Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мотивы человека и их формирование




В рамках мировой научной психологии существует мно­жество теоретических подходов к объяснению процессов


i.i*

I


мотивации человека. Наилучшее представление об их мно­гообразии можно получить из работы Хайнца Хекхаузена «Мотивация и деятельность».

Так, в психодинамических теориях присутствуют гипотезы об инстинктивной и врожденной природе потребностей и мотивов. Например, у У. Макдаугалла в основе различных мотивов лежат инстинкты. При этом отмечается, что каждо­му инстинкту соответствует: а) определенная эмоция, со­ставляющая «ядро инстинкта»; б) определенная предраспо­ложенность к избирательному восприятию различных фак­торов среды, которое зависит от состояния организма (диспозиция); в) определенный тип двигательной (поведен­ческой) активности.

У 3. Фрейда в качестве движущей силы поведения высту­пает две группы инстинктов: а) инстинкты жизни, продол­жения рода, связанные с переживанием удовольствия, — ли­бидо; б) инстинкты разрушения, связанные с преодолением препятствий на пути к достижению удовольствий, пережи­ванием гнева и стремлением к энтропии, — танатос.

Каждый из инстинктов характеризуется: а) наличием по­
требности; б) направленностью поведения и психики на
устранение или редукцию потребности; в) возможными
объектами, которые потенциально обеспечивают удовлет­
ворение потребности; г) количеством энергии, требую­
щейся для удовлетворения потребности (см. выше: теории
личности).

У А. Адлера главный врожденный мотив человека — стремление к превосходству и совершенству, которое может приобретать как конструктивный, так и деструктивный ха­рактер. При этом предполагается, что:

• зависимость в раннем детстве от родителей вызывает чув­
ство неполноценности, которое может перерастать в комп­
лекс неполноценности у взрослого человека. Этому спо­
собствует неполноценность органов, чрезмерная опека,
отвержение со стороны родителей;


• в ответ на комплекс неполноценности может появляться: а) гиперкомпенсация — преувеличенное стремление к преодолению неполноценности; б) комплекс превосходст­ва — высокомерие, хвастовство, эгоцентричность.

У К. Юнга полагается, что человек мотивирован интрапси-хической, врожденной, диффузной, творческой жизненной силой, которая может проявляться и реализовываться различ­ными путями. При этом центральную роль в способах удов­летворения мотивов и организации поведения играют насле­дуемые субъектом архетипы — образы, происхождение кото­рых уходит в глубь истории и эволюции человечества.

В гуманистических теориях мотивации присутствуют ги­потезы о наличии «основных, базовых, собственно челове­ческих» мотивов. Например, у К. Роджерса главным моти­вом поведения человека является врожденное стремление к самоактуализации. У В. Франкла (экзистенциальное на­правление) главным мотивом поведения человека является врожденное стремление к поиску смысла своей жизни, своего существования. У А, Маслоу развитие личности свя­зано с проявлением потребности (мотива) в самоактуализа­ции, которая приобретает относительную самостоятель­ность и независимость от других потребностей и мотивов (см. выше: теории личности).

9.1.1. Поведенческие и когнитивные теории мотивации Классический бихевиоризм

1. Внешняя активность организма исходно побуждается
внутренним мотивационным состоянием — «драйвом» (dri­
ve), которое зависит от нужды, первичной потребности
(need).

2. Существует совокупность врожденных первичных по­
требностей: голод, жажда, избегание боли, потребность в
продолжении рода и т. д.

3. Все новые формы направленной предметной активно­
сти — вторичные потребности — живые организмы приобре-


Ц I*


тают на основе научения в соответствии с механизмами классического и оперантного обусловливания.

Когнитивная психология. Теории когнитивной организации мотивационных процессов человека

Лион Фестингер






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных