ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос № 3. Исполнение судебных поручений, признание и исполнение решений иностранных судов, нотариальные действия1. Исполнение судебных поручений является важной процедурой международного гражданского процесса. Под судебным поручением в международной практике понимается обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого другого государства. Вопрос требует внимательного подхода к его разрешению и влечет ниже следующие пояснения: - наиболее часто встречаются два случая, когда суду одного государства приходится обращаться к судам другого государства: 1) вручение документов по просьбе суда лицам, находящимся за границей; 2) выполнение отдельных процессуальных действий (например, допрос свидетелей, изъятие документов, производство экспертиз и др.); - поручение иностранного суда о совершении процессуальных действий не подлежит исполнению, если исполнение поручения: 1) может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает ее безопасности; 2) не входит в, компетенцию суда; 3) исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права, или иным образом противоречит публичному порядку РФ; 4) не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении процессуальных действий; - существует четыре исторически сложившихся порядка исполнения судебных поручений: 1) непосредственное обращение суда государства А к суду государства Б; 2) дипломатический порядок, когда суд государства А обращается к своему министерству иностранных дел, которое через свое посольство обращается в МИД государства Б, а последнее в свою очередь направляет поручение в соответствующий суд с просьбой о его исполнении; 3) выполнение судебных поручений в государстве Б специальным уполномоченным, назначенным государством А; 4) выполнение судебных поручений путем передачи их центральным органам юстиции (например, министерствам юстиции, прокуратуре), то есть суд одной страны направляет поручение органу юстиции своей страны, а тот в сою очередь передает его органу юстиции другой страны с последующей передачей для исполнения соответствующему суду. - порядок исполнения судебных поручений устанавливается в каждой стране ее внутренним законодательством и международными соглашениями; - в Российской Федерации применяется дипломатический порядок; - основным международным соглашением, регулирующим порядок исполнения судебных поручений, долгое время являлась Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г., однако многие ее положения отменены в связи с принятием и введением в действие таких источников как: 1) Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г.; 2) Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства 1968 г.; 3) Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970 г.; 4) Конвенция о юрисдикции и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1988 г.; - Для России также, наряду с перечисленными источниками, существенную роль в данном вопросе играют: 1) Соглашение СНГ 1992 г; 2) Минская конвенция 1993 г. 2. Предварительные обеспечительные меры. Под предварительными обеспечительными мерами в гражданско-процессуальном законодательстве обычно понимаются временные меры, принимаемые по постановлению суда с целью обеспечить в будущем исполнение решения в случае его вынесения, или же меры, препятствующие стороне в споре уменьшить имущество, на которое может быть обращено взыскание, или же иным образом уклониться от выполнения своих обязательств. Детализируем данный вопрос: - в международных соглашениях по процессуальным вопросам в понятие предварительных мер включаются и охранительные меры; - обеспечительные меры носят временный характер, то есть они обычно действуют в течение определенного ограниченного срока, установленного судом; - в законодательстве различных государств к мерам по обеспечению иска применяются правила об исполнительном производстве; - Минская конвенция 1993г. не предусматривают положений о признании и исполнении в одной стране СНГ постановлений об обеспечительных, мерах, принятых в другом государстве СНГ; - в ст. 54 Кишиневской конвенции 2002 г. было включено правило об исполнении решений судов о наложении ареста на имущество, включая денежные средства на банковских счетах, в целях обеспечения исков. 3. Признание и исполнение решений иностранных судов: - допустимость признания и исполнений иностранного судебного решения определяется законодательством конкретной страны и международными соглашениями, в которых она участвует; - признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой его принудительного исполнения; - предварительным условием для исполнения решения иностранного суда обычно является требование наличия взаимности в отношении решений отечественных судов; - международная практика сформировала следующие основные системы исполнения решений иностранных судов: 1) для исполнения судебного решения требуется проверка его правильности лишь с формальной точки зрения, а также установление его непротиворечия публичному порядку страны суда (Италия); 2) во Франции, Бельгии, ФРГ необходима выдача экзекватуры: под экзекватурой понимается вынесение судом после рассмотрения соответствующего ходатайства специального постановления о разрешении исполнения; 3) требуется регистрация решения в особом реестре (в реестре суда по гражданским делам Высокого суда Великобритании); - решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет со дня его вступления в законную силу; - пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом (пример, п. 3 ст.409 ГПК РФ); - российское процессуальное законодательство устанавливает следующий порядок принудительного исполнения решений иностранного суда: 1) ходатайство взыскателя о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается судом II-го звена, то есть субъекта РФ по месту жительства должника в РФ; 2) в случае, если должник не имеет места жительства или места нахождения в России, либо место его нахождения неизвестно, ходатайство рассматривается по месту нахождения его имущества (ст. 410 ГПК РФ); - ходатайство должно содержать: 1) наименование взыскателя, его представителя, если ходатайство подается представителем, указание их места жительства, а в случае, если взыскателем является организация, указание места ее нахождения; 2) наименование должника, указание его места жительства, а если должником является организация, указание места ее нахождения; 3) просьбу взыскателя о разрешении принудительного исполнения решения и об указании, с какого момента требуется его исполнение; - к ходатайству прилагаются документы: 1) заверенная иностранным судом копия решения иностранного суда, о разрешении принудительного исполнения которого возбуждено ходатайство; 2) официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не вытекает из текста самого решения; 3) документ об исполнении решения, если оно ранее исполнялось на территории соответствующего иностранного государства; 4) документ, из которого следует, что сторона, против которой принято решение, которая не принимала участие в процессе, была своевременно и в надлежащем порядке извещена о времени и месте рассмотрения дела; 5) заверенный перевод части документов на русский язык; - заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения рассматривается: 1) в судебном заседании судьей единолично; 2) в срок, не превышающий месяцасо дня его поступления в суд. - на основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу определения суда о принудительном исполнении этого решения выдается исполнительный лист, который направляется в суд по месту исполнения решения иностранного суда; - В гражданско-процессуальном кодексе содержится перечень оснований для отказа в принудительном исполнении решения иностранного суда, причем этот перечень является исчерпывающим: 1) решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу или не подлежит исполнению; 2) сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела; 3) рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов РФ; 4) имеется вступившее в законную силу решение суда РФ, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в РФ имеется дело, возбужденное по между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде; 5) исполнение решения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ либо противоречит публичному порядку РФ; 6) истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в РФ по ходатайству взыскателя (ст. 412 ГПК, а также схож порядок и по АПК РФ). 4. Нотариальные действия и легализация документов. Развитие отношений, регулируемых нормами МЧП, привело в последние годы к значительному расширению объема нотариальных действий (засвидетельствование документов всякого рода, оформление доверенностей и др.) и имеет ряд организационно-правовых особенностей: - основным нормативным актом, регулирующим деятельность нотариальных органов в России, являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 г.; - каких-либо ограничений для иностранных граждан и юридических лиц, при их обращении к нотариусам в России, не имеется; - в функции нотариальных контор, применительно к наличию иностранного элемента, входят: 1) удостоверение документов, предназначенных для их действия за границей (в частности, доверенностей); 2) принятие документов, составленных за границей; 3) осуществление действий, связанных с охраной находящегося на территории РФ имущества, оставшегося после смерти иностранного гражданина, или имущества, причитающегося иностранному гражданину после смерти гражданина России; 4) обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах иностранных государств и т.д.; - важным направлением деятельности нотариусов является ведение дел в судах и иных органах за рубежом: 1) на нотариуса возложено обеспечение доказательств, необходимых для ведения дел в органах других государств; 2) совершение данных нотариальных действий должно осуществляться по правилам, действующим в России; 3) Основы законодательства о нотариате 1993 г. не устанавливают каких-либо ограничений в отношении вида иностранного органа, который ведет дело; 4) не играет роли и существо дела, ведущегося за границей (может касаться наследственных вопросов, продажи недвижимости, находящейся за границей, расторжения брака и др.); 5) доказательства обеспечиваются независимо от стадии рассмотрения дела; - в Основах законодательства РФ о нотариате предусмотрена возможность применения нотариусами норм иностранного права; - нотариусы принимают документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров; совершают удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным договорам РФ (ст. 104); - порядок сношения российских нотариусов с органами юстиции зарубежных государств определяется законодательством и международными договорами РФ; - нотариусы обращаются к иностранным органам юстиции с поручениями о производстве отдельных нотариальных действий и исполняют аналогичные поручения, передаваемые им в установленном порядке (как правило, через МИД РФ) из-за рубежа; - на территории иностранных государств нотариальные действия от имени РФ осуществляют уполномоченные должностные лица консульских учреждений России; - существенное значение имеет на практике решение вопроса о легализации документов: под легализацией понимается удостоверение составленного в России документа определенным компетентным органом, точно так же как удостоверение документа, составленного в иностранном государстве компетентным органом этого государства. - Консульская легализация заключается в совершении на документе специальной надписи и проставление специальной удостоверительной отметки – апостиля (ст. 3); - в России, применительно к легализации документов, выделяются правила: 1) документы, составленные за границей с участием должностных лиц компетентных органов других государств или от них исходящие, принимаются нотариусом при условии их легализации органом МИД России; 2) без легализации такие документы принимаются нотариусом в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством РФ и международными договорами Российской Федерации; 3) требование легализации предъявляется не только к документам, нуждающимся в совершении определенных нотариальных действий, но и к целому ряду других актов государственных органов (свидетельствам о регистрации актов гражданского состояния, судебным решениям, архивным справкам, административным документам и т.д.); 4) предназначенные для использования на территории России иностранные документы могут быть легализованы как в соответствующем иностранном государстве, так и в РФ; - акт консульской легализации имеет два основных последствия: 1) он представляет собой установление и засвидетельствование подлинности подписей иностранных должностных лиц на документе или акте; 2) легализуя документ или акт, консул устанавливает и свидетельствует его соответствие законам соответствующего иностранного государства; - отмена требования консульской легализации возможна, в частности, в соответствии с предписаниями международных договоров; - наиболее важной является Гаагская конвенция 1961 г., отменяющая требование легализации иностранных официальных документов и в ст.1, в качестве таковых, устанавливающая: 1) документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя; 2) административные документы; 3) нотариальные акты; 4) официальные пометки, такие как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату и др. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|