Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные тенденции развития психологии в мире и психологическое образование




Существующие тенденции развития психологии определенным образом отражаются в содержании психологических знаний, преподаваемых студентам. С нашей точки зрения, можно выделить 10 наиболее значимых психологических направлений.

1. Бихевиоризм был ведущей теоретической концепцией в психологической науке в первой половине XX в., а также методологической базой эмпирических исследований. В связи с этим именно бихевиористически ориентированные курсы, теории и экспериментальные факты составляли типичное содержание того, чему учили студентов в университетах. Во второй половине XX в. бихевиоризм был подвергнут серьезной критике и стал гораздо менее популярным среди психологов. Главными причинами этого было исключение психического компонента из анализа поведения, игнорирование познавательных процессов, упрощенный подход к обучению. Это противоречило сущности психологии как науки о внутренних психических явлениях. В современной психологии сторонников бихевиористского подхода немного. Поэтому бихевиоризм занимает гораздо более скромное место в учебных курсах и рассматривается только как одна из методологических перспектив психологии.

2. Когнитивная психология начала интенсивно развиваться в 60-е гг. и стала доминирующим направлением современной научной психологии. Изучение познавательных процессов человеческого мозга по аналогии с операциями, которые происходят в вычислительной машине, оказалось очень увлекательной идеей научных исследований и дало много новых данных для понимания механизмов психической деятельности человека. В связи с этим в университетах очень часто преподаются специальные учебные курсы по когнитивной психологии. Данные когнитивной психологии занимают все большее место и в преподавании других дисциплин. Однако компьютер не обладает эмоциями и мотивами, что не позволяет рассматривать его как модель человеческой психики

3. С90-х гг., возможно в связи с чрезмерной когнитивной ориентацией психологии предшествующего периода, значительный интерес исследователей стали привлекать исследования эмоций, мотивации и саморегуляции человеческой активности. Количество работ и публикаций в этой области психологической науки существенно возросло. Соответственно эта тематика стала более представлена в учебных курсах.

4. В современной психологии большую популярность приобрела гуманистическая психология, основанная на философии экзистенциализма, гуманизма и жизнетворчества. Она привлекает своей направленностью на конкретную целостную личность, вниманием к самосознанию человека, верой в гуманистические побуждения и собственные силы человека. Центральными понятиями итого психологического направления стали понятия: Я-концепция, любовь, удовлетворение базисных потребностей, высшие ценности, смысл, самоактуализация, творчество. Гуманистическая психология способствовала развитию теорий личности, практики психотерапии, психологического консультирования, образования. Именно благодаря своей практической направленности она в настоящее время имеет значительное влияние, вызывает интерес у студентов и получает широкое распространение в учебных курсах. Однако в научных кругах гуманистическая психология часто подвергается критике, поскольку не имеет доста­точной эмпирической базы и не придерживается научной методологии.

  1. Заметной тенденцией в развитии психологии во второй половине XX и. стало значительное усиление роли прикладной и практической психологии, развитие их в отдельные направления психологии. Изучение общих механизмов психической деятельности, общетеоретических и методологических проблем психологии потеряло прежнюю значимость. Необходимость включаться в решение конкретных проблем жизни общества, профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей приводит к развертыванию научных исследований прикладного характера, направленных на решение актуальных практических задач. Ожидание людьми от психологии непосредственной пользы, надежда на то, что психология поможет им в решении повседневных проблем, стимулирует развитие практической психологии. Это отражается в перечнях преподаваемых курсов и в их содержании. Прикладные и практически направленные учебные дисциплины занимают достаточно большое место в современных образовательных программах.

6. Характерной чертой развития научной психологии во второй половине XX в. стадо постепенное стирание границ между разными научными школами и направлениями. XX в. характеризовался в психологии как арена противоборства конфликтующих методологических подходов, концепций. Соответственно преподавание психологии, которое осуществлялось учеными, было средством распространения соответствующих идей. Психологическое образование студента определялось тем, где и у кого он учился. Современные психологические теории уже трудно однозначно классифицировать и относить к какой-либо традиционной теоретической концепции. Эклектизм как соединение идей, разработанных учеными разных направлений и научных школ, стал достаточно типичным подходом для новых научных концепций. В современных психологических теориях и эмпирических исследованиях нее чаще интегрируются знания из разных психологических концепций: бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа, генетической психологии, гуманистической психологии, когнитивной психологии. Психология постепенно становится единой научной дисциплиной. Соответственно психологическое образование становится более разносторонним, комплексным. Отдельные методологические концепции и научные школы уже часто не рассматриваются с точки зрения того, какая из них более правильная. Они преподаются студентам как разные научные перспективы в психологии, каждая из которых изучает психический мир под разными углами зрения, «надев разные психологические очки». Также эклектически, разносторонне учатся видеть, анализировать мир человеческого поведения и студенты.

7. Современной тенденцией развития Психологии стала значительная дифференциация психологических знаний и отраслей психологической науки. Отрасти психологии возникают на основе методов исследования, которые онииспользуют, на основе объектов и проблем, которые они изучают, на основе связей психологии с другими науками (Современная психология, 1999). Различные авторы насчитывают от 50 до 100 относительносамостоятельных сфер психологических исследований или психологической практики. Конечно, количество преподаваемых учебных дисциплин значительно меньше. Психология стала очень разветвленной наукой, и специалисты в одной отрасли психологи и уже не могут быть достаточно компетентными в другой области психо­логических знаний и научных исследований. Более того, многие ученые настолько углубились в собственные научные проблемы, что совершенно потеряли интерес к другим сферам психологического исследования, к психологии в целом. В результате психология стала терять свое единство и целостность. И в настоящее время трудно найти то, что объединяет, например, такие отрасли психологии, как социальная психология и психофизиология. Тем не менее, психологическое образование остается интегрирующим началом психологии, ключом к сохранению психологии как единой области научного знания и психологической практики. Поэтому в содержание базового психологического образования обычно включается изучение основ всех фундаментальных и прикладных отраслей психологического знания. Это является хорошим средством для сохранения целостности психологии.

8. Характерной тенденцией развития современной психологии стала также ее интернационализация. Бихевиоризм начала века имел прочные национальные корни и был преимущественно американским направлением психологии. Гештальтпсихология была распространена в основном в Германии, психоанализ — в Австрии, генетическая психология — в Швейцарии, культурно-историческая психология — в России. Позже перечисленные научные школы были заимствованы из этих стран в другие. Этому способствовали разные факторы. Например, во время второй мировой войны многие европейские ученые эмигрировали в США. Их теории и данные научных исследований стали лучше известны американским психологам. Это сделало Америку центром мировой психологии. С другой стороны, в 80-90-е гг. XX в. американская психология стала проявлять гораздо больший интерес к научно-психологическим исследованиям, которые проводятся в других странах. В последние десятилетия интернационализация психологии в мире набирает темпы. Расширяются международные контакты ученых разных стран. Разработка общих научных тем, сходный подход к решению актуальных научных проблем, совместные проекты в большей степени сближают психологов, чем их национальная принадлежность. И порой психологи из разных стран, занимающиеся одной научной проблемой, лучше знают друг друга, чем психологи, живущие в одной стране, но работающие в разных областях. Психологические знания теряют национальную принадлежность и черпаются из всех трех миров, о которых писал Майерс. Постепенное превращение английского языка в язык международного научного общения снимает последние барьеры на этом пути. Аналогичная тенденция интернационализации касается и психологического образования. Например, американское Общество преподавания психологии проявляет в последнее время интерес к интернационализации своих учебных программ по психологии путем включения в них содержания из учебных программ, преподаваемых в других странах. Другим свидетельством интереса к тенденциям интернационализации в области психологического образования стало проведение первой Международной конференции, посвященной данной теме (International Conference on Psychology Education, 2002). Интернет и электронные учебные курсы в режиме реального времени, которые предлагают уже многие университеты мира, могут сделать психологическое образование действительно международным.

  1. Превращение английского языка в язык межнационального научного общения психологов— еще одна существенная тенденция современной психологии. Во второй половине XX в. значительно увеличилось количество переводов научных трудов с одного языка на другой. Это обогащает психологическое образование современными психологическими знаниями, предотвращает национальную изолированность специалистов. Однако в настоящее время английский язык становится типичным языком межнационального общения психологов. Это значительно облегчает и ускоряет обмен научными идеями и результатами эмпирических исследований. Большинство международных научно-психологических журналов выходит на английском языке как наиболее доступном для многих психологов в мире. Рабочим языком многих научных конференций все чаще становится английский. Все это в значительной степе­ни способствует глобализации психологии как науки, ее обогащению знаниями, полученными учеными разных стран. Поэтому необходимость быть в курсе современных достижений мировой психологии побуждает студентов-психологов изучать английский язык. Это облегчает им своевременный доступ к психологическим знаниям в других странах. Большую распространенность приобретают в последнее время международные обменные образовательные программы, изучение отдельных учебных курсов за рубежом. Есть и отдельный опыт преподавания психологии на английском языке в странах, в которых английский не является национальным языком.
  2. Значительное возрастание интереса студентов к изучению психологиив университетах и школах большинства европейских и североамериканских стран. В последнее время нередко высказывается мнение о том, что XXI в. будет веком психологии. Действительно, мы видим, что популярность психологии как науки и практической профессиональной деятельности быстро росла во второй половине XX в. В то же время психология стала популярным предметом для изучения во многих странах, причем не только для студентов-психологов. Многие университеты, институты, колледжи сообщают, что психология обычно занимает место среди 3 или 4 наиболее популярных учебных дисциплин для изучения в университетах. Студенты многих других специальностей, а также школьники склонны изучать психологию. Поэтому есть все основания пола­гать, что XXI в. может стать веком психологического образования.

Контрольные вопросы

1. В чем сходство и различие науки и учебного предмета?

2. Какие два компонента включает в себя учебная дисциплина?

3. От каких факторов зависят особенности построения учебной дисциплины?

4. Приведите примеры фундаментальных психологических дисциплин.

5. Приведите примеры прикладных психологических дисциплин.

6. Какие отрасли психологических исследований породили связи психологии с другими науками?

7. Назовите психологические дисциплины, которые определяются методами исследования или практики.

8. От каких условий зависит включение отраслей психологической науки и практики в число учебных дисциплин по конкретной образовательной программе?

9. Назовите три типа психологических дисциплин, выделяемых на основе разных дидактических критериев.

10. В чем проявляется сходство и различие учебных дисциплин, которые преподаются в рамках разных образовательных программ в России и в других странах?

11. Как основные тенденции развития современной психологии отражаются на психологическом образовании?

 

Глава 6






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных