Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В когнитивной психологии




Современная когнитивная психология как научное на­правление исследования психики с собственной методоло­гией сложилась в США на основе достижений бихевиориз­ма, необихевиоризма, развития информационно-киберне­тических технологий, а также европейских психологических исследований в гештальтпсихологии и в школе Ж. Пиаже. В основу этого подхода заложено предположение о том, что психические явления можно анализировать и объяснять как систему сложных процессов и механизмов обработки ин­формации, имеющихся у живого организма.

Понятие «когнитивная психология» ввел Ульрик Найс-сер, который считается одним из основателей данного на­правления. В настоящее время когнитивная психология становится популярным направлением исследований и в России. Так, Л. М. Веккер (1998)является создателем ори­гинальной общепсихологической отечественной теории психических явлений как системы организации информа­ционных процессов. Многие отечественные психологи в


последнее время начинают объяснять и интерпретировать результаты психологических исследований с теоретиче­ских ПОЗИЦИЙ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Информационно-кибернетический подход к анализу психических явлений

1. Психика выполняет в организме функции управления
и регуляции поведения.

• Психика выступает управляющей системой, а организм и
поведение — управляемой системой, объектом управления.

2. Процесс управления осуществляется как обмен инфор­
мацией между управляющей системой и объектом управле­
ния.

• От управляющей системы к объекту управления по кана­
лам прямой связи поступает информация, в соответствии с
которой осуществляются действия и операции.

• От объекта управления к управляющей системе по каналам
обратной связи поступает информация о результатах вы­
полнения действий и операции.

3. Явление обмена информацией есть отображение мно­
жества элементов источника информации во множество со­
стояний носителя информации.

4. Обладая психикой, живой организм представляет со­
бой самоактуализирующуюся и саморегулирующуюся сис­
тему, которая способна самостоятельно создавать и изменять
программы све«х действий.

Ульрик Найссер

1. Психика человека — это активная система, обеспечи­вающая процессы познания на основе обработки информа­ции из внешнего мира.

• Познание представляет собой непрерывный процесс про­верки когнитивных гипотез.


2. Познание обеспечивается когнитивными схемами, ко­
торые:

• позволяют ассимилировать информацию об окружающей
среде, отделяя известное от неизвестного;

• носят амодальный обобщенный характер и поэтому позво­
ляют обрабатывать и ассимилировать информацию, имею­
щую различную модальность.

3. При этом познавательная активность носит цикличе­
ский, разворачивающийся во времени характер («познава­
тельный цикл»).

Процессы исследования, прогноза и планирования определяют
выбор
внешних объектов, которые имеют значение для
субъекта в данный момент.

Внешние объекты через органы чувств модифицируют име­
ющиеся в памяти субъекта познавательные схемы.

Модифицированные познавательные схемы направляют и ор­
ганизуют
процессы исследования, прогноза и планирова­
ния поведения и т. д.

4. Субъект воспринимает целостные сцены жизни, кото­
рые хранятся в памяти и используются для регуляции пове­
дения (фреймы).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных