Деятельностный подход к объяснению процессов мотивации
В. А. Иванников
1. Потребность следует понимать не как внутреннее свойство самого организма, а как характеристику отношений живого существа с условиями жизни в окружающей среде
(нужду организма во внешних предметных условиях).
• Естественные врожденные потребности — это результат эволюционного развития живых организмов, приспособ ления их к меняющимся условиям окружающей среды.
• Человеческие потребности — результат исторического фор мирования и развития человеческих форм деятельности и человеческих взаимоотношений.
2. Определенные условия жизнедеятельности становятся для организма потребностями, когда по мере развития (фи логенетического или онтогенетического) живого организма формируется: а) программа сохранения и поддержания своей целостности б) в новых непостоянных или неопреде ленных условиях существования.
3. Отношения живого существа с условиями окружающей среды складываются на разных уровнях, которые определя ют разные уровни существования потребностей.
• Базовые потребности и соответствующие им механизмы поддержания жизнедеятельности:
— отношения «организм — биохимическая и биофизи ческая среда» обеспечиваются базовыми программа ми физиологического самосохранения и самовосста новления живого существа;
— отношения «вид живых организмов — другие виды и экологическая ниша» обеспечиваются базовыми про граммами поддержания вида.
• На основе базовых потребностей и соответствующих им программ поддержания жизнеспособности формируются производные потребности, мотивы и качественно новые механизмы их удовлетворения:
— отношения «природный субъект — природное этоло- гическое (поведенческое) поле его действий»;
— отношения «социальный, культурный субъект — дру гие люди, пространство жизни общества»;
— отношения «личность, нравственный субъект — про странство нравственных и ценностных отношений с другими личностями».
4. Потребность может иметь сложное «вертикальное» строение и быть представлена одновременно на нескольких уровнях.
А. Н. Леонтьев
1. Источником формирования и развития мотивацион- ной сферы человека являются изменения в его деятельности. Формирование нового мотива одновременно есть возникно вение новой деятельности.
• Мотив — «опредмеченная потребность» — предмет (вос принимаемый, представляемый), который удовлетворяет потребность и на который направляется деятельность.
2. Развитие мотивационной сферы человека подчиняется ряду закономерностей.
• Исходно к активности субъекта побуждают естественные потребности, которые запускают врожденные формы не направленного поискового поведения.
Обнаружение предметов, удовлетворяющих потребности, ведет к преобразованию потребностей в мотивы, которые в дальнейшем начинают направлять деятельность.
• В человеческом обществе новые мотивы формируются и развиваются через овладение с помощью других людей разнообразными видами человеческих действий и деятель- ностей, через овладение способами производства различ ных предметов и способами их использования.
3. Мотивы выполняют побудительную, направляющую и смыслообразующую функции.
• Процесс деятельности направляется определенным моти вом и реализуется посредством ряда действий, каждое из которых подчиняется промежуточной цели.
• Всякое действие и всякая цель могут рассматриваться: а) в объективных связях и отношениях — как значения', б) по отношению к мотивам (со стороны мотивов) человека — как личностный смысл,
• По отношению к любому текущему действию человека различные мотивы выстраиваются в иерархические отно шения и связи друг с другом.
4. Мотивационное значение предметов, действий, собы тий для субъекта (личностный смысл) не всегда осознается, но всегда представлено в форме положительных или отрица тельных эмоциональных переживаний.
5. По мере овладения субъектом определенными действи ями сами действия, их отдельные результаты и цели могут приобретать для человека самостоятельный личностный смысл. Такие цели и действия преобразуются в самостоятель ный мотив — формируется новая деятельность (механизм сдвига мотива на цель).
6. Формирующиеся мотивы упорядочиваются в иерархи ческую систему, которая образует основу личности человека и которой подчиняются поведение и деятельность субъекта (см. выше: теории личности).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|