идеи демократической общины, чем-то напоминающей клуб, коммуну, племя и артель
одновременно. В частности, расположение рабочего места у окна было возведено чуть ли не в
неотъемлемое право каждого сотрудника. Поэтому офисным зданиям стали присущи более узкие и
сложные планы постройки, высокое качество и множественность общественных зон. Индивидуальные
и групповые комнаты отделяются прозрачными (драпируемыми или с матовыми стеклами)
перегородками от центральных зон, служащих для коллективного пользования, где проходят
«мозговые атаки», осуществляются контакты с сотрудниками других отделов, посетителями и прочие
•* коллективные мероприятия оперативного характера.

I

Так, в комплексе зданий «Скандинавских авиалиний» (Стокгольм, Швеция), воздвигнутом в конце

1980-х годов на берегу искусственного озера, вокруг обширного центрального пространства (улица с карманами) формируются коммунальные пространства второго ранга (кафе, магазины, бассейн, фитнес-центр, которыми пользуются как 1,5 тыс. служащих, так и все желающие), а также локальные «коммунальные» зоны собственно офисной части. Такая зона на 30—40 человек включает в себя сектор для переговоров и неформального общения, кустовой центр оргтехники и телекоммуникационного оборудования, кухню-столовую.

Главные функциональные модули — персональные кабины площадью около 12 м2 — группируются вокруг «коммунальных зон». Перегородки и двери кабинетов, входящих в эти зоны, сделаны из стекла, что устраняет эффект физической изоляции, обеспечивает «перетекание» пространства компактных кабинетов в более просторные объемы. Поэтому каждый сотрудник может себя хорошо чувствовать психофизиологически.

Мебель и оборудование, детали кабинетов решены в местном шведском духе, хотя в целом доминирует интернациональный стиль. Мебель из древесины — «грубоватая», функциональная, простых форм — создает деловую атмосферу. В то же время каждый сотрудник может дополнить интерьер кабинета по своему вкусу декоративно-художественными изделиями, предметами крестьянского и домашнего быта, личными вещами.

Коммунальные зоны для неформального общения сотрудников между собой и с посетителями расположены на открытых террасах, выходящих на озеро; мебель здесь как на курортах — плетеная, дополненная вьющимися растениями и декоративными элементами.

Все вместе взятое обеспечивает оптимальный психологический климат в коллективе, способствует психофизиологическому комфорту каждого сотрудника.

В концентрированном виде эргономичность офиса включает в себя комплекс следующих понятий

(факторов):

• планировка помещения (нормативы площади, изолированность рабочих мест, возможность контактов и общения, вариабельность оборудования, многофункциональность или узкая специализация помещения, его поочередное использование, коллективное использование, индивидуальное с учетом не только общих

153



 


 


тенденций, но, в первую очередь, конкретных функций: банк, юридическая контора, управление фирмой и пр.);

• эргодизайн оборудования: регулировка по высоте столов, возможность смены положения в
процессе работы, перегородки с навесными элементами, оборудованием (как между
столами, так и между ячейками, зонами); стационарные и мобильные элементы мебели;
расположение рабочих элементов (клавиатура, мониторы, различные виды связи и пр.);
стул-кресло с учетом гаммы требований;

• микроклимат (температура, влажность, состав воздуха);

• оптимальное освещение и цветовой климат;

• психологические моменты (общая удовлетворенность и удовольствие от работы,
возможность активного участия в компоновке и подгонке под себя оборудования,
психологический климат микроколлектива из двух—трех человек и пр.);

• социально-психологические факторы, ставшие приобретенными (социальное партнерство
всех членов коллектива, забота об оптимизации социально-психологического климата,
оптимальные условия труда с местом у окна, индивидуальная «ячейка», удобная мебель с
подгонкой и наполнением рабочего места, возможность расслабиться, передохнуть,
полноценное питание, общение с др. членами коллектива, создание атмосферы гордости за
фирму и т.д.).

Мебель последнего поколения создается с учетом изменений в организации работы и новейших достижений в техническом обеспечении. Если в 1990-е годы персональный компьютер стал доминирующим на каждом столе, то теперь — портативные компьютеры, плоские экраны, мобильные телефоны, беспроводные средства связи. Общая тенденция — переход к небольшим, мобильным рабочим столам, которые легко приспосабливаются к конкретным работникам по высоте и компоновке. Стол дополняется подвижными разнообразными элементами (тумбочки, шкафы, столы для переговоров и пр.).

Офисный работник проводит за столом более 80 тыс. часов своей жизни, поэтому такое большое внимание уделяется столу и креслу, обеспечивающим более здоровую рабочую обстановку. Смена положения при работе (высота стола, трансформация кресла), правильное положение при сидении позволяют существенно снизить риск возникновения болей в пояснице и спине, сохранить работоспособность и высокий тонус в течение всего рабочего дня.

Ассортимент офисной мебели включает:

• многофункциональные гибкие рабочие места (как для индивидуальной творческой работы,
так и для контактов с клиентами);

• престижные комплекты для кабинетов руководителей;

• гарнитуры для приемных и переговорных помещений, комнат отдыха.

В качестве рекомендаций по проектированию рабочего места в офисе можно представить наработки, сделанные компанией BENE, которые базируются на принятых международных стандартах. «Оборудование рабочего места должно давать возможность выполнять максимум рабочих операций с минимумом перемещений» — рекомендация Европейского Сообщества 90/270.

2 м2 — единый стандарт оборудования рабочего места на 1 человека. Эта площадь включает в себя поверхность письменного стола и место, занимаемое работником офиса. Глубина этого пространства составляет приблизительно 100 см {рис. 74).

При планировании рабочего места принимается во внимание соблюдение организационных и индивидуальных требований к среде. В основе этих требований лежат вышеизложенные принципы гибкого сочетания габаритных и компоновочных параметров.

Для полноценного использования рабочего места к базовым параметрам необходимо добавить площади для дополнительного хранения деловых бумаг, установки принтера, ксерокса и для


I

X

О.

(X)


154


,

X

01

Vo о

M О

о

VO

о

Га m та


       
 
 
   


Рис. 74. Рабочее место. Рабочее пространство. Рекомендации по оборудованию современного офиса

компании BENE:

а — индивидуальное рабочее место; б — компоновочные схемы блокировки рабочих мест; в — варианты схем для проведения конференций

Wa — рабочее место 100 см не может пересекаться

с проходами;

W — 80 см; если это пространство не используется

как проходное, сюда могут открываться подвесные

двери;

Z — входная часть — 80 см, минимум — 60 см;

Wt — место для посетителей — 100 см;

А — доступ к техническим системам — 60 см;

минимум 50 см


организации мест общения с посетителями с учетом расстояния для легкого доступа к жалюзи и системам отопления и вентиляции и компоновочные размеры, в которые включена ширина проходов, зависящая от количества пользующихся ими человек.

Наиболее привлекательное рабочее место в офисе расположено у окна, максимальное от него удаление, допустимое в рабочем помещении — 4 м (при этом рабочие места могут размещаться в два—три ряда). Рабочее место лицом к стене также имеет свои преимущества, т.к. позволяет индивидуально оформить стену перед собой.

В зависимости от общих требований и значимости каждого стола предлагаются три наиболее распространенных типа расстановки рабочих мест относительно друг друга: U-образное, Т-образное и в несколько рядов. Площадь стандартного рабочего места может быть использована в качестве модульной ячейки.

Современный уровень инженерного оснащения позволяет достаточно успешно решать задачи по созданию физиологического комфорта (искусственное освещение, акустика, кондиционирование воздуха). Однако проблемы психологического климата, связанные с обеспечением эффективной работы в одном помещении одновременно нескольких, а то и десятков, человек не потеряли актуальности.

Определенный успех в этом плане достигнут благодаря созданию индивидуальных микропространств с использованием специальных экранов, боковых перегородок, шкафов и проч. (рис. 75) непосредственно на рабочих местах. Широкие возможности открывает применение современных по конструкции и используемым материалам систем офисных перегородок. Они позволяют в короткие сроки без значительных затрат на капитальное строительство производить перепланировку и создавать рабочие места в помещениях любой конфигурации в соответствии с изменениями функциональных требований к рабочему пространству. Перегородки существенно снижают шум, содействуют необходимому уровню психологического комфорта и повышают производительность труда персонала.

Основные элементы таких перегородок: алюминиевый профиль, окрашенный по желанию заказчика, панели с декоративным покрытием, остекление в различных комбинациях (одинарное, двойное, с включением жалюзи, прозрачное, тонированное, с защитными полупрозрачными пленками), звуко­изоляционный заполнитель и двери (одностворчатые, двухстворчатые, из массива, стеклянные и т.д.).

Возможность в соответствии с конкретными условиями легко изменять планировку помещения, организацию функциональных зон, т.е. свободно варьировать пространство офиса, предопределяет разнообразие компоновки рабочих мест (рис. 76).

На комфортность рабочего места влияют требования психологической безопасности — в их числе «закрытая» спина и возможность свободного обзора комнаты. Важно, чтобы к работающему нельзя было бы подойти неожиданно, особенно в случае, если человек обращен за рабочим местом к стене. Эти требования отступают в случае свободной планировки офиса и необходимости творческого общения коллектива во время работы.

Зоны общения

Психологический климат в зонах общения отличается от концентрированной психологической атмосферы в зонах рабочих мест. При проектировании этих зон важна их удаленность от рабочих мест. Лучше это пространство проектировать как пространство для встреч и переговоров.

Освещение

«Верхнее освещение и настольные лампы должны размещаться таким образом, чтобы достичь оптимальных условий освещенности и достаточного контраста между зоной работы мониторов и другими офисными помещениями в зависимости от их назначения. При планировке и координации

156


 

I

о

VO

о

о

i

А.

(Т)


Л)

X

VO О

m о

о.

о. о


Рис. 75. Создание микропространств на рабочем месте с использованием экранов, перегородок, шкафов (А); разнообразие компоновок рабочих зон с использованием стандартных элементов (Б)

157


размещения столов и светильников необходимо исключить воздействие прямого света и возникновение бликов» — рекомендация Европейского Сообщества 90/270.

Необходимый уровень освещенности рабочего места — от 300 до 500 лк. На рабочем месте необходимо ограничить воздействие прямого света и избегать возникновения бликов.

Для письма и чтения высокая освещенность рабочего места является положительным фактором, для работы на компьютере — отрицательным.

Для офисов рекомендуются тепло-окрашенные или белые лампы интенсивностью 2 500—4 000 Кельвинов.

Оконный проем должен составлять не менее 10 % площади пола помещения.

Существуют 4 основные концепции освещения офисных помещений, использующиеся в зависимости от конкретных особенностей помещения.



2 =5

X

Те m О

О. о

О



Рис. 76. Офисное оборудование и аксессуары фирмы BENE


Прямой свет

Прямой свет — система, при которой лампы освещают непосредственно рабочую поверхность. Система очень эффективна, но имеет один недостаток — из-за отсутствия теней распознание объектов в помещении может быть недостаточно четким.

Интенсивные процессы компьютеризации повлекли за собой трансформацию рабочих мест. Под воздействием информатизации меняется структура занятости населения в сферах производства, увеличивается доля работающих в офисных пространствах.

В последнее время значительные изменения в офисной мебели произошли в сторону большей мобильности всех ее элементов. Особое значение придается офисным стульям и креслам.

Обычный конторский стол не удовлетворяет функциональные требования: стандартная его высота не обеспечивает удобство работы с различными техническими средствами. Поэтому рабочее место расчленяется на модульные элементы, выполняющие определенную функцию. Широко распространены приставные и выкатные тумбы, тумбы для компьютеров, дополнительные полочки, в т.ч. для клавиатуры под столешницей и для принадлежностей над ней, передвижные полки для мониторов (с рельсовым механизмом) и пр.


х

О)

I

m

О о.

о. а>

Л ш

I а. о \о о


Вращающееся, оснащенное системами регулировки кресло именуют сегодня рабочим инструментом в полном смысле слова. Оно должно обеспечить: длительное поддержание рабочей позы в процессе трудовой деятельности; условия для отдыха при невозможности покинуть рабочее место; физиологически рациональное положение с сохранением естественных изгибов позвоночника. Применительно к креслу говорят о пассивном и активном комфорте.

Пассивный комфорт обозначает качества кресла, связанные с каким-либо механизмом или системой регулировки. Качества зависят от следующих параметров: утолщения на спинке и сидении, способствующие лучшему распространению давления тела на кресло; утолщенный изгиб, прикрывающий передний край сидения и устраняющий нежелательное давление на ноги; оптимальные высота и ширина подлокотников.

Активный комфорт достигается различными механизмами и системами регулировки. Главные из них показаны на рис. 77. Обычная регулировка: пневматическое устройство регулировки высоты сидения,



высоты и наклона спинки для оптимальной поддержки поясницы; регулировка глубины сидения с шагом от 50 до 70 мм. Механизм постоянного контакта: спинка в постоянном контакте со спиной с фиксацией в любом положении либо в нескольких запрограммированных положениях.

Разработаны система адаптации кресел к индивидуальному весу пользователя (динамическое сиденье) и синхронная механика, автоматически настраиваемая на параметры человеческого тела, а также синхронный механизм: согласованное изменение положения спинки и сидения в зависимости от позы человека, регулировка интенсивности давления по желанию. Синхронная механика позволяет под весом тела при его отклонении на спинку кресла синхронно изменять угол спинки и сиденья назад до -10-14°, при этом сохраняя удобное положение для нижних конечностей и ступней ног. Механизм наклона с центральной осью: наклоны кресла вперед и назад, регулировка высоты в зависимости от веса человека. Механизм наклона со смещенным центром (ближе к переднему краю сидения) позволяет человеку постоянно упираться в пол ногами.

В ряде современных предложений угол наклона спинки кресла позволяет находиться телу в полулежачем положении, что делает возможным менять положение тела во время работы и принимать различные позы для снятия напряжения. Угол более 90° между телом и бедром улучшает снабжение кровью нижних конечностей.

Диапазон регулировки сиденья офисного стула по высоте должен составлять от 42 до 53 см над уровнем пола. При этом высота подбирается таким образом, чтобы угол в локтевом суставе для рук, лежащих на столешнице или клавиатуре, составлял 90°. Приветствуется возможность регулировки кресла по высоте и использование адаптивной опоры для поясницы. Подлокотники также должны регулироваться по высоте и ширине, снимая статическое напряжение с мышц плечевого пояса.

Функциональные рычаги и кнопки стула должны находиться в зоне легкой доступности. Дополнительными элементами кресел становятся: подставка для компьютерной «мыши», гнезда для сетевого подключения, вешалка для пиджака и прочие детали. Обивочная ткань не должна содержать аллергенные вещества, обладая хорошей проницаемостью, при этом она должна легко поддаваться чистке от возможных пятен кофе и т.п. Мягкая пружинящая подоснова минимально мешает кровообращению.

Но, конечно, гораздо больше оснований назвать рабочим инструментом в полном смысле этого понятия компьютерную станцию «Vademecum». Это не мебель, а технологическое оборудование с регулируемой одним нажатием кнопки высотой стола (60—120 см). Станция ориентирована на тех, кто многие часы проводит перед монитором. Она позволяет время от времени менять положение тела, чтобы равномернее распределять нагрузку на скелет и внутренние органы.

Фирмы-изготовители предлагают широкий выбор офисного оборудования по номенклатуре элементов, стилевому и цветовому решению, используемым материалам и видам отделки (рис. 78, 79).

Решение многих образцов массовой офисной мебели (для служащих) существенно отличается от привычного облика мебели, приближаясь к техническому промышленному оборудованию. Характерно широкое применение металла и синтетических материалов, контрастное цветовое решение элементов, подчеркнутый рационализм конструкции (так называемый «американский стиль»).

В кабинетах же руководителей по-прежнему преобладает преимущественно деревянная мебель, нередко используются ценные породы дерева, натуральная кожа, мрамор.

Основой движения «Эргодизайн» стало понимание, что традиционная форма «учета» эргономических норм и рекомендаций не дает необходимого эффекта при проектировании среды конторы и электронных (компьютерных) рабочих мест; первый международный симпозиум и выставка под этим названием состоялись в Швейцарии в 1984 году. Кроме того, традиционная форма создает неприемлемый, «бюрократический» климат для клиентов офиса, из-за чего группа итальянских дизайнеров (А. Бранци, М. де Луцци, Э. Соттсасс) предложила новые принципы компоновки рабочих мест административных учреждений, предусматривающих их изоляцию друг от друга при общей свободной площади.

160.


| I

ш

I

 


X

ш о

CL

а. о

VD О


585-870 425-485


Рис. 78. Офисная мебель компании VITRA:

а _ новое поколение офисных кресел; б — кресла для приемных и отдыха; в — складируемая мебель для зон ожидания, бутиков; г, д — модульная система для залов ожидания аэропортов и вокзалов; е — организация рабочего места


11 Э-924




M о

t

O-

O \o о


Рис. 79. Приемы компоновки элементов офисного оборудования компании VITRA

а — рабочие столы; б — столы для встреч; в — тумбы; г — модуль с подъемной частью для монитора; д компоновки рабочих мест для 1-го, 3-х и 4-х человек

162


X

■ъ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных