Механизм абстрактного синтеза
• В процессах эмпирического анализа (анализа через синтез) устанавливаются, абстрагируются и фиксируются сущест венные признаки предметов и явлений,
• Выявленные признаки абстрагируются и объединяются по различным основаниям (синтез), что обеспечивает форми рование не только эмпирических обобщений, но и теоре тических понятий, направленных на объяснение предме тов и явлений.
• Полученные путем мыслительного конструирования по нятия фиксируются в знаково-символических средствах.
Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, /7. Я. Гальперин Механизм интериоризации
Существует два взаимосвязанных направления формирования и развития произвольных, преднамеренных ориентировочно-исследовательских действий, направленных на установление межпредметных связей и отношений.
1. Первое направление развития: от разделенного (совмест ного) действия к действию произвольному и индивидуальному.
• Развитие умений подчинять свои действия, направленные на установление межпредметных связей и отношений, ре чевым указаниям другого человека (взрослого).
• Развитие у субъекта умений организовывать с помощью речи процессы установления межпредметных связей и от ношений с другими людьми.
• Межфункциональное объединение обоих умений в одну функцию — формирование произвольности в процессах установления межпредметных связей и отношений. Овла дение собственными процессами мышления (см. ниже).
2. Второе направление развития: от внешних произволь ных действий с предметами к внутренним умственным фор-
Ий мам выполнения действий.
• Доречевое развитие мышления в процессах практического £ установления межпредметных связей и отношений.
'*' • Межфункциональное объединение доречевых форм мыш-' ления и речевых функций. Овладение внешними развер-••: нутыми формами речевой организации процессов установления межпредметных связей и отношений — процессов мышления.
• Преобразование внешних форм речевой организации ': мышления (через эгоцентрическую речь) во внутренние
формы речевой организации.
• Последующее сокращение и автоматизация внутренних речевых форм организации и произвольного выполнения умственных (мыслительных) действий.
А. Н. Леонтьев
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|