Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общее понятие управления




Раздел I

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 1

УПРАВЛЕНИЕ,

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Общее понятие управления

Управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно осуществляется в организованных системах любой природы в целях обеспечения долж­ной организации системы и необходимого режи­ма ее функционирования, а в конечном счете -достижения задач, стоящих перед системой. Уп­равление осуществляется в технических, биологи­ческих и социальных системах.

Несмотря на многие коренные различия техни­ческих, биологических и социальных систем, ме­ханизм управления этими системами одинаков и связан с определенным воздействием управляюще­го субъекта (субъекта управления) на управляе­мый объект (объект управления). Во-первых, управляющий субъект должен постоянно полу­чать информацию о состоянии управляемого объекта, динамике этого состояния, поведении объекта, его параметрах и др. Во-вторых, управ­ляющий субъект данную информацию надлежа­щим образом оценивает, анализирует и на основе этого, исходя из задач, стоящих перед системой, ее возможностей принимает управленческое ре­шение, т. е. решение о характере воздействия на управляемый объект. В-третьих, управляющий субъект передает информацию, отражающую при­нятое управленческое решение, управляемому объекту, оказывая на него при этом необходимое управленческое воздействие.

Передачу информации от управляющего субъ­екта к управляемому объекту принято называть прямой связью; передачу информации от управля­емого объекта к управляющему субъекту — обрат­ной связью. Информация, поступающая по кана­лам обратной связи, отражает не только состоя­ние управляемого объекта и его параметры, но и их изменение в результате осуществляемого уп­равляющего воздействия на объект со стороны субъекта.

Поясним сказанное на примере. В качестве уп­равляемой технической системы рассмотрим сис­тему нагрева воды в обычной котельной. Оператор котельной, являющийся управляющим субъектом такой системы, должен постоянно получать ин­формацию о температуре воды, давлении в котлах, расходе топлива и других параметрах. Это - ин­формация, передаваемая от управляемого объекта к управляющему субъекту по каналам обратной связи. В данном случае такой связью являются измерительные приборы.

Анализ полученных по каналам обратной свя­зи сведений позволяет управляющему субъекту принимать решения о том или ином воздействии на управляемый объект. Так, оператор может по­считать необходимым увеличить или уменьшить расход топлива, поднять или сбросить давление в котлах, повысить или понизить температуру нагрева воды. Подобные управленческие решения обусловлены задачами системы водонагрева (на­пример, для каких потребителей требуется горя­чая вода), заданной температурой воды, техниче­скими характеристиками котлов и т. д.

Однако принятие управленческого решения само по себе не приведет ни к изменению расхода топлива, ни к оптимизации давления в котлах, ни к повышению или понижению температуры воды. Оператор должен «передать» свое решение систе­ме нагрева воды по каналам прямой связи. С этой целью он с помощью кранов, вентилей, заслонок, реостатов и других технических агрегатов регули­рует работу топливоподающих, дроссельных, на­гревательных и прочих агрегатов, обеспечиваю­щих нагрев воды.

Таким образом, о системе управления можно говорить как о системе, состоящей из четырех ос­новных элементов: субъект управления (тот, кто управляет); объект управления (то, кем или чем управляют); прямая связь (информация, поступа­ющая от субъекта управления к объекту управле­ния); обратная связь (информация, поступающая от объекта управления к субъекту управления)^

Наиболее сложным видом управления являет­ся управление социальными системами. Под соци­альным управлением (управлением социальными системами) понимается воздействие на общ­ность людей в целях упорядочения общества, его совершенствования и развития, достижения стоящих перед людьми задач. Объективная не­обходимость в социальном управлении обусловле­на общественным характером существования лю­дей: их труда, иных отношений, общения, взаи­модействия. Социальное управление необходимо всегда, когда осуществляется совместная деятельность людей, для обеспечения ее координации и регулирования, согласованности индивидуальных действий.

Объектом социального управления являются существующие в обществе отношения, соци­альные образования, отдельные люди; субъектом управления - - руководители, осуществляющие персональное руководство, и коллективные орга­ны управления любыми общностями людей (го­сударственными и негосударственными организа­циями, их структурными подразделениями, об­щественными объединениями, международными организациями, иными общностями людей); орга­ны государственной власти и местного самоуправ­ления, их должностные лица. Несмотря на зна­чительную роль, которую играют при управлении социальными системами субъективные факторы волевого, эмоционального, иного психологическо­го характера, сложившиеся отношения между людьми, традиции, устои, привычки, морально-этические нормы и др., управление такими сис­темами вне зависимости от их величины и слож­ности протекает по общему рассмотренному выше механизму процесса управления. При управлении социальными системами управляющий субъект также по каналам обратной связи получает ин­формацию о состоянии управляемого объекта, ее оценивает, анализирует, а принятое управленче­ское решение по каналам прямой связи передает управляемому объекту.

Однако организация обмена информацией меж­ду элементами социальных систем, методы ее по­лучения, оценки и анализа, механизмы принятия управленческих решений и воздействия на людей во многом принципиально отличаются от управле­ния в системах иной природы. Это объясняется не только сложностью социально-экономических про­цессов, биологическими, психологическими и со­циальными особенностями людей как объектов управления в социальных системах, но и много­образием каналов прямой и обратной связи в та­ких системах.

Процесс социального управления состоит из ряда стадий, которыми являются: формулирова­ние целей и постановка задач управления; выра­ботка и принятие управленческого решения; орга­низация исполнения этого решения; контроль за претворением в жизнь управленческого решения.

Социальное управление подразделяется на госу­дарственное управление и негосударственное уп­равление. Негосударственное управление осуществ­ляется органами местного самоуправления, адми­нистрацией негосударственных организаций и общественными объединениями граждан.

В курсе административного права основное вни­мание уделяется государственному управлению. Под государственным управлением в широком смысле слова понимается управление делами го­сударства, всеми его органами по достижению целей, стоящих перед государством. Субъекта­ми государственного управления являются органы государственной власти, другие государственные органы, должностные лица, наделенные государ­ственно-властными полномочиями. Однако опыт свидетельствует, что эффективно управлять госу­дарством невозможно без включения в процесс управления органов местного самоуправления, ко­торые в соответствии с положениями Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных