Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 7 Альтернативные теории личности




Пожалуй, наибольшее разнообразие в психологии можно встретить при построении теорий личности. В различных психологических подходах как к определению сущности личности, так и к указанию основных детерминант ее разви­тия существует множество диаметрально противоположных позиций.

Разнообразие точек зрения на личность как сложнейшее психическое образование может быть представлено в системе двуполюсных ^координат».

Биологическое и (или) социальное: в какой степени на раз­
витие личности оказывают влияние биологические и со­
циальные факторы.

* Наследственное и (или) приобретенное; приобретенное до
рождения, пренатально, и после рождения, постнатально:
в
какой степени на развитие личности оказывают влияние
факторы наследования генов от родителей; факторы, ока­
зывающие влияние на эмбриональное развитие оплодо­
творенной половой клетки и внутриутробное развитие
плода; факторы воздействия внешней среды на организм
после рождения.


Свобода и (или) детерминизм, активность и (или) реактив­ность: насколько особенности личности зависят от внут­ренней, присущей человеку активности и насколько — от внешних причин и воздействий.

1 Рациональность и (или) иррациональность: в какой степени разум оказывает влияние на поведение и личностные каче­ства человека.

Стремление к адаптации и поддержанию равновесия меж­
ду внутренней средой организма и внешней средой (гоме-
остаз) или к надситуативной активности.

Познаваемость и (или) непознаваемость; понимание и (или)
объяснение:
существуют возможности для познания и объя­
снения закономерностей, детерминант личностного раз­
вития или следует считать, что личность непознаваема и
возможно лишь только понимание ее особенностей путем
эмпатии, идентификации.

Этот список, безусловно, может быть продолжен.

Существует также разнообразие оснований и способов построения теорий личности. По способу объяснения про­исхождения личностных качеств и особенностей разные ав­торы выделяют множество подходов:

• психодинамические теории: личность и поведение челове­
ка объясняются как следствие внутренних инстинктив­
ных, психофизиологических, психологических, потребно-
стно-мотивационных факторов;

• теории научения: личность и поведение человека объясня­
ются как результат процессов научения в ответ на различ­
ные влияния внешней среды;

• интеракционистские теории: личность и поведение чело­
века объясняются как овладение субъектом способами
взаимодействия с другими людьми;

• социодинамические теории: личность и поведение челове­
ка объясняются как следствия воздействий на человека со
стороны других людей и включения в социальные отноше­
ния;

12. Заказ 1*4624.


• социокультурные теории: личность и поведение человека объясняются как результат овладения индивидом социо­культурным опытом, человеческими видами деятельно-стей и включения в реализацию социальных отношений.

По способу построения теории личности могут иметь структурный, функциональный или генетический характер (см. выше).

Интересно отметить, что в существующих теориях в каче­стве структурной основы, «организующей целостность лич­ности», могут выступать самосознание («Я-концепция»), темперамент, характер, способности, потребностно-мотива-ционная сфера и даже интеллект.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных