ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теоретическое основаниеОбщепринятым в психологии является положение о том, что потребности человека выступают источником его активности, побудителями побудительных сил человека. Потребность – испытываемая человеком нужда в чем–либо. Это состояние физического и психологического дискомфорта, возникающего у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Оно взывает у человека стремление предпринимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта. В потребностях человека выражается характер и степень его зависимости от конкретных условий существования, жизни и деятельности. По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфорта. Потребности человека обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности – объектами потребностей. Потребности различают по видам: потенциальные и актуализированные. Потребности у человека могут быть: здоровыми (полезными) и нездоровыми (вредными) В зависимости от предмета выделяют потребности: материальные духовные. По происхождению потребности различают как естественные, социальные, культурные. В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальные, групповые, общества в целом. У человека могут проявляться: Ведущие, основные потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существованию, приводит к разрушению физиологических систем организма, деградации личности. Дополнительные (второстепенные). Выделяют также потребности: Доминантные, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени. Недоминантные, косвенно влияющие на особенности реализации первых. Различают три типа доминантных потребностей человека; 1. Ситуативные, кратковременные потребности. 2. Жизненные, определяющие жизненную стратегию, линию поведения человека. 3. Потребности деятельности – потребности текущих дел, относительно длительные. Иерархия потребностей, по А. Маслоу, включает: 1. Физиологические потребности 2. Потребность в безопасности 3. Потребность в социальных связях, привязанности и любви. 4. Потребность в признании (компетентности) и оценке. 5. Потребность в самоактуализации. Направленность личности – это обусловленная системой побуждения личная целеустремленность человека. Система направленности личности включает следующие основные компоненты: 1. Систему ценностно–смысловых образований личности. 2. Притязания личности, как основанные на оценке ею своих возможностей и ситуации, обстановки ожидания личностью определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.д. Притязания личности – интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности. Направленность личности характеризуется: - Уровнем зрелости (степень общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией. - Широтой (диапазоном сфер устремлений личности по реализации поставленных целей). - Интенсивностью (силой устремлений личности по реализации поставленных целей). - Иерархией видов направленности конкретной личности. Мотивы личности – внутренние психические побуждения к деятельности и поведению, обусловленные актуализацией тех или иных потребностей личности. Это опредмеченная потребность и конкретные формы проявления потребностей. Люди могут по разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого различают следующие мотивы: Эмоциональные мотивы – желания, хотения, влечения. Рациональные мотивы – стремления, интересы, идеалы, убеждения. Можно выделить две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности: Мотивы целей (генерализованные мотивы, содержание которых выражает предмет потребностей и направленность устремлений личности). Мотивы выбора путей, средств, способов достижений, реализациицели: инструментальные мотивы. По степени общественной значимости выделяют: мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), мотивы групповые и индивидуально–личностные мотивы. Различают также мотивы достижения цели, (противоположный -избегания неудач), аффилиации (стремление к людям), альтруистические мотив, мотив власти. Мотив достижения – устойчивое стремление в достижении результата в работе. Мотив достижения показывает, насколько человек стремиться к повышению уровня своих возможностей. В основе мотива достижения выделяются три компонента: стремление к мастерству (ориентация в трудной работе на свой внутренний стандарт качества), к соперничеству (стремление к состязанию и лидерству), работе (удовольствие от хорошо выполненной сложной работы). Мотив аффилиации - это стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение, дружбу. Цель аффилиации – взаимный поиск приятия, принятие дружеской поддержки и симпатии. Существует две формы аффилиативного мотивы – надежда на аффилиацию и боязнь отвержения. Альтруизм это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в его основе лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради других, потребность отдавать и чувство ответственности. Чаще оказывают помощь те, те, кто сам раньше ее получал, те, кто обладает эмпатией, способностью к сопереживанию. Мотив власти можно определить как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими, склонность управлять социальным окружением. Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл (А.Н. Леонтьев). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|