Зигмунд Фрейд (1856—1939) Психодинамическое направление
1. В качестве движущей силы поведения человека высту пают две группы инстинктов: а) инстинкты жизни, продол жения рода, связанные с переживанием удовольствия, — ли бидо; б) инстинкты смерти, разрушения, преодоления пре пятствий, связанные с переживанием гнева и стремлением к энтропии, — танатос.
• Инстинкты характеризуются: а) наличием потребности и стремлением к ее удовлетворению (редукции); б) объекта ми, которые потенциально обеспечивают редукцию по требности; г) количеством энергии, необходимой для удовлетворения потребности.
2. Существует три уровня функционирования психики и сознания человека.
• Уровень актуально осознаваемого — все, на что в данный момент направлено внимание человека и в чем он себе от дает отчет.
Уровень предсознательного — опыт, который при необходимости может быть актуализирован из памяти. Бессознательное, которое включает: а) инстинктивные побуждения; б) вытесненные из сознания социально запрещенные побуждения, стремления, переживания, которые сохраняют эмоциональную и мотивационную напряженность. 3. Структура личности включает три составляющие:
• «flfc (Юно») — врожденные инстинктивные компоненты личности, вызывающие напряжение и требующие немед ленной разрядки, а также вытесненные в течение жизни социально запрещенные переживания и желания.
(Подчиняется принципу удовольствия.)
1 *Эго» («Я») ~ компоненты личности, регулирующие и реализующие связи с внешним миром; обеспечивают сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов. (Подчиняется принципу реальности.)
• *Супер-Эго» («Сверх-Я») — компоненты личности, форми рующиеся на основе родительских и социальных ожида ний, ограничений и контроля, которые преобразуются во внутренний самоконтроль. Включает две подсистемы: а) запреты и ограничения, которые переживаются как со весть и чувство вины; б) эго-идеал — внутренние стандар ты поведения.
(Подчиняется принципу необходимости.)
4. «Эго» выполняет несколько функций.
• Предупреждения человека о возможной угрозе путем пере живания разных форм тревоги:
— реалистической тревоги — реалистичной оценки опас ностей внешнего мира;
— моральной тревоги— эмоционального ответа на угрозу со стороны «Супер-Эго», которая может перерастать в
12'
I
социальную тревогу, в иррациональный страх смерти и возмездия;
— невротической тревоги — эмоционального ответа на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны «Ид» станут осознанными.
• Реализация защитных механизмов с целью устранить пере живание тревоги.
Две основные характеристики защитных механизмов: неосознанность их использования (самообман) и искажение восприятия реальности и самого себя.
Вот содержание некоторых защитных механизмов.
• Вытеснение (подавление) — удаление из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание.
• Отрицание каких-либо травматических событий или угроз в личном опыте.
• Проекция — приписывание своих собственных неприем лемых мыслей, чувств, поведения другим людям или со циальному окружению.
• Замещение — переадресовка инстинктивного импульса от более угрожающего объекта на менее угрожающий.
• Рационализация — ложное обоснование, объяснение при чин своего иррационального поведения.
• Реактивное образование — защита от запретных импульсов путем выражения в поведении и мыслях противополож ных побуждений.
• Регрессия — возврат к детским моделям поведения.
• Сублимация — конструктивная стратегия перевода энергии инстинктов на другие объекты и виды деятельности.
5. Онтогенетическое развитие личности подчиняется ряду закономерностей.
• Человек рождается с определенным количеством энергии либидо, которая проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий.
Оральная стадия: рождение —18 месяцев. Зона сосредоточения либидо — рот. Основная задача — отделение от материнского тела, отвыкание от груди.
Анальная стадия". 18 месяцев — 3 года. Зона сосредоточения либидо — анус. Основная задача — приучение к туалету, самоконтроль за органами испражнения,
Фаллическая стадия: 3—6 лет. Зона сосредоточения либидо — собственные половые органы (мастурбация). Основные задачи: идентификация со взрослыми своего пола, выступающими в качестве образца для подражания; формирование «Супер-Эго»; преодоление желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя одноименного пола (Эдипов комплекс и комплекс Электры).
Латентная стадия: 6—12 лет. Зона сосредоточения либидо отсутствует. Основная задача — расширение социальных контактов со сверстниками.
Генитальная стадия: после 12 лет. Зона сосредоточения либидо — половые органы. Основные задачи: половое созревание и установление интимных отношений на основе любви, способность к гетеросексуальным отношениям, трудовой вклад в общество.
* Переживания и опыт, полученные в раннем детстве и дошкольном возрасте, играют решающую роль в развитии взрослой личности и предопределяют различные черты характера.
ГансАйзенк
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|