Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Смысл и его формирование




1. Смысл представляет собой индивидуальное отношение субъекта к предметам потребности, которое возникает в про­цессе эволюции вместе с возникновением психической ори­ентировки организма в окружающей среде.

• На низших ступенях развития психики животных биологи­
ческий смысл
приобретают отдельные ощущаемые свойст­
ва предметов (стадия сенсорной психики).

На более высокой стадии развития психики животных био­
логический смысл
приобретают отдельные целостные пред­
меты (стадия перцептивной психики).


& til


• Еще на более высокой стадии развития психики биологиче­
ский смысл
приобретают межпредметные связи, целостные
ситуации (стадия интеллекта).

2. Биологический смысл характеризуется:

• отсутствием постоянного, устойчивого отношения к од­
ним и тем же предметам;

• наличием смысловых отношений не ко всем предметам в
окружающем мире.

3. У человека в процессе общественного развития биоло­
гический смысл предметов приобретает относительную
устойчивость и преобразуется в частично осознаваемые
смысловые отношения (личностные смыслы) через меха­
низмы и элементы общественного и индивидуального со­
знания (см. теорию сознания).

• В общественном сознании фиксируется значение предме­
тов, обеспечивающих устойчивые способы удовлетворе­
ния общественных потребностей.

• Значения отделяются от актуально воспринимаемых пред­
метов
и преобразуются в значения слов.

• Такое фиксирование значений в слове исходно реализует­
ся в формах общественного сознания. Значение — катего­
рия общественного сознания.

• Значение связано с операциональной стороной деятельно­
сти, а смысл — с интенциональной.

• С возникновением индивидуального сознания (выделени­
ем «Я») формируются индивидуальные отношения к зна­
чениям — личностные смыслы.

4. Индивидуальные реальные жизненные отношения вы­
ступают для человека как смысл.

• Развитие реальных отношении с миром происходит через
включение человека в новые виды деятельности, которые
определяются объективно-историческими условиями
жизни.


 

• Включение в различные деятельности ведет к развитию
мотивов.

• Изменения мотивационной сферы ведут к развитию и из­
менению личностных смыслов.

5. Исходно динамика смысла обусловлена динамикой развития деятельности. Смысл порождается включением че­ловека в деятельность и, в свою очередь, начинает ориенти­ровать и направлять деятельность.

• Изменение смысла деятельности — это всегда изменение
личности.

Чувства есть смысловые обобщения так же, как понятия
есть обобщения значений.

Д. Б. Эльконин






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных