Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






На основе формирования образа мира




В теории формирования образа мира А. Н, Леонтьев кон­кретизирует причинно-следственные и функциональные от­ношения между объективным миром, перцептивными опе­рациями и действиями субъекта и субъективным образом мира. При этом вновь подчеркивается, что исходно психиче­ские функции носят внешний характер и образуются на внеш­них материальных действиях, которые обеспечивают взаимо­связи между субъектом и объектом,

/. Что выступает центральным противопоставлением, лежащим в основе анализа и объяснения психических явлений?

Основополагающая противоположность, лежащая в основе анализа и объяснения психических явлений, есть не противоположность внешнего объективного предмет­ного мира и внутреннего мира сознания, а противополож­ность психического образа и процесса его построения, безразлично — внешнего или внутреннего.

• Анализируя и объясняя процессы восприятия, следует дви­
гаться не от ощущений к образу и затем к миру («субъект пе­
ред миром»), а в направлении от объективного предметного


мира к образу мира и способу его порождения («субъект в

мире»).

2. Каковы отношения между свойствами объективного мира и модальностью ощущений и восприятий мира субъек­том?

Объективный мир по своей природе не зависит от модаль­ности ощущений (амодален). Мир только для субъекта высту­пает в различных модальностях.

• Любые свойства объективного мира проявляются во взаи­
модействиях между объектами.

• Свойства объективного мира в отношениях с живыми ор­
ганизмами проявляются особым образом — во взаимодей­
ствиях с рецепторами живого существа, субъекта позна­
ния. Такие взаимодействия и есть процессы непосредст­
венного познания — процессы восприятия.

• При этом свойства, проявляющиеся во взаимодействиях
между объектами и не производящие прямого воздействия
на органы чувств, устанавливаются субъектом опосредст­
вованно и составляют процессы мышления.

J. Каковы источники происхождения ощущений и восприя­тий различных модальностей у живых организмов?

Субъект восприятия — это живой организм, который включен в естественный материальный эволюционный про­цесс. Сенсорные и перцептивные системы живых организ­мов формируются и развиваются в процессе биологической

эволюции.

• По мере эволюционного развития у живых организмов
сенсорных и перцептивных систем свойства объективного
мира начинают проявляться все в большем диапазоне мо­
дальностей.

• Сенсорно-перцептивные системы эволюционируют: а) от
контактных к дистантным формам чувствительности; б) от
сукцессивных к симультанным формам ориентировки в
мире.


4. Какие процессы лежат в основе возникновения перцеп­
тивных образов и представлений?

В основе построения перцептивного образа лежит меха­низм уподобления динамики процессов в воспринимающей (рецепирующей) системе свойствам внешних физических воздействий (уподобление состояний органов чувств физи­ческим свойствам отражаемого объекта).

• В развитых перцептивных механизмах копирующие (упо­
добляющиеся объекту) движения свернуты, редуцированы
и замещаются внутренними интериоризированными опе­
рациями.

• Воспроизведение таких интериоризированных опера­
ций в отсутствие объектов образуют процессы представ­
ления.

5. Чем обеспечивается предметная отнесенность образов?
Как формируется предметность перцептивных образов и пред­
ставлений?

Перцептивный образ с самого начала порождается как уже принадлежащий некоторой действительности. Выне-сенностъ образа вовне (предметность) есть исходная предпо­сылка формирования образа. Исходно образ формируется на внешнем объекте на основе перцептивных ориентировоч­но-исследовательских операций и действий.

• Верная позиция: человек находит образ в мире и только
потом относит его к себе.

• Неверная позиция: человек находит образ в себе, а затем
относит его к миру.

6. Каковы отношения между сенсорными и перцептивны­
ми процессами? Какова роль научения в процессах восприя­
тия?

Процессы восприятия являются системой перцептивных действий и операций, которые формируются и совершенст­вуются на протяжении индивидуальной жизни.


 

• «Чувственная ткань» сенсорного поля (ощущения различ­
ных модальностей) предстает в качестве материала для
перцептивных операций и действий, которые переводят
структурированность видимого поля в предметную струк­
турированность видимого мира,

• На протяжении индивидуальной жизни человек овладева­
ет все новыми способами организации «чувственной тка­
ни» в перцептивные образы.

• В перцептивных действиях и операциях человека в качест­
ве операнда (предмета организации) выступает «чувствен­
ная ткань», а в качестве операторов (способов организа­
ции) — предметные значения.

7. Чем характеризуется восприятие мира человеком в от-личие от восприятия мира животными?

Человек воспринимает предметный мир не только в ко­ординатах пространства и времени, но и в особом квазипро­странстве (квазиизмерении) — пространстве объективных значений.

* Для животных значения предметов ситуативны, неустой­
чивы и меняются в зависимости от актуальных потребно­
стей и особенностей актуальной биологической ситуа­
ции.

• Человечество фиксирует значения предметов и явлений в
орудиях и знаках. Значения предметов приобретают для
человека относительную объективность, устойчивость и
независимость от ситуаций и актуальных потребностей и
мотивов субъекта.

8. Какую роль выполняют значения в формировании и разви­тии образа мира?

Значения фиксируют стабильные формы ориентиров­ки, которые лежат в основе; а) опознавания предметов и явлений на основе построения их образов; б) установле­ния разнообразных отношений и связей в объективном предметном мире, а также между образами предметов и яв­лений.


• Овладевая различными значениями, человек начинает
воспринимать окружающий мир как: а) обладающий отно­
сительной стабильностью; б) не ограниченный актуальной
ситуацией.

• Формируется и развивается образ мира — динамичное, сис­
темное, амодальное, обобщенное представление о мире в це­
лом.

Я Чем отличаются значения, формирующиеся на основе перцептивных процессов, от значений, формирующихся на основе процессов мышления?

В форме значений начинают фиксироваться и включать­ся в образ мира субъектов непосредственно не наблюдаемые свойства предметов, устанавливаемые на основе мышле­ния.

Амодалъные свойства — «внутренние», сущностные харак­
теристики явлений, открываемые путем воздействий пред­
метов друг на друга, а также на основе выдвижения и про­
верки гипотез.

Сверхчувственные свойства — функциональные свойства
и качества, которые не содержатся в субстрате объектов.

Теория формирования и развития образа мира человека конкретизировалась С. Д. Смирновым в направлении анали­за генезиса и функционирования образа мира как психиче­ского образования, возникающего и совершенствующегося у субъекта в течение индивидуальной жизни.

С. Д. Смирнов






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных