ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Импульсивная, произвольная и волевая активностьВоля — это сознательное регулирование человеком своего поведения, деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков. Сознательное регулирование поведения и деятельности в затрудненных условия осуществляется с помощью во- левого усилия. Почему возникает необходимость воли? В обыденной жизни человеческая активность пробуждается различными мотивами: ситуативными и смыслообразующими. осознаваемыми и мало осознаваемыми. Например, кто из вас не стоял перед дилеммой: готовиться к экзамену или пойти на вечеринку? Поэтому и возникает необходимость подчинить один мотивы другим, подавить одни мотивы, а усилить другие. Мы будем различать импульсивную (или ситуативную), произвольную и волевую активность. Импульсивная активность возникает под воздействием ситуативных мотивов. Наиболее яркий пример этого вида активности — так называемый эффект «толпы». Человек в толпе утрачивает свою сознательную личность, происходит регрессия, то есть возврат к примитивным, пройденным уже в ходе развития стадиям. Человек толпе подчиняется чувству «Мы», более древнему, чем осознание себя как личности, индивидуальности. В этом случае человек отказывается от того, чтобы проявить себя как личность, принять ответственность за личностный выбор. Эффект «толпы» наиболее яркое выражение находит в трех формах: — феномене паники, которая представляет собой ситуацию субъективно непреодолимой опасности (например, паника при пожарах, крупных авариях); — феномене конформности в ситуации группового давления или давления лидера на группу (например, псевдоединогласное голосование при принятии каких-то решений); — феномене стаи, где господствует азартная сплоченность «один за всех и все за одного». Выделяют также произвольную активность. Это активность, при которой осознаны преследуемая цель и существует контроль за ходом разворачивающихся процессов. Произвольная активность всегда проходит на фоне более или менее отчетливых ожидании предполагаемого результата деятельности или возможных последствий такого результата. Только применительно к таким единицам активности имеет смысл ставить вопрос «Зачем?» и искать мотивацию. Различие между импульсивной и произвольной активностью проследим в следующей таблице: Таблица №5 Сравнительная характеристика импульсивной и произвольной активности
Одним из видов произвольной активности является волевая активность. Волевая активность не нужна там, где есть актуально переживаемая потребность, побуждающая к действию, и где действие имеет для человека положительный смысл. Необходимость воли возникает в тех случаях, когда: 1) действие, которое необходимо выполнить, не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного побуждения; 2) осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддерживание необходимого побуждения к нему; 3) необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью. Приведу самый простой пример: если вы ставите перед собой цель пойти в кино. то здесь мы имеем дело с произвольным действием. Однако, когда вы решаете пойти в кино или готовиться к экзамену, и после некоторых усилий решаете все таки остаться дома и готовиться к экзамену, то это будет волевое действие. Волевая активность — это всегда это избирательная активность, результат произведенного личностью выбора. Итак, необходимость волевой регуляции возникает при недостатке побуждения к действию (или торможении его), какой бы причиной это не вызывалось, но при условии. что действие должно быть осуществлено (или заторможено). В.А.Иванников полагает, что формирование побуждения к волевому действию достигается через изменение или создание дополнительного смысла действия. Существует много приемов, которыми пользуется человек, желая изменить или внести дополнительный смысл действия. Например, смысл действия может меняться через предвидение и переживание последствий действия или отказ от его осуществления. Психолог П.В.Симонов приводит реальный случай из свой жизни, когда он должен был выполнить прыжок с-парашютом. Побороть спой страх перед прыжком ему помогло воспоминание о поведении своего товарища, который должен был прыгать перед ним. но испугался и вернулся на землю в самолете. Он вылезал из кабины на глазах у всех. Представив себя на месте товарища и испытав стыд за свой страх, П.В.Симонов совершил свой первый прыжок с парашютом. Дополнительный смысл действия формируется, например. при включении заданного действия в другое как условие его осуществления, то есть через соединение за- данного действия с имеющимся у человека желанием. Например, ребенок убирает комнату, чтобы затем быть свободным и пойти играть в футбол. Дополнительный смысл может возникать, когда человек сам ставит в рамках заданного действия новую задачу. Например, в задании экспериментатора рисовать кружочки или писать палочки (монотонное и неинтересное занятие) испытуемый сам ставит задачу — проверить себя на выносливость и терпение. Наконец, изменить смысл действия или ввести дополнительную мотивацию возможно с помощью воображения. Так человек может воображать себя таким же сильным, смелым, как любимый реальный или литературный юрой; когда он воображает, как бы герой оценил его действия или как бы он поступил на его месте, и поступает в соответствии с этим. Иногда сама ситуация становится в воображении фантастической: когда сорняки превращаются во врагов, а сам ребенок в героя, побеждающего их; когда один из марафонцев вообразил себя паровозом, преодолевающим длинный путь. Таким образом, В. А. Иванников заключает, что волевая регуляция как регуляция побуждения к действию осуществляется на основе произвольной формы мотивации. Когда человек намеренно или осознанно создает дополнительное побуждение (торможение) к действию через изменение смысла действия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|