Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Орфографический и пунктуационный тренинг.




3. Вопросы для обсуждения:

1) В чем особенности произношения заимствованных слов.

2) Особенности русского ударения (разноместность, подвижность).

3) Причины появления акцентологических вариантов.

4) Нормы русского ударения.

4.Практические задания:

1. Расставьте ударения в данных словах:

Аналог, апостроф, аристократия, асимметрия, балованный, безудержный, бижутерия, боязнь, вероисповедание, включит, втридорога, факсимиле, феерия, феномен, фейерверк, фольга, хвоя, хлопковый, ходатайствовать, христианин, цемент, черпать, шасси, шафер, щавель, экскурс, эксперт, диалог, игрище, бензопровод, квартал, жизнеобеспечение, пурпур, ракурс, экслибрис, узаконение, сосредоточение, маркетинг, закупорить, баловать.

Алфавит, аналог, арахис, бередить, вогнутый, гражданство, гренки, двоюродный, маркировать, кинематография, усугубить, облегчить, толика, занятой, худоба, удобренный, средства, скопировать, столяр, рыкание, распланировать, эксперт, баржа, бармен, бисеринка, благовест, боязнь, бюрократия, валовой, вальдшнеп, ветеринария, гастрономия, диалог, диоптрия, дремота, договор, досуг, заумь, знамение, каучук, кладовая, коклюш, маркетинг, статуя, текстовой.

2. Определите значения слов. Составьте с этими словами предложения:

брОня, бронИровать, бронЯ, бронировАть, хАос, хаОс, рАзвитый, развИтый, развитОй, врЕменный, временнОй, харАктерный, характЕрный, ОстротА – острОта, вИдение – видЕние, кИрка – киркА, лАвровый – лаврОвый, орган – оргАн.

3. Прочтите данные слова вслух, обращая внимание на произношение удвоенного согласного:

Пассаж, ассистент, конный, суббота, аннулировать, аккорд, балласт, беззаботный, отдел, симметричный, вволю, корреспондент, теннис, гриппозный, аккуратный, беллетристика, металл, программный, рассада, грамматика

4. Прочитайте правильно слова:

Инцидент, прецедент, компрометировать, интриганка, конкурентоспособный, будущий, конъюнктура, конъектура, дерматин, констатировать, ханжество, троллейбус, пертурбация, скрупулёзный, лаборатория, юрисконсульт, невропатолог, светопреставление, времяпрепровождение, летосчисление

5. Поставьте ударение, прочтите те пары, где ударение сохраняется в одной и той же морфеме:

Звонишь – звонят; кухня – кухонный; столяр – столяра; окно – окон; трудна – трудно; брала – брало;

6. Найдите правильный вариант:

хОленый – холЁный; свеклА – свЁкла; афЕра – афЁра; манЕвр – манЁвр; опЕка – опЁка; житиЕ – житиЁ; бытиЕ – бытиЁ

7. Определите, какой звук произносится (ч или ш):

Ничто, нечто, скучный, съемочный, конечно, пряничница, девичник, гречичный, яичница, яичный, прачечная, яблочный, достаточно, пустячный, сливочный;

8. Выпишите слова, в которых сочетание чн произносится в соответствии со старомосковскими нормами:

Конечно, двоечник, булочная, будничный, молочник, лавочник, сердечник, скворечник, яичница, скучный, девичник, сумеречный.

 

9. Распределите слова на две группы в зависимости от твердости-мягкости согласного перед «е»:

Свитер, термин, тенденция, патент, телевизор, террор, террариум, интерьер, терраса, френч, Одесса, брюнет, диспансер, бассейн, темп, декламация, тенор, фен, шинель, компьютер, термин, стратегия, терапевт, форель, демагог, тезис, депрессия, террор, декан, партер.

 

10. Определите в каждой паре слово, ударение в котором является отличительной особенностью профессиональной речи:

рАпорт – рапОрт, кОмпас – компАс, дОбыча – добЫча, полифОния – полифонИя, осУжденный-осуждЁнный.

 

5. Домашнее задание:

- подготовьте сообщение по темам «Старомосковское ударение»,

- «Особенности произношения жителей Петербурга».

 

6. Литература:

1) Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. редактор Л.К.Граудина, Е.Н. Ширяев – М.: Норма, 2005 – 560 с.

2) Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1988 – 319с.

3) Русский язык и культура речи./ Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002 - 412 с.*

4) Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов- на-

Дону; Феникс, 1996 - 544 с.

5) Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / Ред. Гойхман О.Я.- М.: Инфра-М, 1997 - 240 с.

6) Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения / Ред. Граудина Л.К.-М.: Наука, 1996 - 439с.

7) Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (блок ГСЭ)/ М.Р.Львов.- 2-е изд., испр., М.: Академия, 2004-271 с.*

8) Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. Русский язык, 1987- 526 с.

9) Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. М.: Российская академия правосудия, 2005-144 с.*

10) Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование- М. Айрис-пресс, 2010-496 с.

Семинар № 5. «Грамматические нормы. Нормы употребления имен существительных и прилагательных, числительных, местоимений»

История слова






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных