Закономерности онтогенетического развития
Человеческой психики и личности
L Что лежит в основе формирования и развития человеческой психики?
В основе развития человеческих форм психики лежит присвоение человеческой культуры путем овладения различными видами человеческих действий и деятельностей.
• Все виды человеческих действий и деятельностей по свое му происхождению имеют общественный характер и меня ются по мере развития человеческого общества.
2. Каково основное значение детства в формировании и развитии психики человека?
Ребенок рождается без каких-либо естественных средств и способов удовлетворения индивидуальных потребностей. Детство является необходимым этапом развития человека, в течение которого ребенок овладевает средствами и способами выполнения разнообразных человеческих действий, что обеспечивает в последующем возможность включиться в реализацию различных видов человеческих деятельностей.
Заказ ni 4624.
ж. К:
• По мере исторического развития человеческого общества, человеческой культуры и человеческих видов деятельно- стей изменяются и преобразуются требования к психиче скому развитию ребенка. Поэтому закономерности возра стной периодизации психического развития человека, в отли чие от закономерностей биологического созревания организма, имеют конкретно-исторический характер.
3. В чем заключаются отличительные особенностей зако номерности формирования и развития человеческой психики?
Овладение новыми видами человеческих действий предполагает усвоение ориентировки в общественно-мотиваци-онных и операционально-технических особенностях их организации, что обеспечивает формирование и развитие у субъекта личностно-смысловых и интеллектуальных составляющих психики. При этом психическое развитие человека имеет ряд особенностей.
• Биологическое созревание мозга является только необхо димым условием для формирования и развития психики. Причиной формирования и развития психических функ ций выступают взаимодействия субъекта с внешним пред метным миром.
• Формирование и развитие человеческой психики детер минировано присвоением (усвоением) общественно-ис торического опыта в совместной деятельности и общении с людьми. Социальная среда (культура) и взрослые, явля ясь носителями различных видов человеческих действий и деятельностей, выступают главными источниками раз вития.
• «Движущими силами» развития выступают противоречия в процессе усвоения общественно-мотивационных и пред метно-операциональных компонентов деятельностей, ко торыми овладевает ребенок.
4. Каковы особенности человеческих действийг способами организации и выполнения которых необходимо овладеть ре бенку?
В основе организации человеческих действий лежат два типа ориентировочных составляющих: а) ориентировка в социальных, общественно-мотивационных особенностях действия, овладение которыми обеспечивает развитие эмоционально-личностной сферы ребенка; б) ориентировка в предметных операционально-технических особенностях действия, овладение которыми обеспечивает развитие познавательно-интеллектуальной сферы психики ребенка.
• Познавательно-интеллектуальная ориентировка в свойст вах предметов у человека включена в ориентацию на обра зец, который задается другими людьми, — включена в ори ентировку на действия другого человека и на последствия действия для другого человека.
• Человеческие действия, которыми овладевает ребенок, определяются не только (и не столько) конкретной целью или предметными условиями, а значением и смыслом дей ствия и его последствий в человеческих взаимоотношени ях.
• Человеческое действие становится общественно опосред ствованным благодаря возникновению особой формы психической ориентировки на смысл и значение действия в разнообразных отношениях с другими людьми.
5. В каких типах отношений формируются мотивацион-но-смысловые и интеллектуальные, операционально-технические формы человеческой психики?
С момента рождения младенца усвоение человеческой культуры протекает во взаимодействиях с другими людьми (взрослыми). Развитие выражается в системе двух типов отношений с предметным миром и людьми:
• в овладении способами организации взаимоотношений с другими людьми, овладении способами ориентировки в системе социальных отношений, которые опосредствова ны предметами и знаково-символическими средствами (ребенок — предмет — взрослый). Формируются и развива-
ются преимущественно мотивационно-смысловые, личностные составляющие психики человека;
• в овладении способами организации и реализации дей ствий с предметами и знаково-символическими средст вами, образцы которых задаются (опосредствованы) другими людьми (ребенок — взрослый — предмет), Формируются и развиваются преимущественно операцио нально-технические и интеллектуальные составляющие психики человека,
6. Что лежит в основе периодизации психического развития человека?
Психическое развитие ребенка осуществляется в процессах овладения и закономерной смены разных типов ведущей деятельности, в которые необходимо включается ребенок и которые определяют возрастную периодизацию психического развития.
• Ведущий тип деятельности задается социальной ситуацией развития — теми формами отношений с предметным ми ром, взрослыми и социальной средой, в которые необхо димо включается ребенок, овладевая человеческой культу рой и человеческими действиями.
• Внутри ведущего типа деятельности вызревают, диффе ренцируются другие, все более сложные виды действий и деятельностей.
• На каждом возрастном этапе развития внутри ведущего типа деятельности формируются и переструктурируются психические функции человека.
• Ведущий тип деятельности обеспечивает формирование характерных для каждого возраста психических новооб разований как в личностной, так и в познавательной сфе ре.
7. Какова периодизация психического развития ребенка в со временном обществе?
В психическом развитии человека наблюдается чередование двух типов периодов:
• в течение которых происходит преимущественно освоение социальных задач, мотивов, норм и правил отношений между людьми — развитие потребностно-мотивацирнной сферы;
• в течение которых происходит преимущественно овладе ние способами и средствами выполнения действий, овла дение способами использования предметно-орудийных и знаково-символических средств — развитие операцион- но-технических и интеллектуально-познавательных спо собностей.
Такие взаимосвязанные периоды составляют «эпохи» в психическом развитии человека.
• Первая эпоха — формирование и переход: а) от деятельно сти непосредственно-эмоционального общения — младен ческий возраст', б) к предметно-манипулятивной деятель ности — возраст раннего детства.
• Вторая эпоха — формирование и переход: а) от игровой де ятельности (предметное моделирование, ролевая игра, игра по правилам) — дошкольный возраст; б) к учебной дея тельности — младший школьный возраст.
• Третья эпоха — формирование и переход: а) от интимно-лич ностного общения — подростковый возраст; б) к учебно-про фессиональной деятельности — юношеский возраст.
8. Какие закономерности лежат в основе смены периодов в психическом развитии человека?
Смена эпох и периодов в развитии происходит в связи с увеличивающимися расхождениями между: а) приобретаемыми мотивами и мотивационными отношениями и б) приобретаемыми операционально-техническими возможностями ребенка.
• Формирование новых мотивов требует овладения новыми видами человеческих действий.
• Овладение новыми видами человеческих действий обеспе чивает условия для формирования новых мотивов.
19?
Когда такие расхождения приобретают наибольшую величину, наблюдаются возрастные кризисы психического развития.
• Наиболее остро протекают кризисы между отдельными эпохами в психическом развитии: кризис трех лет, кризис подросткового возраста.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|