Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Текстуальное изучение - 38




Развитие речи - 4

Внеклассное и семейное чтение - 4

Тематическое оценивание - 4

Резерв часов - 2.5

 

К-во часов Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
  ВВЕДЕНИЕ Художественная литература как искусство слова, её место среди других видов искусств. Общая характеристика исторического развития мировой литературы. Соотношение мировой и русской, мировой и украинской литератур. Познание мира и своего «Я» сквозь призму художественной литературы. Творческий диалог с оригинальным и переводным произведениями. Значение изучения курса в школе. Теория литературы. Понятие об истории литературы. Развитие понятий о художественной литературе, об оригинале и переводе. Учащийся/учащаяся: - освещает специфику литературы как искусства слова, её место среди других видов искусств; - даёт общую характеристику историко-литературного процесса; - раскрывает сущность понятия история литературы; - объясняет соотношение мировой и русской, мировой и украинской литератур; - раскрывает значение литературы для познания мира и своего "Я"; - определяет особенности творческого диалога с оригиналом и переводом;
  ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ АНТИЧНОСТИ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  Античная литература. Обзор. Античность – колыбель европейской культуры. Древнегреческая и древнеримская литературы, их особенности. Роды и основные жанры античной литературы. Гомер и Вергилий как авторы героического эпоса. Сапфо и Анакреонт – создатели сольной лирики. Древнегреческий театр (его устройство и значение, структура пьесы). Великие драматурги Древней Греции (Эсхил, Софокл, Эврипид). Эсхил как «отец трагедии». Влияние античности на развитие украинской культуры. Межлитературные связи. Античные мотивы и образы в литературах мира (Дж.Г.Байрон, В.Гюго, А.Пушкин, В.Жуковский, В.Брюсов, Т.Шевченко, И.Франко, Л.Украинка, М.Зеров, Л.Костенко и другие). Поэма Вергилия «Энеида» как источник для одноимённого произведения И.Котляревского. Взаимодействие искусств.Живопись. Сапфо. Фреска в Помпее. Рафаэль. Фреска «Парнас». Архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Мраморные бюсты Вергилия, Анакреонта, Эсхила. Руины театра в Афинах, Дельфах, Херсонесе. Актёрские маски. Межпредметные связи. История. История Древней Греции. Русский и украинский языки. Слова и крылатые выражения античного происхождения.   - даёт общую характеристику эпохи античности; - раскрывает значение античности для развития европейской культуры в целом и украинской в частности; - знает основные особенности древнегреческой и древнеримской литератур; - называет роды и основные жанры античной литературы; - рассказывает о древнегреческом театре; - называет великих мастеров слова Древней Греции; - высказывает своё мнение о влиянии античной литературы на формирование личности современного человека;  
  Из древнегреческой литературы ГОМЕР (VIII – VII ст. до н.е.) «Илиада» или «Одиссея» (отрывки). Краткие сведения о Гомере и его поэмах. «Илиада». Общее представление о сюжете поэмы. Эпическое изображение событий Троянской войны. Воплощение в образе Ахилла античного идеала воина-героя. Поэтика "Илиады". «Одиссея».Общее представление о сюжете поэмы. Тема «Одиссеи» –возвращение героя в родную Итаку. Воспевание в образе Одиссея таких черт характера, как верность родине и семье, мудрость, изобретательность, трудолюбие, практичность. Поэтика "Одиссеи". Теория литературы. Понятие об эпической поэме. Развитие понятий о героическом эпосе, постоянных эпитетах. Межлитературные связи. Влияние гомеровского эпоса на развитие зарубежной, русской и украинской литератур (переводы «Одиссеи» В.Жуковским, «Илиады» В.Вересаевым и Н.Гнедичем; поэтические циклы М.Зерова «Мотиви Одіссеї», «Образи віків», стихотворение М.Рыльского «Як Одіссей, натомлений блуканням…», поэма Л.Костенко «Скіфська Одіссея»), стихотворение О.Мандельштама «Бессоница.Гомер. Тугие паруса…». Взаимодействие искусств. Живопись. Ж. О. Д. Энгр. Апофеоз Гомера. Ф. Буаселье. Рассказывает Гомер. Дж. Флаксман. «Одиссей, убивающий женихов». Я. Иорданс. «Одиссей в пещере Полифема». В. Серов «Одиссей и Навсикая». М. Фаворский. Иллюстрации к «Илиаде». Д. Басти. Иллюстрации к «Одиссее». Музыка. У. Волтон. Опера «Илиада». К.Монтеверди Опера «Возвращение Улисса». Кино. Х/ф «Одиссея» (реж. А. Кончаловский, США, 1997), «Троя» (реж. В. Петерсен, США, Мальта, Великобритания, 2004). Архитектура, скульптура и прикладное искусство. Гомер. Бюст (ІІ – І ст. до н. э.). Барельеф Гомера на фасаде Лувра. Одиссей и сирены. Рисунок на вазе. Межпредметные связи. История. «Одиссея» и «Илиада» как исторические источники о Троянской войне. Раскопки Г.Шлимана в Трое. Русский и украинский языки. Происхождение крылатых высказываний "троянский конь", "ахиллесова пята".   - освещает краткие сведения о Гомере; - кратко пересказывает сюжет одной из поэм; - характеризует героя одной из поэм на материале изученных отрывков; - находит в прочитанных отрывках устойчивые/постоянные эпитеты и развёрнутые сравнения, объясняет их художественную роль; - на конкретных примерах раскрывает основные особенности поэтики произведения; - объясняет сущность понятия эпическая поэма; - высказывает своё мнение о причинах бессмертия гомеровских поэм;  
  Из литературы эпохи Возрождения Франческо ПЕТРАРКА (1304 - 1374) Сонеты (3-4 по выбору учителя). Повторение и обобщение изученного в 8 классе об эпохе Возрождения. Краткие сведения о поэте. «Книга песен» – лирический сборник стихотворений поэта. Воспевание природы и высокой любви к Лауре в лирике Петрарки. Благородство чувств влюблённого героя. Теория литературы. Понятие о сонете.Развитие понятий об оригинале и переводе. Межлитературные связи.К. Батюшков – первооткрыватель творчества Петрарки для русского читателя. Русские переводчики сонетов Петрарки(И.Бунин, В.Брюсов, О.Мандельштам и другие).Жанр сонета в литературах мира (В.Шекспир, А.Пушкин, М.Лермонтов, А.Мицкевич, И.Франко, Анна Ахматова, М.Рыльский, Д.Павлычко и другие). Взаимодействие искусств. Живопись. Портреты Петрарки работы Андреа дель Кастаньо, Юстаса ван Гента. Музыка. Ф. Лист. «Три сонета Петрарки». Скульптура. Памятники Петрарке в Ареццо и Флоренции, Лауре в Париже Межпредметные связи. История. Эпоха Возрождения.   Для внеклассного и семейного чтения. Гораций. Ода «К Мельпомене», Эсхил «Прометей прикованный» (отрывки), Вергилий «Энеида» (отрывки), Ф.Петрарка.Сонеты.   - характеризует основные особенности эпохи Возрождения, обобщает изученное о ней; - освещает краткие сведения о Петрарке; - выразительно читает наизусть один сонет; - определяет идейно-тематическую сущность, особенности поэтики прочитанных сонетов; - раскрывает сущность понятия сонет; - аргументирует принадлежность изучаемых произведений к сонетам;
  ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVII - XVIII веков
  Литература классицизма. Обзор. Общие сведения о литературе классицизма (следование культу разума, основные черты классицистической системы, выдающиеся представители во французской литературе). Теория литературы. Понятие оклассицизме какхудожественном направлении. Взаимодействие искусств.Живопись. Картины Н. Пуссена, К. Лоррена, Ж.-Л. Давида и др. Музыка. Произведения В. А. Моцарта, Й. Гайдна, Л. ван Бетховена и др. Скульптура.архитектура. А. Канова. Амур и Психея. Версаль и Лувр как образцы классицизма. Межпредметные связи. История. Правление Людовика ХIV во Франции.     - даёт краткую характеристику эпохе классицизма; - называет её основных представителей во французской литературе; - раскрывает сущность понятия классицизм в литературе.  
  МОЛЬЕР (Жан Батист Поклен) (1622 – 1673) «Мещанин во дворянстве» или «Тартюф, или Обманщик». Краткие сведения о Мольере. «Мещанин во дворянстве».Антитеза комической мании Журдена и эгоистического здравого смысла Доранта. Розыгрыш как сюжетный приём в комедии. Средства создания комизма. «Тартюф».Разоблачение лицемерия, ханжества и низости в образе Тартюфа. Своеобразие композиции комедии (спор о Тартюфе в двух первых действиях, его появление в третьем действии). Трагикомические черты пьесы. Теория литературы. Развитие понятия о комедии.Особенности «высокой комедии» Мольера. Межлитературные связи.Традиции Мольера в русской и украинской драматургии (Д.И.Фонвизин, А,С.Грибоедов, Н.В.Гоголь, М.Кропивницкий, И.Карпенко-Карый, П.Кулиш). М.Булгаков "Жизнь господина де Мольера". Взаимодействие искусств.Живопись. Портрет Мольера работы Ш. А. Куапеля, Ш. Лебрена, П. Миньяра. Иллюстрации Т. Жуанно, Л. Лелуара. Театр, кино. Телеспектакль «Тартюф» (реж. А. Эфрос, СССР, 1989), муз./ф «Тартюф» (реж. Я. Фрид, СССР, 1992), х/ф «Мольер» (реж. Л. Тирар, Франция, 2007) и др. Скульптура. Памятник Мольеру (фонтан) в Париже (скульпт. Л. Висконти, Б. Серр, Ж.-Ж. Прадье).     - освещает краткие сведения о Мольере; - выразительно читает сцены из пьесы; - определяет тему, идею, проблематику, особенности сюжета и композиции изучаемой пьесы; - характеризует главного героя (Журдена или Тартюфа); - сравнивает образы Журдена и Доранта; - раскрывает приёмы создания комизма ("Мещанин во дворянстве") и трагикомические черты пьесы ("Тартюф"); - раскрывает роль ремарок в пьесе; - объясняет сущность понятия комедия; - аргументирует принадлежность пьесы к классицизму и к «высокой комедии»; - высказывает своё мнение об актуальности проблем, поднятых в пьесе;
  Русский классицизм. Обзор с обсуждением отдельных произведений или отрывков из них (М.В. Ломоносов «О, Вы которых ожидает...» (Из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», Г.Р. Державин «Памятник», Д.И. Фонвизин «Недоросль»). Особенности русского классицизма (культ просвещения, гражданская направленность, патриотический пафос, назидательность, интерес к исторической тематике). Реформа литературного языка и стихосложения. Выдающиеся писатели-классицисты и основные жанры их творчества (ода (М.В.Ломоносов, Р.Г.Державин), комедия (Д.И.Фонвизин), сатира (А.Д.Кантемир), трагедия, басня (М.В.Сумароков)). Взаимодействие искусств. Архитектура. Классицизм в русском зодчестве: С. Чевакинский. Никольский морской собор. Дом И. Шувалова. Д. Ухтомский. Храм Никиты Мученика. М. Казаков. Петровский дворец. Московский университет. Здание Дворянского собрания и др. Живопись. А. Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. Ф. Рокотов. Портрет А. П. Струйской. Д. Левицкий. Портрет М. А. Дьяковой. Портретная серия «Смолянки». В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной и др. Для внеклассного и семейного чтения. Д.Фонвизин «Недоросль», П.Бомарше«Безумный день, или Женитьба Фигаро», Ж.Б. Мольер«Скупой», Лопе де Вега «Собака на сене», К.Гольдони«Слуга двух господ»,Н.Карамзин,«Бедная Лиза».   - раскрывает особенности русского классицизма; - называет выдающихся писателей-классицистов, ведущие классицистические жанры; - находит черты классицизма в обсуждаемых произведениях или отрывках;
  ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХІХ В.
  Романтизм в мировой литературе. Обзор. Историко-культурные предпосылки возникновения романтизма как литературного направления. Особенности романтического стиля (углубление во внутренний мир личности, «двоемирие», интерес к восточной экзотике, обращение к фольклору, наличие романтического героя, конфликт героя и общества, героя и толпы, тяготение к символике, контрасту, романтической иронии). Выдающиеся представители романтизма в зарубежной и русской литературе (Дж.Г.Байрон, Э.Т.А.Гофман, Г.Гейне, В.Скотт, В.Гюго, А.Мицкевич, Ф.Купер, В.Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов и другие). Ведущие жанры литературы романтизма. Теория литературы. Понятие о романтизме как художественном направлении. Романтический герой. Межлитературные связи.Романтизм в украинской литературе (Т.Шевченко, П.Кулиш, Е.Гребинка, Л.Боровиковский и другие). Взаимодействие искусств.Живопись. Э. Делакруа. Свобода на баррикадах. Т. Жерико. Раненый кирасир. К. Д. Фридрих. Путник над морем тумана. У. Тёрнер. Современный Рим – Кампо Ваччино и др. Музыка. Произведения Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Ф. Листа и др.     - освещает историко-культурные предпосылки возникновения романтизма; - раскрывает особенности романтического стиля; - объясняет сущность понятий романтизм, романтический герой; - называет выдающихся представителей и ведущие жанры романтизма;
  Джордж Гордон БАЙРОН (1788 - 1824) «Хочу я быть ребёнком вольным…», «Прометей», отрывки из поэмы «Мазепа». Основные сведения о жизни и творчестве Байрона. Тема мировой скорби и бегства от мира в лирике поэта («Хочу я быть ребёнком вольным…»). Воспевание идеи служения людям, духа бунтарства против тирании в стихотворении «Прометей». Образ Прометея. Украинская тема в творчестве Байрона (поэма «Мазепа»). Историческая и легендарная основа поэмы. Воплощение в образе Мазепы типичных черт байронического героя. Близость образа к героям прометеевского типа. Теория литературы. Байронизм и байронический герой. Развитие понятий об антитезе, «вечных образах», оригинале и переводе. Межлитературные связи. Образ Прометея в творчестве Й.-В.Гете, П.-Б.Шелли, Т.Шевченка, Леси Украинки, М.Рыльского, А.Малышка, Л.Костенко.Образ Мазепы в мировой литературе (А.С.Пушкин. "Полтава", В.Гюго. "Мазепа", В.Сосюра. "Мазепа"). Сравнение образов мифологического и байроновского Прометея, Мазепы и Прометея. В.Жуковский, А.Пушкин, А.Фет, М.Лермонтов, В.Брюсов, А.Плещеев и другие переводчики произведений Байрона на русский язык. Украиноязычные переводы. Взаимодействие искусств.Живопись. Портрет Байрона работы Р. Вестолла. Образ Мазепы в живописи (Э. Делакруа, Л. Буланже, О. Верне). Х. де Рибера. Прометей. Г. Фюгер. Прометей несёт людям огонь. П. Рубенс. Прометей прикованный. И. Репин. Прометей. Музыка. Р. Вагнер. Симфоническая поэма «Прометей». Л. ван Бетховен. Балет «Творения Прометея». Ф. Лист. Симфонические поэмы «Прометей», «Мазепа». П. Чайковский. Опера «Мазепа». А. Скрябин. Симфоническая поэма «Поэма огня» и др. Скульптура. Памятники Байрону в Лондоне (скульпт. Р. С. Белт) и Миссолонги (Греция, скульпт. Видалис). Памятник гетману Мазепе в Чернигове (скульпт. Г. Ершов). Межпредметные связи. История. Историческая оценка деятельности Мазепы.     - освещает основные этапы жизненного и творческого пути Байрона; - выразительно читает изучаемые стихотворения и отрывок из поэмы «Мазепа»; - раскрывает особенности интерпретации темы мировой скорби и бегства от мира в стихотворении «Хочу я быть ребёнком вольным»; - определяет роль антитезы, эпитетов и метафор в стихотворении; - характеризует лирического героя стихотворения; - раскрывает идейно-тематическую сущность и художественное своеобразие стихотворения «Прометей»; - характеризует образ Прометея; - освещает историческую и легендарную основу поэмы «Мазепа»; - пересказывает сюжет поэмы; - сравнивает образы мифологического и байроновского Прометея, Мазепы и Прометея; - аргументированно отвечает на вопрос: «Почему образ Прометея стал "вечным"?» - находит черты байронизма в лирических героях стихотворения и поэмы;
  Романтические и реалистические тенденции в русской литературе ХІХ ст. Обзор. Переосмысление достижений европейского романтизма русской культурой. Интерес к национальной самобытности, отечественной истории как особенность русского романтизма. Движение русских деятелей искусства от изображения романтически-экстраординарных проявлений жизни к повседневному, обычному, типичному; появление типов "лишнего" и "маленького" человека. Реализм как литературное направление, его основные черты (художественный анализ состояния мира, формирование характеров героев под воздействием среды, изображение действительности в развитии, углубление в психологический анализ социально-детерминированной личности). Ведущие представители русского реализма (А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев и другие). Теория литературы. Понятие о реализме как художественном направлении. Межлитературные связи. Реализм в зарубежной (Ф.Стендаль, О. де Бальзак, Ч.Диккенс и другие) и украинской литературе (Марко Вовчок, И.Франко, И.Нечуй-Левицкий, Б.Гринченко, М.Коцюбинский и другие). Взаимодействие искусств.Живопись. К. Брюллов «Последний день Помпеи». А. Иванов «Явление Христа народу». О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина». В. Тропинин «Портрет А. С. Пушкина». А. Венецианов «Гумно». П. Федотов. «Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др. Музыка. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя». Увертюра «Камаринская» и др. Скульптура. Фрагмент памятника «Тысячелетие России» (фриз «Писатели и художники») в Великом Новгороде (Россия, скульпт. М. Микешин и И. Шредер).     - освещает романтические и реалистические тенденции в русской литературе; - объясняет сущность понятия реализм в литературе; - раскрывает основные черты реализма; - называет выдающихся русских писателей-реалистов;  
  Александр Сергеевич ПУШКИН (1799 -1837) «Деревня», «К Чаадаеву», «Арион», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил…», «На холмах Грузии…»; «Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Два чувства дивно близки нам…», «Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»), «Пророк», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг…» (3-4 стихотворения по выбору учителя), роман в стихах «Евгений Онегин». Обзор жизни и творчества поэта с повторением и обобщением ранее изученного. Пушкин и Украина. Ведущие темы и мотивы лирики: вольнолюбивые мотивы ("Деревня", "К Чаадаеву", "Арион"), тема поэта и поэзии ("Пророк", "Поэту", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"), тема любви ("На холмах Грузии…", «К***»("Я помню чудное мгновенье…"), "Я вас любил…"), философские мотивы ("К морю", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Элегия", "Вновь я посетил…"), тема любви к родному дому ("Два чувства дивно близки нам…"), тема природы ("Осень" и другие ранее изученные произведения). "Евгений Онегин" – социально-психологический роман в стихах. Проблематика, сюжет и композиция романа. Воплощение типа "лишнего человека" в образе Евгения Онегина. Целостность и глубина натуры Татьяны. Пушкинское переосмысление типа романтика в образе Ленского. Образ автора. Энциклопедичность изображения русской жизни в романе. Национальный колорит, жанровые и стилистические особенности произведения. Теория литературы. Понятия о романе в стихах, онегинской строфе, мотиве в лирическом произведении. Межлитературные связи. Пушкин и Байрон.Обращение к онегинской строфеМ.Рыльского в стихотворении "Пушкинский дом в Одессе". Сравнение оды Горация. "К Мельпомене" и стихотворения М.Рыльского "Памятник" с одноимённым стихотворением А.Пушкина.. Взаимодействие искусств. Живопись. Портреты А. С. Пушкина работы О. Кипренского, В. Тропинина. И. Глазунов «А. С. Пушкин. Накануне». Иллюстрации к «Евгению Онегину» А. Бенуа, И. Репина, Н. Кузьмина, М. Добужинского, Е. Самокиш-Судковской, Л. Тимошенко. Театр. Чтение стихотворений А. С. Пушкина и романа «Евгений Онегин» в исполнении В. Яхонтова, М. Царёва, В. Качалова. Музыка. Романсы на слова А. С. Пушкина: А. Алябьев. «Я вас любил». М. Глинка. «Я помню чудное мгновенье». П. Чайковский. Опера «Евгений Онегин». Кино. Х/ф «Евгений Онегин» (реж. Р. Тихомиров, СССР, 1968), «Онегин» (реж. М. Файнс, Великобритания, 1994) и др. Скульптура. Памятники А. С. Пушкину и Евгению Онегину в Йошкар-Оле (Марий Эл, Россия, скульпт. А. Ковальчук), Евгению Онегину и Татьяне Лариной в Петропавловске (Россия, скульпт. С. Брютова) и др.     - освещает основные этапы жизненного и творческого пути Пушкина, тему "Пушкин и Украина"; - раскрывает значение творчества Пушкина для развития русской и мировой литературы; - называет ведущие темы и мотивы лирики поэта; - выразительно читает наизусть два стихотворения и отрывок из романа; - определяет идейно-тематическую сущность, проблематику и художественное своеобразие стихотворений; - анализирует проблематику, сюжет, композицию, поэтику романа "Евгений Онегин"; - характеризует образы Евгения Онегина, Татьяны, Ленского; - сравнивает образы главных героев; - освещает вопрос "Образ автора в романе"; - аргументирует энциклопедический характер романа; - раскрывает жанровые и стилистические особенности произведения; - объясняет сущность понятий роман в стихах, онегинская строфа, мотив лирического произведения; - аргументирует принадлежность "Евгения Онегина" к роману в стихах; - сравнивает образы Онегина и Татьяны с их интерпретациями в других видах искусств; - обобщает свои знания и впечатления о творчестве Пушкина;
  Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814 - 1852) «Смерть поэта», любовная лирика («Нищий», «А.О.Смирновой», «К портрету», «Благодарю!», «К Н.И…», «Сонет», «Расстались мы, но твой портрет…») (2-3 стихотворения по выбору), роман «Герой нашего времени». Обзор жизни и творчества поэта с обобщением изученного в предыдущих классах. Ведущие темы и мотивы лирики. Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций в литературе. Тема поэта и поэзии в стихотворении "Смерть поэта", особенности его композиции. Специфика трактовки поэтом темы любви. «Герой нашего времени» –социально-психологический роман о трагедии незаурядной личности начала ХІХ века. Проблематика и сюжет романа. Автор, повествователь и герой в произведении. Мастерство Лермонтова в изображении «истории души» Печорина. Смысл сопоставления Печорина и Грушницкого, Печорина и Максима Максимыча. Женские образы. Композиционное и жанровое своеобразие романа. Художественная роль картин природы. Теория литературы. Понятия о социально-психологическом романе, художественном типе. Развитие понятий о мотиве, композиции лирического произведения, художественной детали. Межлитературные связи. Образ Лермонтова в стихотворении Т.Шевченка "Мені здається, я не знаю…" Влияние Дж.Г.Байрона и И.В.Гёте на творчество Лермонтова. Использование формы итальянского сонета в стихотворении "Сонет". Взаимодействие искусств.Живопись. М. Ю. Лермонтов. Автопортрет.Иллюстрации М. Врубеля, В. Бехтеева, Д. Шмаринова, В. Серова, Н. Дубовского к роману. Театр, телевидение. Чтение стихотворений и романа М. Ю. Лермонтова в исполнении И. Андронникова, В. Яхонтова, М. Царёва и др. Музыка. А.Рубинштейн. Опера «Демон». Опера А. Александрова «Бэла». Кино. К/ф «Герой нашого времени» (реж. С. Ростоцкий, СССР, 1966), фильм-спектакль «Страницы журнала Печорина» (реж. А. Эфрос, СССР, 1975), «Герой нашого времени» (реж. А. Котт, Россия, 2006) и др. Скульптура. Памятник М. Ю. Лермонтову в Тарханах (Россия, скульпт. О. Комов) и др.     - освещает основные этапы жизненного и творческого пути Лермонтова; - аргументирует тезис "Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций в литературе"; - выразительно читает наизусть одно из стихотворений; - анализирует идейно-тематическую сущность, проблематику, художественные особенности 2-3 стихотворений; - анализирует проблематику, композиционные и жанровые особенности романа; - раскрывает тему «Автор, повествователь и герой в романе»; - характеризует Печорина; - раскрывает смысл сопоставления образов Печорина и Грушницкого, Печорина и Максима Максимыча; - освещает тему «Женские образы в романе, их роль в раскрытии характера Печорина»; - объясняет сущность понятия художественный тип, приводит примеры различных художественных типов (Журден, Онегин, Печорин); - раскрывает сущность понятия социально-психологический роман; - аргументирует принадлежность «Героя нашего времени» к социально-психологическому роману; - раскрывает роль художественной детали, картин природы в произведении; - сравнивает образ Печорина с его интерпретацией в других видах искусств; - обобщает свои знания и впечатления о творчестве Лермонтова;
  Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809 – 1852) «Шинель». Обзор жизни и творчества писателя с обобщением изученного в предыдущих классах. Гоголь и Украина. Воплощение трагедии «маленького человека» в образе Акакия Акакиевича. Смысл названия произведения. Роль фантастики и гротеска в "Шинели". Значение повести для развития мировой литературы. Теория литературы. Развитие понятий о художественном типе, гротеске, художественной детали. Межлитературные связи. Образ «маленького человека» в рассказе А.Чехова "Смерть чиновника" и новелле Р.Акутагавы "Бататовая каша". Взаимодействие искусств.Живопись. Портрет Н. В. Гоголя работы Ф. Моллера. Иллюстрации Б. Кустодиева, П. Боклевского, С. Бродского, Ю. Игнатьева, М. Журавлёвой, Кукрыниксов и др. Театр. Чтение повести в исполнении А. Калягина. Кино, мультипликация. Д/ф «Птица-Гоголь» (реж. С. Нурмамед и И. Скворцов, ведущий Л. Парфёнов, Россия, 2009), Х/ф «Шинель» (реж. А. Баталов, СССР, 1959), м/ф «Шинель» (рабочие кадры, СССР – Россия, с 1981). Скульптура. Памятник Н. В. Гоголю в Риме (Италия, скульпт. З. Церетели). Для внеклассного и семейного чтения. В.А. Жуковский«Море», «Песня», «Желание», Дж.Г.Байрон.Лирика. «Паломничество Чайльд-Гарольда», «Корсар», Гяур», В.Гюго«Собор Парижской Богоматери», Э.Т.А. Гофман«Крошка Цахес по прозвищу Циннобер», А. Мицкевич«Крымские сонеты», А.Пушкин«Пиковая дама», «Цыганы», «Борис Годунов», «Медный всадник», «Маленькие трагедии», М.Лермонтов«Демон», «Маскарад», Гоголь«Мёртвые души», «Портрет», «Нос», Н.Лесков«Очарованный странник».     - освещает основные этапы жизни и творчества Гоголя, тему "Гоголь и Украина"; - определяет тему и проблемы повести; - характеризует главного героя; - раскрывает роль фантастики и гротеска в повести; - объясняет смысл названия произведения; - обосновывает роль художественной детали в повести; - освещает тему "Образ Акакия Акакиевича в интерпретации мастеров других видов искусств"; - раскрывает значение повести для развития мировой литературы; - обобщает свои знания и впечатления о творчестве Гоголя;
  ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ - НАЧ. ХХІ СТ.
  Литература ХХ – нач. ХХІ в. Обзор. Культурно-политические факторы, повлиявшие на развитие зарубежной и русской литературы ХХ – нач. ХХІ столетий (падение империй, революции, войны, появление тоталитарных режимов, стремительное развитие науки и техники). Основные темы и проблемы мировой литературы. Многообразие литературных направлений, течений, творческих поисков Особенности развития русской литературы в советское и постсоветское время. - кратко характеризует факторы, повлиявшие на развитие литературы в ХХ - нач. ХХІ в.; - называет основные темы и проблемы литературы; - приводит примеры произведений, относящихся к этому периоду; - кратко освещает особенности развития русской литературы в ХХ - ХХІ ст.;
  Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ (1910 – 1971) «Тебе, Украина», «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…» (1-2 стихотворения по выбору учителя), «Василий Теркин» (отдельные главы). Основные сведения о жизни и творчестве поэта. Тема войны в лирике Твардовского. Выражение чувства глубокой любви к Украине, уважения к её народу в стихотворении «Тебе, Украина!» «Василий Тёркин» –«книга о бойце». Фольклорная основа поэмы. Воплощение в главном героелучших черт народа (патриотизм, мужество, оптимизм, находчивость, выдержка). Юмор в поэме. Теория литературы. Развитие понятия о художественном типе. Межлитературные связи. Тема войны в творчестве русских, украинских и зарубежных писателей. Сравнение Тёркина с другими фольклорными и литературными героями-выразителями народного духа (Илья Муромец, Тиль Уленшпигель, Ходжа Насреддин). Взаимодействие искусств.Живопись. Ю. Непринцев. Отдых после боя. Иллюстрации О. Верейского, И. Буруни к поэме. Театр, кино, мультипликация. Авторское исполнение произведений. Спектакль «Василий Тёркин» (МХАТ им. М. Горького, постановка Т. Дорониной, 2005), фильм-спектакль «Василий Тёркин» (реж. И. Герасимова и Б.Щедрин, СССР, 1973), фильм-концерт «Василий Тёркин» (реж. В. Храмов, текст читает О. Табаков, СССР, 1979), м/ф «Василий Тёркин» (реж. Р. Лабидас, Россия, 2003) и др. Скульптура. Памятник Твардовскому и Тёркину в Смоленске (Россия, скульпт. А. Сергеев). Межпредметные связи. История. Вторая мировая война (1939 - 1945). Великая Оечественная война (1941 - 1945).     - освещает основные сведения о жизни и творчестве поэта; - выразительно читает и анализирует одно из стихотворений; - составляет план характеристики Василия Тёркина на материале прочитанных глав; - характеризует главного героя; - сравнивает его с другими персонажами-выразителями народного духа; - приводит примеры из текста, свидетельствующие о фольклорной основе поэмы; - высказывает своё отношение к образу Тёркина; - раскрывает тему войны в творчестве Твардовского; - рассуждает об антигуманной сущности войны, в том числе и на основе истории своей семьи;
  Михаил Михайлович ЗОЩЕНКО (1895 - 1958) «Обезьяний язык», «Любовь». Краткие сведения о писателе. М.Зощенко – мастер лаконичного рассказа. Проблема чистоты русского языка в рассказе «Обезьяний язык». Сатира на засорение речи канцеляризмами, словами иноязычного происхождения, смешение лексики разных стилистических пластов. Высмеивание лицемерия, хвастовства и трусости в рассказе «Любовь». Значение диалогов в раскрытии характеров персонажей. Смысл названия произведений. Теория литературы. Развитие понятия о комическом в художественном произведении. Межлитературные связи.Типологическая общность рассказов М.Зощенко и Остапа Вишни. Повесть М.Зощенко «Тарас Шевченко». Взаимодействие искусств. Живопись. Иллюстрации Г. А. В. Траугот, А. Лебедева, М. Скобелева, В. Петрова и др. Театр. Чтение рассказа в исполнении С. Юрского. Скульптура. Памятник на могиле писателя в Сестрорецке (Россия, скульпт. В. Онешко). Межпредметные связи. Русский язык. Языковые средства стилей. Канцеляризмы, иноязычная лексика.   - освещает краткие сведения о писателе; - раскрывает проблематику рассказов; - объясняет роль диалогов в раскрытии характеров персонажей; - высказывает своё отношение к проблемам, поднятым в рассказах; - раскрывает сущность понятия сатира; - определяет средства создания комизма в произведениях;
  Пауло КОЕЛЬО (род. 1947) «Алхимик». Краткие сведения о писателе.Посещение Украины. Повесть «Алхимик» как приглашение читателя к внутреннему диалогу, к самопознанию. Гуманизм, философская и воспитательная направленность повести. Образ пастуха Сантьяго как человека, стремящегося к познанию мира и себя в нём, к духовному самосовершенствованию. Притчевый характер, символика произведения. Теория литературы. Развитие понятий о притче, символе, подтексте. Межлитературные связи. Типологическая близость повести к "Маленькому принцу" А. де Сент-Экзюпери. Взаимодействие искусств. Живопись. Иллюстрации В. Ерко к повести. Для внеклассного и семейного чтения. Р.Акутагава«Бататовая каша», «Нос», «Бал», М.ЗощенкоРассказы, Н.Рубцов.Лирика, Б.Васильев«А зори здесь тихие», В.Богомолов. «В августе сорок четвёргого (Момент истины)», Г.Бакланов «Навеки девятнадцатилетние», Г.Владимов «Верный Руслан», И.Ефремов«Лезвие бритвы», Б.Акунин«Азазель», В.Токарева«Самый счастливый день в моей жизни (Рассказ акселератки)», С.Довлатов«Счастливчик», С. и М.Дяченко «Ритуал», «Подземный ветер», П.Коельо«Пятая гора», «Воин света».     - освещает краткие сведения о писателе; - характеризует главного героя; - раскрывает основные символы повести (пастух и овцы и др.); - объясняет значение центральных сентенций повести («Добиться воплощения своей судьбы – это единственная подлинная обязанность человека», «Когда ты чего-нибудь желаешь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого»); - находит черты притчи в произведении; - сравнивает своё восприятие мира с мыслями, высказанными в романе;  
  Повторение и обобщение изученного в школьном курсе. - обобщает изученный материал; - высказывает своё мнение о роли литературы в формировании личности, её влиянии на различные сферы национальной и мировой культуры, развитие межличностной и межкультурной коммуникации.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных