Торндайк, Уотсон Бихевиоризм
1. Мышление есть совокупность навыков — двигательных реакций организма в ответ на внешние раздражители (связи «стимул — реакция»), которые представляют собой:
* преимущественно скрытые речевые реакции, у которых исчезает внешняя звуковая форма (вербальные реакции «речь минус звук»);
скрытые, сокращенные реакции рук (мануальные реакции); скрытые висцеральные, вегетативные реакции.
2. Мышление формируется путем научения на основе:
классического обусловливания, когда ситуационные стимулы приобретают характер сигналов, которые свидетельствуют о вероятном (возможном) получении подкрепления или удовлетворения определенной потребности и вызывают определенную реакцию;
оперантного обусловливания, когда следствия собственного поискового поведения случайно приводят к биологически полезному результату и действуют как подкрепляющие стимулы, повышая частоту такого поведения в будущем.
Теории мышления в современной зарубежной психологии
Дж. Гилфорд
Структурная теория интеллекта и интеллектуальных
Способностей
1. Интеллект — это совокупность множества относитель но самостоятельных способностей.
2. Любой мыслительный акт может быть представлен в си стеме отношений между тремя составляющими: а) содержа ние — то, о чем мыслит субъект; б) операции — как субъект мыслит; в) что субъект получает в качестве результата.
Содержание материала интеллектуальной деятельности:
• конкретный — реальные предметы или их изображения;
* символический — буквы, знаки, цифры;
* семантический — значения слов;
• поведенческий — поступки другого человека и свои собст венные.
Тип выполняемой умственной операции:
• опознание и понимание определенного материала: узнать предмет по неопределенному силуэту;
• память ~ запоминание и воспроизведение информации: за помнить и назвать ряд цифр;
• конвергентная продуктивность — поиск решения в одном на- правлении с целью получения единственного правильного от вета: обобщить одним словом несколько понятий;
• дивергентная продуктивность — поиск в разных направлени ях при получении нескольких в равной мере правильных отве тов: назвать возможные способы использования знакомо го предмета;
• контроль и оценка — суждение о правильности, логичности заданной ситуации: найти фактическое или логическое не соответствие на изображении.
Разновидности конечного продукта:
• единицы объектов: вписать недостающие буквы в слова;
• классы объектов: разложить предметы на группы;
• отношения: установить связи между объектами;
• системы: выявить правило организации множества объек тов;
• трансформации: изменить и преобразовать заданный мате риал;
• импликации: прогноз результата в рамках ситуации «что произойдет, если...».
Жан Пиаже
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|