Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эмоции и когнитивные процессы




В истории психологии существовала традиция обособления эмоциональных процессов от процессов познания. принципиальной разницы между «жизнью сердца» и «жизнью ума». Впервые на тесную связь интеллектуальной сферы с эмоциональной указал голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Он считал, что мы не только испытываем эмоции и чувства, но и определенным образом называем их. а также может указать причину их возникновения, тем самым, эмоции становятся подвластными нам. Ими можно управлять.

Напомню, что согласно К.Левину, поведение представляет целостное поле. которое охватывает и субъекта и объект. Чувства определяют ценность того или иного объекта для субъекта и предписывают поведению цель. Интеллект же снабжает поведение средствами (техникой), которые обеспечивает связь субъекта и объекта. Динамику поля образуют чувства, образование структуры поля обеспечивают интеллект, направленность человеческому поведению придают мотивы,

Эмоции буквально пронизывают все познавательные процессы. Так, ощущения обладают эмоциональным тоном» (термин В.Вундта), то есть имеют эмоцнональную окраску. Особенно это относится к интероцептивным ощущениям (не случайно же мы говорим «чувство голода», «чувство боли», хотя это не чувства, а ощущения). Эмоции влияют на восприятие времени (вспомните, «грустные часы длинны», «счастливые часов не замечают»). Человек в состоянии радости склонен воспринимать мир через «розовые очки», испуганный же субъект склонен видеть только пугающий объект (эффект «суженного зрения»). Испуганный человек также с трудом проверяет различные альтернативы. В состоянии повышенного интереса или возбуждения человек может быть настолько захвачен любопытством, что оказывается не способным к обучению и исследованию.

Ключевые понятия: эмоции, эмоциогенные ситуации, фундаментальные эмоции: интерес-возбуждение, радость, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-возмущение, презрение-неуважение, удивление, страх, стыд- застенчивость, вина-раскаяние.

Литература:

1. К.Изард. Эмоции человека. М.,1980.

2. Симонов II.В. Информационная теория эмоций//Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. М.,1987. С.232-238.

 

Лекция 17. Воля






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных