ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос № 1. Регулирование семейных правоотношений1. Основными чертами международно-правового регулирования данной сферы являются: - фактическое отсутствие в данных областях международной унификации материально-правовых норм, хотя попытки такого рода делались; - господство коллизионных норм, отсылающих к праву отдельных государств; - возрастание значения многосторонних и двусторонних договоров, содержащих коллизионные нормы в этих областях; - различия в области семейного права применимо к различным странам: 1) признание только браков, заключенных только в государственных органах (Россия, Германия, Дания, Франция, Нидерланды, Норвегия, Эстония и др.); 2) наравне с гражданской формой брака правовые последствия порождает и брак вцерковной форме(Великобритания, США, Канада, Австралия); 3) в Италии, Испании, Бразилии, заключение брака формально допускается как в гражданской, так и церковной формах (но при условии обязательного последующего уведомления государственных органов о состоявшейся церковной церемонии бракосочетания); 4) государства, в которых заключение брака возможно лишь в церковной форме (Греция, Кипр); - помимо формы заключения брака имеется ряд и других, достаточно архаичных брачных правил: 1) в одних странах имеются ограничения для женщин,вступающих в брак: они могут вступать в брак только по истечении определенного периода времени после развода или смерти мужа; 2) имеются страны, в которых установлены ограниченияили особые условия для вступления в брак их граждан с иностранцами(например, в Дании браки с иностранцами разрешены только в том случае, если лицо, вступающее в брак, старше 24 лет; иностранка может выйти замуж за датского гражданина при условии, что он имеет достаточную жилплощадь в Дании и постоянные доходы); 3) часто встречается не полный запрет на вступление в брак с иностранцем, а ограниченный: разрешение на вступление в брак с иностранцем требуется для всех граждан или отдельных категорий (например, направленных на учебу за границу) по законодательству Венгрии, Индии, Ирака, Италии, Норвегии, Румынии, Польши, Швеции и других стран. 4) в ряде государств характерно главенство мужа, то есть в них сохраняется неравноправное положение мужа и жены в семье; 5) законодательство большинства государств исходит из принципа моногамии, однако в странах, относящихся к мусульманскому миру, характерной особенностью в области семейных отношений является полигамия (многоженство); 6) в отдельных странах Азии и Африки сохраняются архаические обычаи уплаты выкупа за невесту, низкий возраст для вступления женщины в брак; 7) в ряде государств признается институт обручения(помолвки) (например, в Турции, Италии); 8) в ряде стран (Италия, Испания, Перу и др.) допускается выдача доверенности представителю на заключение брака; - брачная правоспособность, т.е. само право вступать в брак, отсутствие препятствий для вступления в брак – все это определяется в ряде государств личным законом каждого из супругов; - брак, заключенный в одном государстве в соответствии с законом места его заключения, может быть не признан в другом государстве, что порождает «хромающие» браки; - изменение фамилии лиц, вступающих в брак также определяется на основе коллизионных норм (например, в Германии, согласно Вводному закону к ГГУ, возможность изменения фамилии определяется правом государства гражданства каждого из супругов). Из международно-правовых источников следует упомянуть ряд конвенций, разработанных Гаагской конференцией по международному частному праву, регулирующих брачно-семейную сферу: 1) Конвенция о компетенции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.; 2) Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам, 1973 г.; 3) Конвенция о компетенции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.; 4) Конвенция о заключении брака и признании его недействительным 1978 г.; 5) Конвенция о праве, применимом к режимам собственности супругов, 1978 г.; 6) Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) 1993 г.; 7) Конвенция о подсудности, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в области ответственности родителей и мероприятиях по защите детей (Гаагская конвенция о защите детей) 1996 г.; 8) Гаагская конвенция о международной защите несовершеннолетних 2000 г. Семейный кодекс России содержит разд. VII «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства», где сформулированы коллизионные нормы (фактически повторяющие положения Минской конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.): 1) о заключении брака; 2) признании его недействительным; 3) расторжении брака; 4) о личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях супругов; 5) усыновлении; 6) установлении и оспаривании отцовства (материнства); 7) правах и обязанностях родителей и детей; 8) алиментных обязательствах совершеннолетних детей и других членов семьи. 2. В вопросах заключения брака, применительно к российской практике, следует выделить ряд национальных и международных правовых основ: - к некоторым вопросам заключения брака применяется оговорка о публичном порядке; - при заключении браков на территории России независимо от гражданства будущих супругов форма заключения брака определяется российским законодательством (п. 1 ст. 156 СК РФ); - регулирование брачных отношений находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ; - брак заключается в личном присутствии лиц, вступающих в брак, как правило, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния, независимо от гражданства будущих супругов; - государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния; - согласно п. 2 ст. 156 СК РФ «условия заключения брака на территории РФ определяются для каждого из лип, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований статьи 14 настоящего Кодекса в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака»; - при наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств (но российского нет) применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств; - условия заключения брака лицом без гражданства на территории России определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства; - в отношении гражданства лиц, вступающих в брак, а также детей в случае расторжения брака в России действуют следующие правила: 1) заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц; 2) изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга; 3) Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей (ст. 8 Федерального закона о гражданстве 2002 г.); - российское законодательство допускает заключение на территории РФ так называемых консульских браков, т.е. браков, регистрируемых в иностранных дипломатических или консульских представительствах; - заключение консульских «смешанных» браков, как правило, не допускается (но имеет место по консульским конвенциям с Турцией, Китаем и др.); - для признания действительности брака, заключенного за границей между российскими гражданами, не требуется выполнение предписаний российского закона о достижении брачного возраста (ст. 13 СК РФ), если были соблюдены условия о брачном возрасте законодательства государства, где имеет место заключение брака; - брак, заключенный с соблюдением формы, установленной законом места его совершения, признается в РФ даже в том случае, если такая форма брака неизвестна нашему законодательству; - если законодательство какой-либо страны допускает возможность вступления в брак при наличии другого брака, нет оснований для признания в России недействительным брака двух иностранных граждан, один из которых уже состоит в браке; - если при заключении брака не будет учтено законодательство страны гражданства (или местожительство) лица, вступающего в брак, такой брак не будет признан в другой стране, станет «хромающим» браком. 3. Правоотношения между супругами. В каждом государстве определяется режим личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов. Выделим, применительно к этому вопросу основы российского права: - исходным является закрепленный в Конституции РФ принцип полного равноправия мужчины и женщины (ч. 3 ст. 19); - личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов должны определяться законодательством государства, на территории которого супруги имеют совместное место жительства, а при его отсутствии – законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства (п. 1 ст. 161 СК); - режим имущественных отношений супругов может быть урегулирован путем заключения брачного договора или соглашения об уплате ими алиментов друг другу; Правила по вопросу о применении права к личным и имущественным правоотношениям супругов предусмотрены и в Минской конвенции 1993 г.: 1) личные и имущественные правоотношения супругов определяются по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой они имеют совместное местожительство; если один из супругов проживает на территории одной договаривающейся стороны, а второй – на территории другой и при этом оба супруга имеют одно и то же гражданство, их личные и имущественные правоотношения определяются но законодательству той стороны, гражданами которой они являются; 2) если один из супругов является гражданином одной договаривающейся стороны, а второй – другой и один из них проживает на территории одной, а второй – на территории другой договаривающейся стороны, то наличные и имущественные правоотношения определяются по законодательству той стороны, на территории которой они имели свое последнее совместное местожительство; 3) если супруги не имели совместного места жительства на территориях договаривающихся сторон, применяется законодательство той стороны, учреждение которой рассматривает дело; 4) правоотношения супругов, касающиеся их недвижимого имущества, определяются по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой находится это имущество; 5) по делам о личных и имущественных правоотношениях супругов компетентны учреждения договаривающейся стороны, законодательство которой подлежит применению в соответствии с приведенными выше положениями. По вопросам подсудности соответствующей категории дел выделим следующие правила: 1) по делам о личных и имущественных отношениях супругов в случае их общего местожительства компетентны суды договаривающейся стороны, на территории которой супруги имеют местожительство; 2) если при этом супруги являются гражданами другой договаривающейся стороны, компетентны также суды этой договаривающейся стороны; 3) если супруги проживают в разных странах, компетентны суды договаривающейся стороны, гражданами которой являются супруги; 4) если один из супругов является гражданином одной договаривающейся стороны, а второй – гражданином другой договаривающейся стороны, компетентны суды обеих договаривающихся сторон. 4. Расторжение брака с частноправовых позиций имеет следующие характеристики: - согласно российскому законодательству, расторжение брака производится либо в судебном порядке, либо в органах загса; - расторжение брака между российскими и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также между иностранными гражданами на территории РФ происходит в соответствии с законодательством России (п. 1 ст. 160 СК РФ); - согласно п. 2 ст. 160 СК РФ, российский гражданин, проживающий за пределами территории России, вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории России супругом независимо от его гражданства в суде РФ; - российское семейное законодательство, в отличие от законодательства большинства иностранных государств, не содержит каких-либо специальных норм, об определенных поводах и основания для развода; - за границей решение суда о расторжении брака может, как требовать государственную регистрацию так и не требовать (например, в США суд выдает свидетельство о разводе); - за границей развод может быть оформлен и консулом (п. 2 ст. 160 СК РФ); - ряд консульских конвенций, заключенных с иностранными государствами, предусматривает, что консулы могут расторгать браки (с США, Болгарией и др.); - другие консульские конвенции предусматривают лишь регистрацию совершенного в стране пребывания консула расторжения брака, в частности (с ФРГ, Финляндией). Специальные правила о расторжении брака содержатся в договорах о правовой помощи, заключенных Россией с Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Польшей и другими странами, которые обычно устанавливают: 1) развод производится органами того государства, гражданами которого являются супруги; 2) если супруги проживают в другой стране, то они могут обращаться в суд этой страны; 3) при расторжении брака применяется законодательство страны гражданства супругов; 4) когда супруги не имеют общего гражданства и проживают на территории разных государств, дело о разводе может быть возбуждено в суде любого из договаривающихся государств; 5) документы, выданные иностранцам в удостоверение развода, совершенного по законам соответствующих государств, признаются действительными в РФ. Минская конвенция 1993 г. (ст. 28, 29), Кишиневская конвенция 2002 г. (ст. 31, 32) исходят при решении вопросов о расторжении брака из следующих положений: 1) по делам о расторжении брака применяется законодательство страны, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления; 2) при разном гражданстве применяется законодательство страны, учреждение которой рассматривает дело о расторжении брака; 3) рассматривать дела о расторжении браков компетентны учреждения стран, гражданами которых являются супруги в момент подачи заявления; 4) если в момент подачи заявления оба супруга проживают на территории другого государства, то рассматривать дело о расторжении брака компетентны также и учреждения этой страны, т.е. супруги могут обращаться и в суд этой страны; 5) если супруги являются гражданами различных государств, дело о разводе компетентны рассматривать учреждения страны, на территории которой проживают оба супруга; 6) если супруги проживают на территории разных государств, рассматривать дела о расторжении брака компетентны учреждения обеих государств, на территории которых они проживают. 5. Выделим основы правоотношений между родителями и детьми: - в первую очередь правовое положение ребенка определяется его Гражданством (согласно ст. 12 Федерального закона о гражданстве 2002 г.); - ребенок, который находится на территории России и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения; - отношения родителей и детей имеют наиболее тесную связь с законодательством страны их совместного места жительства; - установление и оспаривание отцовства (материнства) определяется законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению (п. 1 ст. 162 СК РФ); - порядок установления или оспаривания отцовства (материнства) на территории России определяется российским законодательством; - проживающие вне пределов РФ родители ребенка, из которых хотя бы один является гражданином РФ, вправе обращаться с заявлениями об установлении отцовства в дипломатические представительства или консульские учреждения РФ (ст. 162 СК РФ). Нормы об установлении отцовства есть и в договорах о правовой помощи. Ст. 32 Минской конвенции 1993 г., а также ст. 35 Кишиневской конвенции 2002 г. предусматривают следующие правила: 1) права и обязанности родителей и детей, в том числе обязательства родителей по содержанию детей, определяются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой они имеют постоянное совместное место жительства, а при отсутствии постоянного совместного места жительства родителей и детей их взаимные права и обязанности определяются законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является ребенок; 2) по требованию истца по алиментным обязательствам применяется законодательство договаривающейся стороны, на территории которой постоянно проживает ребенок; 3) алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи определяются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой они имели совместное место жительства; 4) при отсутствии совместного места жительства такие обязательства определяются законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является истец; 5) по делам о правоотношениях между родителями и детьми компетентен суд договаривающейся стороны, законодательство которой подлежит применению; 6) исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится в порядке, установленном законодательством договаривающейся стороны, на территории которой проживает ребенок; 7) договаривающиеся стороны оказывают друг другу помощь в розыске ответчика по делам о взыскании алиментов, когда есть основание полагать, что ответчик находится на территории другой договаривающейся стороны, и судом вынесено определение об объявлении ихрозыска. 6. Перейдем к очень важному вопросу об усыновлении (удочерении) детей: - статья 165 СК РФ допускает усыновление в России иностранными гражданами детей, являющихся как российскими гражданами, так и иностранными, проживающими на ее территории; - если усыновитель и усыновляемые являются гражданами разных государств либо если факт усыновления должен иметь место за границей и осуществляться в соответствии с законодательством иностранного государства, применяется понятие «международного», или «иностранного» усыновления; - в отношении усыновления ни территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства детей, являющихся российскими гражданами, российское законодательство предусматривает, что усыновление производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель; - при усыновлении ребенка лицом без гражданства применяется законодательство государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (ст. 165 СК РФ); - усыновление иностранцами, состоящими в браке с российскими гражданами, производится в порядке, установленном Семейным кодексом РФ для российских граждан, если иное не предусмотрено международными договорами; - в России допускается усыновление иностранцами, проживающими на ее территории, детей, являющихся иностранными гражданами; - усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ и проживающего за ее пределами, произведенное компетентным органом другого государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в РФ при условии получения предварительного разрешения на усыновление от органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда за пределы территории России (ст. 165 СК РФ); - при усыновлении на территории РФ российскими гражданами ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок; - в России не допускается посредническая деятельность по усыновлению детей (но не рассматривается деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей); - не предусмотрено, по общему правилу, усыновление детей, являющихся российскими гражданами и проживающих за границей, в консульских учреждениях РФ (если это не предусмотрено договорами о правовой помощи, как например с Болгарией). Согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., «государства-участники, которые признают и/или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они: 1) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, в соответствии с законом и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой; 2) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным; 3) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны; 4) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод, связанных с этими лицами. Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления устанавливает материально-правовые нормы, предусматривающие гарантию того, что усыновление должно осуществляться в интересах ребенка, предусматривает признание усыновлений в договаривающихся государствах, совершенных в соответствии с этой конвенцией. Если усыновителями являются супруги, имеющие гражданство разных стран – участниц Конвенции, в отношении условий усыновления применяется законодательство и той и другой страны.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|