ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методические указания. Прежде всего, необходимо дать надлежащую оценку месту и роли криминологической профилактики в общей системе социального воздействия на преступностьПрежде всего, необходимо дать надлежащую оценку месту и роли криминологической профилактики в общей системе социального воздействия на преступность, определить соотношение профилактики с уголовно-правовыми мерами, значение предупредительной деятельности в современных условиях, Важно составить четкое представление о специализированных и неспециализированных субъектах предупредительной деятельности; об объектах профилактического воздействия и профилактической защиты; о понятии, содержании и соотношении общесоциального и специально-криминологического предупреждения преступности; об общей и индивидуальной профилактике, Заслуживает внимания вопрос о содержании и соотношении терминов: «предупреждение», «профилактика», «предотвращение», «превенция», «пресечение». Анализируя меры предупреждения преступности, необходимо классифицировать их по: - содержанию (экономические, социально-политические, культурно-воспитательные, юридические, организационно-управленческие, технические); - уровню (обшесоциальные, специально-криминологические); - объему применения (общие и индивидуальные); - масштабу (общегосударственные, местные); - субъектам применения (государственные, общественные); - направлениям и сферам применения (по видам преступлений и типам преступного поведения); - различным социальным группам; - сферам общественной жизни, отраслям экономики; - специфическим территориальным зонам, регионам и объектам. Кроме того, необходимо четко выделить обстоятельства, определяющие роль органов внутренних дел в предупреждении правонарушений, выявить содержание профилактической деятельности каждой службы и подразделения органов внутренних дел, имея в виду их работы. Информационное обеспечение профилактической деятельности органов внутренних дел нужно рассматривать в контексте материалов предыдущих тем (методов исследова-ния криминологических проблем, статистических данных как одного из важнейших источников получения информации о преступлениях и лицах, их совершивших. Очень важно усвоить содержание методов профилактики правонарушений, к которым относятся: анализ оперативной обстановки (правонарушений и преступности), информирование соответствующих органов и учреждений (должностных лиц) об оперативной обстановке; обследование объектов и мест массового отдыха населения, проведение специальных рейдов; изучение материалов печати, сообщений должностных лиц и заявлений граждан; проведение правовоспитательной работы среди населения. Необходимо раскрыть понятие и виды социального контроля над преступностью (формальный, неформальный, карательный, сдерживающий), его методы (поощрение и наказание), содержание уголовной политики РФ на современном этапе и ее направления, отразив их гуманный характер по отношению к преступнику. Задание 1 Прочтите описание преступного поведения. К какому типу относится данное преступление? Проанализируйте криминогенную ситуацию и личность преступника. Возможно ли было предотвратить это преступление? Хорошо покутил вчера Аксенов. Спасибо ребятам за приглашение — баня, девочки, водка была хорошая, утром голова почти не болела. Через неделю он получил видеофильм. Даже дрожь по телу от таких кадров. По телефону сообщили, что стоимость банных и дамских услуг по прейскуранту — 70 тыс. долларов. «Почему так дорого? Потому, что сервис был высшего класса. Мы предлагаем вам сотрудничать с нами, иначе сумма, господин прокурор, будет фигурировать на суде как сумма взятки». Задание 2 Квалифицируйте деяние Оксаны. Дайте рекомендации о том, как не совершить данное преступление. Оксана живет в коммунальной квартире. Ее сосед любит выпить. Денег на выпивку не хватает. И вот он не нашел ничего лучшего, как забираться в комнату Оксаны и употреблять ликеры. Оксана говорила ему по-хорошему, неоднократно обращалась к участковому. Но никаких результатов. Осталось последнее средство. Оксана химик. На работе она достала яд и растворила его в бутылке с ликером. Мол, моя комната, что хочу, то и делаю. Сосед выпил этот ликер и через три часа умер. Неприятно, конечно, чувствовать, что имеешь некоторое отношение к смерти человека, зато теперь она живет в отдельной квартире. Комната соседа досталась ей. Через неделю ее вызвали на допрос. Она не скрывала, как все было. Каково же было удивление Оксаны, когда ее осудили за убийство. Это настоящая трагедия. Задание 3 Подготовьте таблицы для анализа состояния преступности и других правонарушений на территории района крупного города за год: - время и место совершения краж (не более 10 граф); - состояние преступности и других правонарушений в микрорайоне. Задание 4 Вычислите, сравните и охарактеризуйте «индексы зараженности» правонарушениями работников предприятий, если состояние преступности и других правонарушений в них за год характеризуется следующими данными: - в строительной организации с численностью рабочих и служащих в 500 человек совершили правонарушения и были привлечены к уголовной ответственности 4 человека; к административной ответственности за совершение различных проступков — 20 человек, в том числе служащих — 3 человека; - в другой строительной организации с численностью рабочих и служащих в 600 человек за аналогичный период было привлечено к различным видам ответственности соответственно 423 человека, в том числе служащих 5 человек; - на механическом заводе с численностью рабочих и служащих 1000 человек к уголовной ответственности привлечено 2 человека; к административной — 10 человек, в том числе служащих — 1 человек. Задание 5 Учащимися одного из училищ за последние три года совершено 8 преступлений: 3 кражи из квартир — тремя учащимися; 2 угона автомобилей — пятью учащимися; 2 хулиганства — тремя учащимися и 1 групповое изнасилование несовершеннолетней — двумя учащимися. Кроме того, трое учащихся совершили мелкое хулиганство, двое — занимались незаконным изготовлением радиопередающих устройств. Установлен факт приобретения и разового потребления учащимися наркотических средств. Двое учащихся во время производственной практики совершили мелкое хищение строительных материалов. Неоднократно выявлялись случаи употребления учащимися спиртных напитков. На обслуживаемой территории находятся юридический, архитектурный и медицинский институты, НИИ радиоаппаратуры и механический завод. Директор профессионального училища обратился в управление внутренних дел с просьбой оказать содействие в воспитательно-профилактической работе среди учащихся, в том числе в прочтении лекций и проведении занятий на морально-правовые темы. 1. Определите обстоятельства, которые должны быть учтены при организации чтения цикла лекций и других воспитательных мероприятий с учащимися, формы правовоспитательной работы, наиболее целесообразные в данном случае, и круг лиц, которых следует привлечь к этой работе. 2. Разработайте тематику бесед с учащимися училища. Задание б Изучите справку по материалам о правонарушениях Извекова. Извекову 35 лет, он женат, имеет 2 малолетних детей в возрасте 9 и 13 лет; образование среднеспециальное, по профессии — художник-оформитель с 13-летним стажем; работает рабочим в овощном магазине; ранее к уголовной ответственности не привлекался. В течение последнего года привлекался к административной ответственности за мелкое хулиганство (учинил в общественном месте в пьяном виде скандал с женой), дважды доставлялся в медицинский вытрезвитель. В последний раз, находясь в состоянии алкогольного опьянения, совершил кражу 10 кг бананов, продал их, а вырученные деньги пропил. За совершенное деяние был приговорен к 1 году исправительных работ. В беседе с участковым уполномоченным Извеков сказал, что совершил кражу в бессознательном состоянии, ничего не помнил из-за сильного опьянения и был удивлен, что суд осудил его за кражу бананов, хотя и не отрицал того, что украл их. 82 В процессе общения участковый предупредил Извекова: «Учтите, что при совершении нового преступления вы будете, как ранее судимый, подвергнуты более строгому наказанию. Имейте в виду, что по закону лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности. Если вы будете продолжать злоупотреблять спиртными напитками, то в случае совершения преступления дело может дойти до применения к вам принудительных мер медицинского характера». Проверкой по месту жительства Извекова установлено, что он пьянствует в основном со своим соседом Курзаевым, ранее судимым за хулиганство. В беседе с администрацией магазина было установлено, что за последнее время (после осуждения за кражу) Извеков изменил свое поведение к лучшему, лишь иногда допускает выпивки. Участковый пригласил его на беседу и сказал: «Хорошо, что вы взялись за ум. При РЭУ создается изостудия для трудных подростков. Руководитель уже есть, но ему пока трудно. Поэтому я прошу вас помочь ему, приняв в этом хорошем деле посильное участие». Извеков ответил, что он с удовольствием займется работой в художественном кружке, только не уверен, имеет ли он на это моральное право. Участковый уполномоченный милиции поблагодарил Извекова за готовность исполнить его просьбу, добавив: «Насчет морального права вы верно заметили. Пока окончательно не бросите пить, о работе в кружке не может быть и речи. Кружок начнет действовать через два месяца. Вот к этому времени и надо привести себя в порядок, заслужить и моральное право, о котором вы говорите. А сейчас прошу вас составить перечень необходимых принадлежностей для занятий подростков в художественном кружке и передать его мне». /. Проанализируйте содержание бесед участкового уполномоченного милиции с Извековым. Определите, какие при- менялись в данном случае методы индивидуально-воспитательной работы, приемы индивидуально-профилактического воздействия. 2. Своевременно ли применялась в отношении Извекова каждая из мер индивидуально-воспитательного воздействия? 3. Какие дополнительные меры следовало бы применить к нему? Задание 7 Изучите справку по материалам о правонарушении Аръя-нова; проанализируйте действия участкового уполномоченного милиции и дайте им оценку с учетом требований закона, ведомственных нормативных актов и тактики индивидуально-профилактической работы. 12 октября 2008 года Арьянов прибыл из мест лишения свободы, где отбывал наказание за кражу (ранее судим к лишению свободы за хулиганство). 29 октября 2008 года какой-то недоброжелатель позвонил в дежурную часть районного отдела внутренних дел и сообщил, что Арьянов избивает свою жену и нигде не работает. Сотрудник РОВД, принявший телефонограмму от этого анонима, передал ее содержание участковому уполномоченному милиции Иванову (данная территория, где проживает Арьянов, закреплена за Ивановым). Участковый вызвал Арьянова на 30 октября 2008 года в ОВД повесткой. Арьянов в назначенное время не явился. Внештатный сотрудник, которого на следующий день участковый направил к Арьянову, застал его дома и предложил последовать за ним. Придя в ОВД, Арьянов сказал участковому, что в тот день устраивался на работу, ходил в отдел кадров хлебозавода, никого не бил и вообще он не женат. Участковый на это заметил: «Трудоустройство — дело нужное, но по вызову в милицию являться надо точно в назначенное время. В следующий раз не явитесь — доставим приводом». Арьянов сказал: «А я думал, что все это для меня кончилось в колонии. В следующий раз буду аккуратнее. А сейчас я хотел бы знать, по какому поводу вызван в милицию, а заодно — с кем имею дело. Ваша фамилия мне ничего не говорит». Участковый на это ответил: «Разве вы не видите, что имеете дело с капитаном милиции? А вызвал я вас для того, чтобы решить вопрос о привлечении вас к уголовной ответственности за избиение вашей жены. Арьянов сказал: «Это дело нехитрое — звонить в райотдел, не представляясь. Что же вы сидите и верите каждому анониму, не появляясь на своем участке? А вообще лучше бы помогли устроиться на работу по специальности. Я об этом просил перед освобождением, но что толку». Участковый ответил: «Во-первых, как вы разговариваете? Почему я не должен верить тому, кто передал о вас информацию? Может, он боится мести с вашей стороны? Во-вторых, я просто не обязан устраивать вас на работу, тем более рецидивиста. Кому вы нужны? Захотите — найдете себе хоть что-нибудь, а я тут не при делах». Арьянов попросил: «Хотелось бы найти работу ближе к дому. Я обратился в кадры хлебозавода, но мне там сказали, что судимых на работу не берут, и так воровства хватает». «Правильно сказали, я бы тоже вас на работу не взял. Короче, ищи работу и давай по-быстрому: что натворил?» После этого состоялся пренеприятнейший разговор, в ходе которого участковый размахивал руками, иногда выражался нецензурной бранью, кричал. «Короче, иди и что хочешь делай. Когда понадобишься, вызову. А теперь пошел вон!» На этом беседа, продолжавшаяся 30 минут, была закончена.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|