ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Орфографический и пунктуационный тренинг.3. Вопросы для обсуждения: 1) В чем особенности произношения заимствованных слов. 2) Особенности русского ударения (разноместность, подвижность). 3) Причины появления акцентологических вариантов. 4) Нормы русского ударения. 4.Практические задания: 1. Расставьте ударения в данных словах: Аналог, апостроф, аристократия, асимметрия, балованный, безудержный, бижутерия, боязнь, вероисповедание, включит, втридорога, факсимиле, феерия, феномен, фейерверк, фольга, хвоя, хлопковый, ходатайствовать, христианин, цемент, черпать, шасси, шафер, щавель, экскурс, эксперт, диалог, игрище, бензопровод, квартал, жизнеобеспечение, пурпур, ракурс, экслибрис, узаконение, сосредоточение, маркетинг, закупорить, баловать. Алфавит, аналог, арахис, бередить, вогнутый, гражданство, гренки, двоюродный, маркировать, кинематография, усугубить, облегчить, толика, занятой, худоба, удобренный, средства, скопировать, столяр, рыкание, распланировать, эксперт, баржа, бармен, бисеринка, благовест, боязнь, бюрократия, валовой, вальдшнеп, ветеринария, гастрономия, диалог, диоптрия, дремота, договор, досуг, заумь, знамение, каучук, кладовая, коклюш, маркетинг, статуя, текстовой. 2. Определите значения слов. Составьте с этими словами предложения: брОня, бронИровать, бронЯ, бронировАть, хАос, хаОс, рАзвитый, развИтый, развитОй, врЕменный, временнОй, харАктерный, характЕрный, ОстротА – острОта, вИдение – видЕние, кИрка – киркА, лАвровый – лаврОвый, орган – оргАн. 3. Прочтите данные слова вслух, обращая внимание на произношение удвоенного согласного: Пассаж, ассистент, конный, суббота, аннулировать, аккорд, балласт, беззаботный, отдел, симметричный, вволю, корреспондент, теннис, гриппозный, аккуратный, беллетристика, металл, программный, рассада, грамматика 4. Прочитайте правильно слова: Инцидент, прецедент, компрометировать, интриганка, конкурентоспособный, будущий, конъюнктура, конъектура, дерматин, констатировать, ханжество, троллейбус, пертурбация, скрупулёзный, лаборатория, юрисконсульт, невропатолог, светопреставление, времяпрепровождение, летосчисление 5. Поставьте ударение, прочтите те пары, где ударение сохраняется в одной и той же морфеме: Звонишь – звонят; кухня – кухонный; столяр – столяра; окно – окон; трудна – трудно; брала – брало; 6. Найдите правильный вариант: хОленый – холЁный; свеклА – свЁкла; афЕра – афЁра; манЕвр – манЁвр; опЕка – опЁка; житиЕ – житиЁ; бытиЕ – бытиЁ 7. Определите, какой звук произносится (ч или ш): Ничто, нечто, скучный, съемочный, конечно, пряничница, девичник, гречичный, яичница, яичный, прачечная, яблочный, достаточно, пустячный, сливочный; 8. Выпишите слова, в которых сочетание чн произносится в соответствии со старомосковскими нормами: Конечно, двоечник, булочная, будничный, молочник, лавочник, сердечник, скворечник, яичница, скучный, девичник, сумеречный.
9. Распределите слова на две группы в зависимости от твердости-мягкости согласного перед «е»: Свитер, термин, тенденция, патент, телевизор, террор, террариум, интерьер, терраса, френч, Одесса, брюнет, диспансер, бассейн, темп, декламация, тенор, фен, шинель, компьютер, термин, стратегия, терапевт, форель, демагог, тезис, депрессия, террор, декан, партер.
10. Определите в каждой паре слово, ударение в котором является отличительной особенностью профессиональной речи: рАпорт – рапОрт, кОмпас – компАс, дОбыча – добЫча, полифОния – полифонИя, осУжденный-осуждЁнный.
5. Домашнее задание: - подготовьте сообщение по темам «Старомосковское ударение», - «Особенности произношения жителей Петербурга».
6. Литература: 1) Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. редактор Л.К.Граудина, Е.Н. Ширяев – М.: Норма, 2005 – 560 с. 2) Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1988 – 319с. 3) Русский язык и культура речи./ Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002 - 412 с.* 4) Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов- на- Дону; Феникс, 1996 - 544 с. 5) Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / Ред. Гойхман О.Я.- М.: Инфра-М, 1997 - 240 с. 6) Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения / Ред. Граудина Л.К.-М.: Наука, 1996 - 439с. 7) Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (блок ГСЭ)/ М.Р.Львов.- 2-е изд., испр., М.: Академия, 2004-271 с.* 8) Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. Русский язык, 1987- 526 с. 9) Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. М.: Российская академия правосудия, 2005-144 с.* 10) Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование- М. Айрис-пресс, 2010-496 с. Семинар № 5. «Грамматические нормы. Нормы употребления имен существительных и прилагательных, числительных, местоимений» История слова Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|