ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности работы торцевого заряда, прочно скреплённого с корпусомВернёмся к обсуждению торцевых зарядов. Для вышеупомянутых зарядов торцевого горения (разработанных в ФНПЦ «АЛТАЙ»), прочно скреплённых с корпусом РДТТ в процессе формования, использовались созданные под научным руководством профессора В.Ф. Комарова [21] низкомодульные высокодеформативные топлива. Как показала практика отработки таких зарядов в начале 70-х годов прошлого века, в заряде возникает радиальное поле скоростей горения. Основные причины этого связаны с миграцией пластификатора топлива в защитно-крепящий слой корпуса из пристеночного слоя топлива, приводящей к избытку окислителя в этом слое и увеличению местной скорости горения. Также имеет место влияние напряжённо-деформированного состояния на границе скрепления заряда с корпусом, возникающего при действии внутрикамерного давления во время работы двигателя, на местную скорость горения, которая пропорциональна второму инварианту девиатора тензора деформаций. Как следствие, слои топлива, прилегающие к корпусу, имеют скорость горения, превышающую скорость горения основной массы топлива. Это приводит в процессе работы двигателя к вырождению начальной поверхности горения в поверхность, близкую к конической. Факт образования конической поверхности горения из начального плоского торца установлен экспериментально при гашении натурных двигателей во время их работы (рисунок 5.2).
Гашение осуществлялось следующим образом. На металлическом корпусе двигателя до испытания наносился концентратор напряжений в виде тангенциальной риски, затем по периметру этой риски наматывался в несколько витков детонирующий шнур. При работе двигателя по команде с пульта управления испытанием этот шнур инициировался и отсекал часть корпуса с сопловым блоком, которая под действием внутрикамерного давления отлетала в сторону, а на поверхность горения заряда дистанционно подавался интенсивный поток воды. Водяная пушка заранее монтировалась на огневом дворе и настраивалась перед испытанием. Чтобы пушка не попала в истекающую струю продуктов сгорания, она устанавливалась под углом 25–30 градусов к продольной оси двигателя, установленного в специальном стапеле, препятствующем возможным перемещениям двигателя при срабатывании детонирующего шнура. Угол наклона a образующей конуса к образующей корпуса определяется соотношением: (5.1) где U – скорость горения основной массы топлива; Uприст – скорость горения топлива в тонком пристеночном слое. При аппроксимации U и Uприст общепринятым степенным законом скорости горения выражение (5.1) можно записать так: (5.2) где U 1 и – единичные скорости горения основной массы топлива и пристеночного слоя соответственно; ν и νприст – показатели степени в законе скорости горения. Из (5.2) следует, что угол наклона образующей конуса к образующей корпуса при ν¹ νприст зависит от уровня давления в камере. (5.3) где . Зависимость (5.3) экспериментально подтверждена испытаниями зарядов одной партии, то есть с одинаковой скоростью горения, при разных уровнях давления, а также работами на модельных образцах с последовательным гашением в процессе их горения и обмером получаемой поверхности. Замеренные в процессе эксперимента углы формирующихся конусов зависели от уровня давления, а по результатам обработки экспериментальных данных по испытаниям образцов получено, что νприст больше ν топлива. Общеизвестную формулу Бори для расчёта стационарного давления в камере РДТТ , (5.4) где S – поверхность горения заряда; r т – плотность топлива; А – коэффициент истечения; sкр – площадь критического сечения сопла, можно преобразовать следующим образом. Поскольку при достижении стационарного давления начальная поверхность горения произвольной формы вырождается в конус, то для заряда цилиндрической формы боковая поверхность образовавшегося конуса запишется в виде (5.5) где r – радиус заряда. Подставляя (5.2) и (5.5) в уравнение сохранения массы , получим: (5.6) На основе (5.4) построена оценка разбросов баллистических параметров РДТТ. В работе [33] для разбросов давления приведено выражение (5.7) где - составляющие разбросов. Применительно к рассматриваемому случаю (5.7) с учетом (5.6) можно записать: (5.8) Из сравнения (5.7) и (5.8) следует, что для торцевого заряда (во всяком случае скреплённого с корпусом) неизбежно получение большего разброса характеристик по сравнению с зарядом канального типа, так как νприст больше ν. Такой вывод подтверждается практикой работ с натурными двигателями. Для торцевого заряда на характер кривой давления оказывают влияние пограничные эффекты в течение всего времени работы двигателя. Для канальных зарядов – только в конце работы, к моменту выхода фронта горения на корпус. Разбросы характеристик с этого момента времени, как правило, возрастают. Формула (5.6) по форме записи аналогична формуле Бори и представляет её частный случай для торцевого заряда при вырождении начальной поверхности горения в коническую. Она была получена автором учебного пособия в 1977 г. и опубликована в журнале «Вопросы специального машиностроения», серия 2, выпуск 13(117) в 1979 году. Формула справедлива, если толщина пристеночного слоя топлива много меньше радиуса заряда, что имеет место на практике. Коллеги по работе называли её формулой Бори-Яскина. Отметим, что аналогичный по математической форме записи результат приведён в книге [36], вышедшей в 1987 г., для стационарного давления в камере РДТТ с торцевым зарядом с увеличенной скоростью распространения фронта горения по оси заряда за счёт размещения на ней теплопроводных металлических нитей. По окончании переходного процесса поверхность горения заряда принимает форму конуса. Но в этом случае конусная поверхность обращена вершиной к переднему днищу двигателя. Для случая увеличенной скорости горения на границе с корпусом образующаяся коническая поверхность горящего торцевого заряда обращена вершиной к соплу ракетного двигателя. Для получения нейтральной зависимости площади поверхности горения торцевого заряда с увеличенной скоростью горения на границе скрепления с корпусом РДТТ от толщины сгоревшего свода (следовательно и нейтральной диаграммы «давление-время») начальная форма поверхности горения заряда может быть выбрана не в виде плоского торца, а сразу выполнена конической с вершиной, обращённой к соплу ракетного двигателя. Угол наклона образующей начальной конической поверхности заряда к конструктивной базовой оси двигателя выбирается по соотношению (5.3). Величина этого угла должна быть определена экспериментально на модельных образцах. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|