Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос № 3. Исполнение судебных поручений, признание и исполнение решений иностранных судов, нотариальные действия




1. Исполнение судебных поручений является важной процедурой международного гражданского процесса.

Под судебным поручением в международной практике понимается обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого другого государства.

Вопрос требует внимательного подхода к его разрешению и влечет ниже следующие пояснения:

- наиболее часто встречаются два случая, когда суду одного государства приходится обращаться к судам другого государства:

1) вручение документов по просьбе суда лицам, находящимся за границей;

2) выполнение отдельных процессуальных действий (например, допрос свидетелей, изъятие документов, производство экспертиз и др.);

- поручение иностранного суда о совершении процессуальных действий не подлежит исполнению, если исполнение поручения:

1) может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает ее безопасности;

2) не входит в, компетенцию суда;

3) исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права, или иным образом противоречит публичному порядку РФ;

4) не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении процессуальных действий;

- существует четыре исторически сложившихся порядка исполнения судебных поручений:

1) непосредственное обращение суда государства А к суду государства Б;

2) дипломатический порядок, когда суд государства А обращается к своему министерству иностранных дел, которое через свое посольство обращается в МИД государства Б, а последнее в свою очередь направляет поручение в соответствующий суд с просьбой о его исполнении;

3) выполнение судебных поручений в государстве Б специальным уполномоченным, назначенным государством А;

4) выполнение судебных поручений путем передачи их центральным органам юстиции (например, министерствам юстиции, прокуратуре), то есть суд одной страны направляет поручение органу юстиции своей страны, а тот в сою очередь передает его органу юстиции другой страны с последующей передачей для исполнения соответствующему суду.

- порядок исполнения судебных поручений устанавливается в каждой стране ее внутренним законодательством и международными соглашениями;

- в Российской Федерации применяется дипломатический порядок;

- основным международным соглашением, регулирующим порядок исполнения судебных поручений, долгое время являлась Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г., однако многие ее положения отменены в связи с принятием и введением в действие таких источников как:

1) Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г.;

2) Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства 1968 г.;

3) Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970 г.;

4) Конвенция о юрисдикции и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1988 г.;

- Для России также, наряду с перечисленными источниками, существенную роль в данном вопросе играют:

1) Соглашение СНГ 1992 г;

2) Минская конвенция 1993 г.

2. Предварительные обеспечительные меры.

Под предварительными обеспечительными мерами в гражданско-процессуальном законодательстве обычно понимаются временные меры, принимаемые по постановлению суда с целью обеспечить в будущем исполнение решения в случае его вынесения, или же меры, препятствующие стороне в споре уменьшить имущество, на которое может быть обращено взыскание, или же иным образом уклониться от выполнения своих обязательств.

Детализируем данный вопрос:

- в международных соглашениях по процессуальным вопросам в понятие предварительных мер включаются и охранительные меры;

- обеспечительные меры носят временный характер, то есть они обычно действуют в течение определенного ограниченного срока, установленного судом;

- в законодательстве различных государств к мерам по обеспечению иска применяются правила об исполнительном производстве;

- Минская конвенция 1993г. не предусматривают положений о признании и исполнении в одной стране СНГ постановлений об обеспечительных, мерах, принятых в другом государстве СНГ;

- в ст. 54 Кишиневской конвенции 2002 г. было включено правило об исполнении решений судов о наложении ареста на имущество, включая денежные средства на банковских счетах, в целях обеспечения исков.

3. Признание и исполнение решений иностранных судов:

- допустимость признания и исполнений иностранного судебного решения определяется законодательством конкретной страны и международными соглашениями, в которых она участвует;

- признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой его принудительного исполнения;

- предварительным условием для исполнения решения иностранного суда обычно является требование наличия взаимности в отношении решений отечественных судов;

- международная практика сформировала следующие основные системы исполнения решений иностранных судов:

1) для исполнения судебного решения требуется проверка его правильности лишь с формальной точки зрения, а также установление его непротиворечия публичному порядку страны суда (Италия);

2) во Франции, Бельгии, ФРГ необходима выдача экзекватуры: под экзекватурой понимается вынесение судом после рассмотрения соответствующего ходатайства специального постановления о разрешении исполнения;

3) требуется регистрация решения в особом реестре (в реестре суда по гражданским делам Высокого суда Великобритании);

- решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет со дня его вступления в законную силу;

- пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом (пример, п. 3 ст.409 ГПК РФ);

- российское процессуальное законодательство устанавливает следующий порядок принудительного исполнения решений иностранного суда:

1) ходатайство взыскателя о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается судом II-го звена, то есть субъекта РФ по месту жительства должника в РФ;

2) в случае, если должник не имеет места жительства или места нахождения в России, либо место его нахождения неизвестно, ходатайство рассматривается по месту нахождения его имущества (ст. 410 ГПК РФ);

- ходатайство должно содержать:

1) наименование взыскателя, его представителя, если ходатайство подается представителем, указание их места жительства, а в случае, если взыскателем является организация, указание места ее нахождения;

2) наименование должника, указание его места жительства, а если должником является организация, указание места ее нахождения;

3) просьбу взыскателя о разрешении принудительного исполнения решения и об указании, с какого момента требуется его исполнение;

- к ходатайству прилагаются документы:

1) заверенная иностранным судом копия решения иностранного суда, о разрешении принудительного исполнения которого возбуждено ходатайство;

2) официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не вытекает из текста самого решения;

3) документ об исполнении решения, если оно ранее исполнялось на территории соответствующего иностранного государства;

4) документ, из которого следует, что сторона, против которой принято решение, которая не принимала участие в процессе, была своевременно и в надлежащем порядке извещена о времени и месте рассмотрения дела;

5) заверенный перевод части документов на русский язык;

- заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения рассматривается:

1) в судебном заседании судьей единолично;

2) в срок, не превышающий месяцасо дня его поступления в суд.

- на основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу определения суда о принудительном исполнении этого решения выдается исполнительный лист, который направляется в суд по месту исполнения решения иностранного суда;

- В гражданско-процессуальном кодексе содержится перечень оснований для отказа в принудительном исполнении решения иностранного суда, причем этот перечень является исчерпывающим:

1) решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу или не подлежит исполнению;

2) сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела;

3) рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов РФ;

4) имеется вступившее в законную силу решение суда РФ, принятое по спору между­ теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в РФ имеется дело, возбужденное по между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;

5) исполнение решения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ либо противоречит публичному порядку РФ;

6) истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в РФ по ходатайству взыскателя (ст. 412 ГПК, а также схож порядок и по АПК РФ).

4. Нотариальные действия и легализация документов.

Развитие отношений, регулируемых нормами МЧП, привело в последние годы к значительному расширению объема нотариальных действий (засвиде­тельствование документов всякого рода, оформление доверенностей и др.) и имеет ряд организационно-правовых особенностей:

- основным нормативным актом, регулирующим деятельность но­тариальных органов в России, являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 г.;

- каких-либо ограничений для иностранных граждан и юридических лиц, при их обращении к нотариусам в России, не имеется;

- в функции нотариальных контор, применительно к наличию иностранного элемента, входят:

1) удостоверение докумен­тов, предназначенных для их действия за границей (в частности, дове­ренностей);

2) принятие документов, составленных за границей;

3) осу­ществление действий, связанных с охраной находящегося на территории РФ имущества, оставшегося после смерти иностранного гражданина, или имущества, причитающегося иностранному гражданину после смерти гражданина России;

4) обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах иностранных государств и т.д.;

- важным направлением деятельности нотариусов является ведение дел в судах и иных органах за рубежом:

1) на нотариуса возложено обеспечение доказательств, необходимых для ведения дел в органах других государств;

2) совершение данных нотариальных действий должно осуществляться по правилам, действующим в России;

3) Основы законодательства о нотариате 1993 г. не устанавливают каких-либо ог­раничений в отношении вида иностранного органа, который ведет дело;

4) не играет роли и существо дела, ведущего­ся за границей (может касаться наследственных вопросов, прода­жи недвижимости, находящейся за границей, расторжения брака и др.);

5) доказательства обеспечиваются независимо от стадии рассмотрения дела;

- в Основах законодательства РФ о нотариате предусмотрена воз­можность применения нотариусами норм иностранного права;

- нота­риусы принимают документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров; совершают удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным догово­рам РФ (ст. 104);

- порядок сношения российских нотариусов с органами юстиции зарубежных государств определяется законодательством и междуна­родными договорами РФ;

- нотариусы обращаются к иностранным органам юстиции с поручениями о производстве отдельных нотари­альных действий и исполняют аналогичные поручения, передаваемые им в установленном порядке (как правило, через МИД РФ) из-за ру­бежа;

- на территории иностранных государств нотариальные действия от имени РФ осуществляют уполномоченные долж­ностные лица консульских учреждений России;

- существенное значение имеет на практике решение вопроса о ле­гализации документов: под легализацией понимается удостоверение составленного в России документа определенным компетентным органом, точно так же как удос­товерение документа, составленного в иностранном государстве ком­петентным органом этого государства.

- Консульская легализация заключается в совершении на документе специальной надписи и проставление специальной удостоверительной отметки – апостиля (ст. 3);

- в России, применительно к легализации документов, выделяются правила:

1) документы, составленные за границей с участием должностных лиц компетентных органов других государств или от них исходящие, принимаются нотариусом при условии их ле­гализации органом МИД России;

2) без легализации такие документы принимаются нотариусом в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством РФ и меж­дународными договорами Российской Федерации;

3) требование легализации предъяв­ляется не только к документам, нуждающимся в совершении опреде­ленных нотариальных действий, но и к целому ряду других актов государственных органов (свидетельствам о регистрации актов граж­данского состояния, судебным решениям, архивным справкам, административным документам и т.д.);

4) предназначенные для использования на территории России ино­странные документы могут быть легализованы как в соответствую­щем иностранном государстве, так и в РФ;

- акт консульской легализации имеет два основных последствия:

1) он представляет собой установление и засвидетельствование подлинности подписей иностранных должностных лиц на доку­менте или акте;

2) легализуя документ или акт, консул уста­навливает и свидетельствует его соответствие законам соответствую­щего иностранного государства;

- отмена требования консульской легализации возможна, в част­ности, в соответствии с предписаниями международных договоров;

- наиболее важной является Гаагская конвенция 1961 г., отменяющая требование легализации иностранных официальных документов и в ст.1, в качестве таковых, устанавливающая:

1) документы, исходящие от органа или должностного лица, подчи­няющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;

2) административные документы;

3) нотариальные акты;

4) официальные пометки, такие как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату и др.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных