ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Женская преступность 5 страницаРоссийскому праву характерен высокий уровень кодификации, поэтому меры уголовно-правового, процессуального, уголовно-исполни-тельного характера отражаются в соответствующих кодексах, а также в законе об оперативно-розыскной деятельности. Соответствующие меры противодействия организованной преступности должны и могут быть включены в эти законы. И лишь профилактические, административно-правовые и организационные меры противодействия организованной преступности могут быть предметом самостоятельного правового регулирования. Но это не отменяет необходимости комплексного закона о борьбе с организованной преступностью, состоящего из двух блоков. Из норм, инкорпорируемых одновременно в вышеперечисленные акты, и не действующих самостоятельно; и из норм, применяемых непосредственно. Он необходим, во-первых, как нормативная база для служб борьбы с организованной преступностью, во-вторых, как профилактическое средство, в-третьих, как документ, отражающий политику государства в отношении организованной преступности. Однако такой закон, принятый Государственной Думой и Советом Федерации, дважды отклонен Президентом. Думе же не удается преодолеть его вето. Президент и его окружение считают, что многие меры, записанные в этом законе, а также в проектах законов о борьбе с коррупцией и легализацией преступных доходов, могут затормозить развитие рыночных отношений. Поэтому они отвергаются, как, якобы,
противоречащие Конституции РФ. Такая опасность есть, так как эти законопроекты предусматривают новые ограничения прав и свобод человека на основе критериев, сформулированных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Но эти ограничения необходимы в целях защиты жизни, здоровья, а также других прав и свобод человека, нравственности. Беспрецедентные же масштабы организованной преступности и криминализации власти более опасны для общества. Период растерянности и беспомощности перед организованной преступностью прошли в свое время США и Италия. Теперь это предстоит России и в этом может помочь принятие трех вышеназванных антимафиозных законов. Надо доказать, что демократическое государство способно подавлять организованную преступность. Во всех федеральных программах по усилению борьбы с преступностью имеется специальный раздел, посвященный борьбе с организованной преступностью, который, как правило, содержит в основном организационные меры. В нем чаще всего предусматриваются: • разработка мер, препятствующих проникновению организованной преступности в государственный аппарат; • разработка механизма получения и реализации информации о денежных средствах организованной преступности, сосредоточенных в иностранных банках и принадлежащих участникам организованных преступных групп и сообществ, в том числе об их недвижимом и ином имуществе за рубежом и обеспечение его ареста, конфискации и возвращения валютных средств либо эквивалента за недвижимость и другое ценное имущество в Россию; • выработка системы мер пресечения «отмывания» незаконно полученных капиталов и имущества, нажитых преступным путем, а также ответственности за оказание содействия в этом; • создание системы мер обеспечения в соответствии с законодательством оперативного лишения преступных групп и сообществ возможности распоряжаться имеющимися деньгами, ценным имуществом, специальными техническими средствами с последующей их конфискацией; • разработка системы информационного обеспечения деятельности правоохранительных и других заинтересованных ведомств по выявлению преступных формирований и создание единого информационного банка данных о преступных формированиях, их лидерах, покровителях, способах поддержания международных контактов. Организованная преступность
В федеральных программах также предусматриваются меры уголов-но-правовой и криминологической (собственно) профилактики. Из собственно профилактических мероприятий можно назвать разработку и реализацию комплекса мер по демонстрации населению результатов борьбы с организованной преступностью, включая показ через средства массовой информации судебных процессов над участниками организованных групп и сообществ, периодическую публикацию сообщений о результатах проведенных операций по изъятию денег и иных ценностей, нажитых преступным путем, оружия, наркотиков. Некоторые из нормативных решений до принятия указанных законов были реализованы в Указе Президента РФ № 1226 от 14 июня 1994 г. «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности»,29 действие которого Президент прекратил в июне 1997 г., однако они и сейчас представляют практический интерес. В нем было предусмотрено, при наличии достаточных данных о причастности лица к банде или иной организованной преступной группе, подозреваемой в совершении тяжких преступлений: • задержание без санкции суда или прокурора на срок до 30 суток; • запрет применения в качестве меры пресечения подписки о невыезде, личного поручительства, поручительства общественных организаций и залога; • проведение до возбуждения уголовного дела экспертизы; • назначение предварительной проверки финансово-экономической деятельности, имущественного и финансового положения не только данного лица, но и его родственников или проживающих с ним в течение последних пяти лет других лиц, а так же в отношении физических и юридических лиц, общественных объединений, имуществом, средствами или именем которых подозреваемое лицо могло распоряжаться или пользоваться; • непризнание банковской и коммерческой тайны в качестве препятствия для получения правоохранительными органами в установленном ими порядке сведений и документов о финансово-экономической деятельности, вкладах и операциях по счетам физических и юридических лицлфичастных к совершению бандитских нападений и других тяжких преступлений, совершенных организованными преступными группами; • право работников органов внутренних дел и контрразведки осматривать здания и помещения предприятий, учреждений и орга- Глава 16 низаций, независимо от форм собственности, характеризующей их деятельность, а также досматривать транспортные средства, их водителей и пассажиров. Многие из перечисленных мер повторены в проекте закона «О борьбе с организованной преступностью»,30 принятом Государственной Думой, но отклоненном Президентом. В указанном законопроекте содержатся меры уголовно-правового, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного и специально-организационного характера. В частности, предусмотрено создание специализированных подразделений по борьбе с преступностью, помимо имеющихся в МВД и ФСБ, в прокуратуре и налоговой полиции; использование в оперативно-розыскной деятельности наряду с мерами, предусмотренными законом «Об оперативно-розыскной деятельности», такой специальной меры, как создание и использование юридических лиц; возможность привлечения к уголовной ответственности за заведомо ложное показание и заведомо ложный донос подозреваемого или обвиняемого, добровольно изъявившего желание дать показания в отношении других лиц, проходящих по уголовным делам, связанным с организованной преступностью, признание источником доказательств сведений, добытых в процессе оперативно-розыскной деятельности. В этом проекте много внимания уделено и особенностям производства по делам об организованной преступности: проверке заявлений и сообщений, производству следственных действий, защите участников уголовного судопроизводства. В связи с тем что в основе корыстной организованной преступности лежит материальный интерес, во многих странах вводятся конфискация противоправно нажитых средств в порядке гражданского судопроизводства и поэтому здесь не действует презумпция невиновности (Нидерланды, США, Италия). Предусматривается обязанность сообщать о подозрительных финансовых операциях в финансовые органы, что представляет собой определенное ограничение коммерческой тайны. И в этом плане Президента РФ подставляют его советники, оперируя псевдодемократическими аргументами против вышеуказанных мер подрыва экономических основ организованной преступности и других мер борьбы с ней. Достаточно эффективные меры профилактики организованной преступности предусмотрены в проекте закона о предупреждении легализации незаконно полученных средств. В нем предлагается предоставить право руководству специализированных подразделений по борьбе с Организованная преступность
организованной преступностью с санкции прокурора налагать административный арест на имущество сроком на один месяц (который может быть продлен до 2-х месяцев), при наличии данных о противоправном получении физическими или юридическими лицами денежных средств или иного имущества. Эти руководители должны одновременно истребовать от указанных лиц доказательства законности происхождения и приобретения денег или иного имущества. Если эти лица по истечении определенного срока не представят доказательства, подтверждающие законный характер происхождения средств, или представят ложные сведения, соответствующие денежные средства, имущество подлежат конфискации и обращению в доход государства по решению федерального суда. Суд же рассматривает дело о конфискации в порядке гражданского судопроизводства по иску прокурора. В качестве другой меры борьбы с организованной преступностью в этом проекте предусмотрена возможность предварительной, до возбуждения уголовного дела, проверки с согласия прокурора или суда финансово-экономической деятельности, имущественного и финансового положения лица, заподозренного в причастности к организованной преступности, его супруга (супруги), близких родственников или совместно проживающих с ним в течение последних пяти лет других лиц, а также физических и юридических лиц, общественных объединений, денежными средствами или имуществом которых подозреваемое лицо владело, либо пользовалась, либо распоряжалось, либо именами и наименованиями которых пользовалось.31 Эффективная профилактика организованной преступной деятельности возможна, если она ведется адресно, применительно к отдельным объектам, сферам жизнедеятельности, где имеет место проникновение и функционирование преступных формирований. Таковыми сферами являются: налогообложение, банковские операции, внешнеэкономическая деятельность, процесс приватизации, оборот наркотиков, военно-промышленный комплекс, сделки с цветными и другими ценными металлами, драгоценными камнями. В связи с этим рекомендуется планировать определенные профилактические мероприятия, в частности, разработку системы декларирования доходов, унификацию финансовых документов, их защиту от подделок, создание единой автоматизированной системы контроля за экспортом стратегически важных сырьевых товаров и государственного реестра участников внешнеэкономической деятельности; разработку программы мер предупреждения оттока денежных ресурсов в тене- Глава 16 вую экономику и финансирование преступных структур; регулярную паспортизацию мест производства и хранения стратегически важных сырьевых ресурсов, драгоценных металлов и камней, денежных хранилищ; проведение перерегистрации негосударственных хозяйственных структур, созданных с использованием государственной собственности, с проверкой при этом источников и законности образования первоначального капитала, обоснованности оценки объектов, переданных им в собственность или в аренду. В противодействии организованной преступности необходимо участие и предпринимателей, так как предпринимательство — основной источник приложения сил корыстной организованной преступности. В этом аспекте полезным явилось бы внедрение опыта работы Комиссии по организованной преступности г. Чикаго (США), созданной еще в 1919 г. В ее состав вошли влиятельные бизнесмены и руководители общественных организаций. Свою репутацию она приобрела в результате пропагандисткой кампании против организованной преступности в 30-х гг. И в 80-х гг. эта область остается основной в ее деятельности.32 Организованная преступность в отличие от других видов преступности представляет прямую угрозу для национальной безопасности России. Поэтому необходим единый механизм, обеспечивающий разработку и координацию исполнения федеральных программ по противодействию организованной преступности. Указом Президента РФ от 18 сентября 1994 г. № 1390 «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации» введены должности помощников глав администрации по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией. В соответствии с этим же Указом, а также постановлением Правительства РФ от 5 июля 1994 г. № 774, образована правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Эти субъекты и должны быть координаторами, действующими в целях реализации государственной политики в сфере борьбы с организованной преступностью, в том числе с незаконным оборотом наркотиков, который представляет собой один из распространенных видов бизнеса организованных преступных формирований. В качестве органов, обеспечивающих деятельность по борьбе с организованной преступностью, в стране выступают: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Органами же, непосредственно ответственными за результаты борьбы с организованной преступностью, являются Генеральная прокуратура, МВД РФ (в составе которого с февраля 1991 г. функционируют специализированные подразделения Организованная преступность по борьбе с организованной преступностью), Федеральная служба безопасности (согласно положению об этой службе, ФСБ осуществляет борьбу с терроризмом, с незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями), налоговая полиция, таможенные органы. К кругу субъектов, осуществляющих воздействие на организованную преступность также, относятся органы обороны, внешних экономических связей, служба внешней разведки, Госкомимущество, Центральный банк, финансовые и налоговые органы, комитеты по антимонопольной политике, по драгоценным металлам и драгоценным камням, министерство экономики, транспортных путей сообщения, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики и т. д. Чрезвычайно важным является формирование в обществе благоприятного отношения к деятельности правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью, привлечение общественности к этой борьбе. В этом велика роль средств массовой информации и учреждений культуры. Контрольные вопросы 1. В чем состоит различие понятий организованной преступности в уголовном праве и криминологии? 2. Какова история организованной преступности в России и за рубежом? 3. Назовите признаки организованной преступности. 4. Приведите основные данные характеристики организованной преступности и личности ее участников. 5. Конкретизируйте причины роста организованной преступности. 6. Что включает в себя нормативно-правовая основа борьбы с организованной преступностью? Примечания ' См.: Основы борьбы с организованной преступностью/Под, ред. В. С. Ов-чинского, В. Е. Эминова. - М.: Инфра-М., 1996. С. 12. 2 См.: «Девятый вал» криминала. Интервью с А. С. Куликовым/УПравда. 1999. №79.16-19 июля. С. 1.
3 См.: Устинов В. С. Понятие и криминологическая характеристика организованной преступности — Н. Новгород, 1993. С. 28; Паклин Н. Закон против ма-фии//Российская газета. 1997. 1 ноября. 4 См.: Овчинский В. С. Стратегия борьбы с мафией. — М., 1993. С.10. 5 См.: Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. - М„ 1990. С. 207. 6 Бюллетень Верховного Суда. СССР. 1990. № 7. С. 8-9. 7 Бюллетень Верховного Суда РФ. № 2.1997. 8 См.: Организованная преступность-3. — М., 1996. 9 См.: Модельный Уголовный кодекс «Приложение к информационному бюллетеню 1996. № 10. С. 99. 10 Гуров А. И. Указ. Кн. С. 120; Лунеев В. В. Криминологическая характеристика организованной преступности. — В кн.: Изучение организованной преступности: российско-американский диалог. М., 1990. С. 34. " См.: Зорин Г. А., Танкевич О. В. Понятие и основные признаки транснациональной преступности.— Гродно, 1997. С.3. 12 См.: «Девятый вал» криминала//Правда. 1999. № 79.16-19 июня. С. 1. 13 См.: Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировой криминалистический анализ.-М., 1997. С. 167. 14 В целом наркобизнес относят к общеуголовной преступности Г. А. Зорин, О.В. Танкевич. (См.: Зорин Г. А., Танкевич О. В. Понятия и основные признаки транснациональной преступности. — Гродно, 1997. С. 26.). 15 См.: Разинкин В. С. Организованная преступность в период реформ в Рос-сии//0рганизованная преступность — М., 1996. С. 75. 16 Криминология / Под редакцией В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. — М., 1997.С.26. 17 См.: Преступность и правонарушения (1991-1995). Статистический сборник. - М., 1995. С. 16,41. 18 Лунеев В. В. Криминологическая характеристика организованной преступности в России В кн.: Изучение организованной преступности: российско-американский диалог..— М., 1997. С. 39-40; Основы борьбы с организованной преступностью. — М., 1996. С. 172. 19 См.: Основы борьбы с организованной преступностью. — М., 1996. С. 173. 20 См.: Лунеев В. В. Криминологическая характеристика организованной преступности в России. — В кн.: Изучение организованной преступности: российско-американский диалог. — М., 1997. С. 42. 21 См.: Оперативная обстановка в стране и меры по усилению борьбы с преступностью. — М., 1993. С. 3; Состояние правопорядка в России и результаты работы органов внутренних дел в 1993 г. — М., 1993. С.11; Известия. 1994. 21 октября; Аргументы и факты. 1994. № 48. С. 10. Состояние преступности в России за 1997 год. — М., 1998. С. 19; Состояние преступности в России за январь-декабрь 1998 года. — М., 1999. С. 21. 22 Куликов А. Отчет перед гражданами России//Российская газета. 1997. 21 февраля. С. 8. Организованная преступность
23 См.: Девятый вал криминала. Интервью с А. С. Куликовым//Правда. 1999. №79.16-19 июля. 24 См.: Кузнецова Н. Ф. Преступность и экономика//У крепление законности и борьба с преступностью в условиях формирования правового государства. — М., 1990. С. 30-32; Мишин Г. К. Проблема экономической преступности. — М., 1994. С. 46-54; Сухарев А. Я. Феномен российской преступности в переходный период: тенденции, пути, средства противодействия. Докт.... дисс в виде научного доклада. — М., 1996 С. 17-21; Яни П. С. Экономические и служебные преступления. — М., 1997. С. 20. 25 См.: «Девятый вал криминала.... 26 См.: Кларк Р. Преступность в США. - М., 1970. С. 19. 27 Основы борьбы с организованной преступностью. Под ред. В. С. Овчинско-го, В. Е. Эминова, Н. Н. Яблокова. С. 129. 28 В дальнейшем речь будет идти в основном о предупреждении корыстной организованной преступности. 29 См.: Российская газета 1994. 17 июня. 30 См.: Организованная преступность - 3. — М., 1996. 31 См.: Проблемы преступности в капиталистических странах. Информ. бюлл. 1989. №9. С. 49-53. 32 См.: Мартене Ф. Роль комиссий по борьбе с преступностью в борьбе с организованной преступностью//В кн.: Изучение организованной преступности: Российско-американский диалог. — М., 1997. С. 133-141. Глава 17 Преступность и иные формы девиантности 17.1. Преступность в контексте девиантного поведения Преступность, наряду с наркотизмом, пьянством, проституцией, | коррупцией и другими нежелательными для общества явлениями, | относится к так называемым социальным девиациям (отклонениям), | а преступление — разновидность девиантного (отклоняющегося) по-1 ведения. Все виды негативных девиаций, а также социальное творчество (научное, техническое, художественное и др.), как позитивная [ девиантность, — служат предметом социологии девиантности и социального контроля. Преступность — лишь одно из проявлений девиантности,1 ее специфическая форма.* Таким образом, выстраивается следующая иерархия наук: социология — социология девиантности и социального контроля (девиантоло-гия) — криминология, суицидология и др. Это нисколько не умаляет роли и значения криминологии как относительно самостоятельной науки, но позволяет лучше понять, с позиций более общих научных представлений, природу преступности, ее место в обществе, ее взаимосвязи с иными проявлениями девиантности, осознать единый для всех девиа- • ций «причинный комплекс» и выработать общую стратегию и тактику социального контроля девиантности. Разумеется, это не исключает специфические, т. е. уголовно-правовые методы противодействия отдельным видам преступности, наркотизму, коррупции и т. п.2 * Данная позиция разделяется не всеми авторами учебника. (Прим. отв. ред^ Преступность и иные формы девиантности Исходя из социологического понимания природы преступности, важно отметить следующее: • преступность и иные формы девиантности находятся в сложных, иногда непривычных взаимосвязях (еще в 70-е гг. нами было показано, что повышенный уровень алкоголизации населения может сопровождаться пониженным уровнем преступности и наоборот, что в обратной зависимости разводятся убийства и самоубийства, пьянство и наркотизм, негативные и позитивные девиации, и т. п.);3 • преступность и иные формы девиантности соотносятся не как «причины» и «следствия» (ни пьянство, ни наркотизм не являются «причиной» преступности), а как однопорядковые социальные феномены, существующие, развивающиеся и изменяющиеся под воздействием определенных экономических, социальных, политических, демографических и иных факторов; • общность факторов, влияющих на состояние, уровень, структуру и динамику преступности, на уровень и динамику наркотизации и алкоголизации населения, на масштабы коррупции, проституции и суицидального поведения, позволяет вырабатывать единые стратегические направления противодействия нежелательным для общества явлениям хотя бы на уровне общесоциальной профилактики («первичной превенции» — primary prevention). Далее будут рассмотрены некоторые формы негативных социальных девиаций в их связи с криминологическими проблемами. 17.2. Пьянство и алкоголизм Следует различать потребление алкогольных напитков — известное тысячелетия и приносящее немалые радости людям, а в некоторых случаях обладающее лечебным эффектом; злоупотребление алкоголем или пьянство, влекущее противоправное поведение, нарушающее нормальную жизнь других людей, членов семьи, становящееся привычкой, чертой образа жизни; и алкоголизм (с 1979 г., по Международной классификации болезней, — «синдром алкогольной зависимости») — заболевание, развивающееся в результате пьянства, проявляющееся в ниде физической и психической зависимости от алкоголя и приводящее к психической и социальной деградации личности, патологии обмена веществ, внутренних органов, нервной системы. 14-2473
Угрозой обществу являются пьянство и алкоголизм, тогда как потребление алкоголя «нормально» и не относится к девиантному поведению (по результатам многочисленных исследований, в России изредка и умеренно потребляют алкогольные напитки 70-80% населения, лишь 3-5% — абсолютные трезвенники, 3-5% страдают алкоголизмом, 10-12% — злоупотребляют алкоголем). Поскольку в русском языке отсутствует термин, обозначающий злоупотребление алкоголем как социальное явление (термин, аналогичный «преступности» или «наркотизму»), постольку мы вынуждены далее употреблять не вполне корректные понятия «пьянство» и «алкоголизм» — в его широком, немедицинском понимании. Проблеме пьянства и алкоголизма посвящена обширная литература. Мы остановимся лишь на криминологически значимых вопросах. Связь алкоголизации и преступности издавна отмечалась криминологами. Так, наблюдались возрастание количества преступлений в конце рабочей недели; сочетание безудержного пьянства и повышенной «криминальности» беднейших слоев населения; относительно более сильное влияние пьянства на насильственные преступления, чем на имущественные; совпадение регионов с повышенным уровнем алкоголизации и преступности и др.4 Проследим отдельные проявления взаимосвязи преступности и алкоголизма в настоящее время. Данные о некоторых видах зарегистрированных в России преступлений, совершенных лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, приводятся в табл. 17.1. Наблюдается последовательное сокращение удельного веса «пьяной» преступности с 41,2% в 1993 г. до 29,6% в 1998 г. Эта тенденция продолжается, и в 1999 г. этот показатель снизился до 25,8%, в 2000 г. — до 23,1%. Различаются преступления, совершаемые преимущественно в состоянии алкогольного опьянения (все тяжкие насильственные преступления), и на трезвую голову (кражи, а также не вошедшие в таблицу «беловоротничковые» преступления — присвоения, растраты, взяточничество и т. п.). Значительны территориальные различия «пьяной» преступности. Данные за 1907-1912 гг. имеются в упомянутой книге М. Н. Гернета (с. 381-382). Современные сведения мы находим в ежегодниках ГИЦ МВД РФ «Состояние преступности в России». Так, если в 1995 г. средний по стране удельный вес зарегистрированных преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, составил 37,3%, то в Удмуртской республике он достиг 54,0%, в республике Коми — 53,6%, в Вологодской области — 52,6%, в республике Тува — 52,1%, в Пермской Преступность и иные формы девиантности
Таблица 17.1 Доля зарегистрированных преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, % (Россия, 1987-1998 гг.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|