Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИГ75] 1 Мая и Пасха




Уже шла речь о том, что действо 1 Мая принимало в себя традиционные пасхальные смыслы, восходя к извечному архетипическому мифу смерти и воскресения. Демонстрация как основной ритуал мифа становилась способом его действенного воспроизведения, идеологической актуализации для участников шествия, принимающих на себя определенные мифокультурные роли. С одной стороны, разворачивается вполне серьезная мистерия возрождения, однако ориентированного на эсхатологическую перспективу. С другой - хилиастическое шествие в светлое будущее выглядит как церковное таинство и в то же время как ритуал карнавала, где обновление мира происходит сейчас и здесь, а будущее, настоящее и прошлое сливаются в общей актуальной вечности.

Для православного сознания этот плагиат подобен тому, которым занимается дьявол, лишенный способности к самостоятельному творчеству, но умеющий ловко подражать Богу. С первых советских лет возникает противопоставление почти, а иногда и буквально совпадающих во времени Пасхи - и 1 Мая /как дьявольской, для христианина, копии со священного образца/. Так, Н.Окунев не устает отмечать знаменательные совпадения в день 1 Мая. В 1918 году 1 Мая пришлось на Страстную Среду. Звуки "Марсельезы" и "Интернационала" перекликались с печальным колокольным перезвоном. "Первого мая к вечеру огромное красное полотнище, закрывавшее изъяны, причиненные Никольским воротам во время октябрьского переворота, когда была разбита икона Николая Чудотворца, порывом ветра было разорвано, и таким образом ясно обнажилось как раз то место, где скрывался под красной тканью образ". Это было воспринято как чудо, и толпа совершила 2 мая крестный ход с молебном, а потом была разогнана "конными стражниками"(119,175).

[ИГ76] А.Пиотровский мудрено рассуждал о столкновении "двух огромных бытовых систем": "международный праздник трудящихся сталкивается здесь с ветхой пасхальной традицией". Средство борьбы с последней - искусство. "Молодое наше искусство должно явиться во всеоружии своих сил привлекательности, радостности, патетики и яркости, чтобы дать бой старинной зрелищности пасхи и физиологическим навыкам, воспитанным веками"(136,6). По этому поводу планировал он и специальное зрелище на тему "культурная революция, контр-религиозная борьба".

Особенно напряженно эта коллизия переживалась, когда праздник Пасхи выпадал на 1 мая. Тот же Окунев сообщает о том, что в 1921 году, когда 1 мая совпало с Пасхой, пасхальный колокольный звон заглушил все звуки, а храмы были переполнены, несмотря на усиленную антирелигиозную и антицерковную пропаганду на всех стенах. В 1932 году Пасха и 1 мая пришлись на один день - и это вызвало агрессивную пропагандистскую реакцию: "Пасха" - праздник гибнущего капитализма. 1 мая - праздник растущего социализма./.../ В день 1 мая все церкви и сектантские молельни в нашей стране будут пусты. Все трудящиеся выйдут на улицы. Они будут демонстрировать свои грандиозные победы на фронте социалистического строительства"(7;2,23).

Однако репрессивные средства борьбы не решали проблемы образа-подобия, оригинала-имитации. Ее острота затемнялась модернистской уверенностью в возможности и праве брать в культурной традиции готовые формы и вставлять в них новое идеологическое содержание. Это было инструментально-прикладное отношение к традиции, в том числе и к традиции религиозной. Отказывая религиозным таинствам в подлинности, полагали возможным затмить церковную ритуальность новой, более яркой и зрелищной. Вероятно, с этим связан постоянный темп агитгонки, введение все новых и новых технических усовершенствований в партитуру праздничных акций, создание "массового индустрального праздничного театра" /А.Пиотровский/, который мог бы затмить все бывшее до него. Между тем, дело было не во внешних эффектах, а в духовной сути происходящего. Архетипическая коллизия смерти и воскресения, обновительное торжество могли либо соотноситься с подлинностью, либо принадлежать исключительно сфере идеологических абстракций.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных