Теория контрфактов в процессах мышления
1. Вслед за уже реально произошедшими событиями (фактами) человек часто конструирует альтернативные по своим результатам воображаемые сценарии развития собы тий (контрфакты).
2. Мысленные сценарии контрфактов могут конструиро ваться в двух противоположных направлениях:
• рассматривать реальные события, свое поведение и свои действия как худшие по сравнению с тем, что могло бы быть («идущий вниз контрфакт»);
• рассматривать реальные события, свое поведение и свои действия как лучшие по сравнению с тем, что могло бы быть («идущий вверх контрфакт»).
3. Стиль (направление) контрфактического мышления оказывает влияние на последующую деятельность и эмоцио нальное состояние.
• «Идущие вниз контрфакты»- ухудшают эмоциональное состояние, но позитивно влияют на будущую деятель ность.
• «Идущие вверх контрфакты» улучшают эмоциональное состояние, но могут негативно влиять на будущую деятель-
ность (см. также: теории мотивации в когнитивной психологии).
11.3. Теории мышления в отечественной психологии Структурная организация процессов мышления
1. Основная функция процессов мышления — ориенти ровка субъекта в окружающем мире посредством установле ния межпредметных связей и отношений на основе исполь зования различных средств и способов; путем воздействия предметов друг на друга, путем использования орудийных средств и средств измерения, путем включения в организа цию мышления знаков и символов.
2. Процессы установления межпредметных связей и от ношений могут протекать на нескольких взаимосвязанных уровнях. Это мыслительные операции на уровнях нагляд но-действенного, наглядно-образного (конкретно-образно го), отвлеченно-образного, понятийного (словесно-логиче ского) мышления,
• Каждый новый уровень установления межпредметных связей и отношений развивается на основе нижележащих уровней.
• Развитие идет в направлении от наглядно-действенных к понятийным формам мышления.
3. На каждом уровне мышления установление межпред метных связей и отношений реализуется посредством ряда универсальных обратимых операций: анализ и синтез; абст рагирование — обобщение и конкретизация и др,
4. На словесно-логическом уровне в качестве средств ор ганизации мышления выступают знаки и символы, которые позволяют: а) фиксировать результаты мыслительной деяте льности человека в логических формах понятий, суждений, умозаключений; б) организовывать и осуществлять предва рительную ориентировку в реальности на основе выполне ния умственных операций и действий.
Функциональные теории мышления. Психологические механизмы мышления
С. Л. Рубинштейн
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|